Реферат по предмету "Литература"


Женские образы в романе Тургенева "Отцы и дети"

ПроизведенияИ. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русскойлитературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина”— это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту каквнешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, ицельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинамраскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
Частоименно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делатьнравственный выбор, определять свою судьбу.
Вромане “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простойкрестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
Мнехочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появлениеФенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и оченьестественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая,с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежнымиручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легколежала на ее круглых плечах”.
Надоотметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день ихприезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причинаже очень проста: она страшно стеснялась.
Двойственностьее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам жеэтого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный.Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенныеее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, чтоФенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положениемтолько благодаря природной естественности и достоинству.
Воткак Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста,громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там былидве небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сынаон и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
Новот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась устола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было,что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
Мнекажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочетзащитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но ещеи выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на светечто-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
Базаров,живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо егоизменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почтидоброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливаявнимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ееестественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить изсебя барыню.
Базаровупонравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем инарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то жепонравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
ПавелПетрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни зачем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок,чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли ичтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
ОбразФенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мнекажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Прямойпротивоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина.Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно,в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явлениене просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номерарусских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Вездебелели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькойи невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, новыражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколькорастрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее напожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики ихимии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает офизиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены напредметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписываетжурналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную еепротивоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “… что бы она ниделала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Всеу ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.
Наобразе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени,эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает еестремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякогоблагомыслящего человека.  
РеакцияБазарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, онпоморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнемуоблику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем,что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины,которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
Онивстретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела нанего неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — Наостальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека,каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре схозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувстволюбви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь  к Базарову, человеку неординарному, которыйвряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
 Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает нато, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражаладостоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами.От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движенияи взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью,отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные чертыуклада в имении Одинцовой.
Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, ониувидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесьоказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основусуществования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) итеперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговорес Базаровым она называла себя старой.
Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом,кокетничает — ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщиныдуша старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себевозникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в однои тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда недорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы вбитву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своейнатуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородныепоступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающимЕвгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж“не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…”Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностьюдушевной.
У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавиласвою младшую сестру Катю.
Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент онавоспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер.Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. Вдетстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боитсяговорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из нихбукеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но вто же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становитсяясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью.Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив приэтом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своимидостоинствами и недостатками.
Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургеневотносится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцовамне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии вотношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”,— по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, онигораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовойзаключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сброситьмаску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядногочеловека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. Аэмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны.Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщинызаключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из нихсвоя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Текущее положение и тенденции развития в российском рынке недвижимости в условиях экономического
Реферат Сатира в произведениях Чехова и Салтыкова-Щедрина
Реферат Деньги
Реферат Разработка и проектирование ресторана первого класса на 70 посадочных мест в г. Сальске
Реферат Жизнь и творчество Леонардо да Винчи 2
Реферат Ключевский В.О.
Реферат Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры
Реферат Наркотенденции как определенное эмоционально-поведенческое явление о основные особенности
Реферат Взаимоотношения туристических предприятий и гостиниц
Реферат Влияние внешней среды на деятельность организации на примере администрации Кировского района г Астрахани
Реферат «Спонсор» Международного фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями
Реферат Качество оттисков и факторы, на него влияющие
Реферат Вибір оптимальних варіантів систем методами векторної оптимізації
Реферат Фоносемантические особенности лирики М.Ю. Лермонтова
Реферат Анализ эффективности использования основного и оборотного капитала на примере строительного предприятия