Реферат по предмету "Литература"


Женские образы в романе Тургенева "Отцы и дети"

ПроизведенияИ. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русскойлитературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина”— это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту каквнешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, ицельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинамраскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
Частоименно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делатьнравственный выбор, определять свою судьбу.
Вромане “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простойкрестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
Мнехочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появлениеФенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и оченьестественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая,с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежнымиручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легколежала на ее круглых плечах”.
Надоотметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день ихприезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причинаже очень проста: она страшно стеснялась.
Двойственностьее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам жеэтого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный.Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенныеее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, чтоФенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положениемтолько благодаря природной естественности и достоинству.
Воткак Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста,громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там былидве небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сынаон и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
Новот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась устола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было,что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
Мнекажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочетзащитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но ещеи выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на светечто-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
Базаров,живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо егоизменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почтидоброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливаявнимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ееестественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить изсебя барыню.
Базаровупонравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем инарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то жепонравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
ПавелПетрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни зачем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок,чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли ичтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
ОбразФенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мнекажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Прямойпротивоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина.Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно,в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явлениене просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номерарусских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Вездебелели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькойи невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, новыражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколькорастрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее напожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики ихимии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает офизиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены напредметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписываетжурналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную еепротивоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “… что бы она ниделала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Всеу ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.
Наобразе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени,эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает еестремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякогоблагомыслящего человека.  
РеакцияБазарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, онпоморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнемуоблику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем,что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины,которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
Онивстретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела нанего неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — Наостальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека,каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре схозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувстволюбви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь  к Базарову, человеку неординарному, которыйвряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
 Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает нато, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражаладостоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами.От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движенияи взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью,отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные чертыуклада в имении Одинцовой.
Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, ониувидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесьоказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основусуществования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) итеперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговорес Базаровым она называла себя старой.
Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом,кокетничает — ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщиныдуша старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себевозникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в однои тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда недорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы вбитву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своейнатуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородныепоступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающимЕвгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж“не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…”Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностьюдушевной.
У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавиласвою младшую сестру Катю.
Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент онавоспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер.Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. Вдетстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боитсяговорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из нихбукеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но вто же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становитсяясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью.Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив приэтом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своимидостоинствами и недостатками.
Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургеневотносится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцовамне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии вотношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”,— по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, онигораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовойзаключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сброситьмаску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядногочеловека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. Аэмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны.Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщинызаключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из нихсвоя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Look At The Cananite Pantheon Essay
Реферат Расчет налогов. Налог на прибыль организаций
Реферат Планирование финансовой деятельности автотранспортного предприятия
Реферат Устройство преобразования цифровой информации с ее шифрованием
Реферат Paula Abdoul Essay Research Paper She started
Реферат Virtues In The Aeneid Essay Research Paper
Реферат Финансово экономические основы МСУ
Реферат Дивеевский монастырь
Реферат Анализ организации банковских услуг потребительского кредитования в ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банке"
Реферат Микропроцессорный комплект серии К580
Реферат Поземельные отношения в Средневековой Англии и их правовое регулирование.
Реферат Государственный бюджет: формирование и использование
Реферат Антонова наталья михайловна конституционно-правовой статус публичных служащих в Российской Федерации
Реферат Техника безопасности на АТП
Реферат Contract Law Essay Research Paper PART IIntroductionEnglands