Реферат по предмету "Литература"


Диалекты Кубани

Краснодарский  край
                                 г. Армавир
    Армавирский зооветеринарный техникум
        РЕФЕРАТ
           «Диалекты Кубани»
Выполнила:
студентка Iкурса
группы 1В1
Шилова Е.Ю.
                                    
                                    2004 год
План:

1.      Введение. Что такое диалект?
2.      История кубанского диалекта.
3.      Вариантность кубанского говора.
4.      ФольклорКубани.
5.      Историческая родина и говоры.
6.      Северо-кавказская семья языков.
7.      Диалекты адыго-черкесского    
           языка.
8.      Этническаягруппа черкесогаев.
9.      Национальныеобщины.
10.  Литературный язык и диалекты.
11.  Заключение.










Ведение. Что такое диалект?
Слово диалект (говор), происходит от греческого языка (dialektos говор, наречие) — разновидность общенародногоязыка, употребляемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальныйдиалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональныйдиалект) общностью.
Из всех национальных свойств наиболее неустойчивым следуетпризнать разговорный язык. Стоит только известной группе оторваться от своегоядра и попасть надолго в чужую среду, как тут в ее речь сразу же станутвнедряться заимствованные слова. Если в течение двух-трех поколений старый языки не исчезнет совершенно, то, во всяком случае, он далеко уклонится от своихпервоначальных форм и приобретет многие черты нового языкового окружения. Взависимости от прочих условий, сроки таких изменений бывают, различны, но всегда,как закон, большая величина передает свои свойства величине меньшей.
       
История Кубанского диалекта.
Самобытныйкубанский диалект сложился исторически в результате смешения ивзаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинскихдиалектов, а также говоров постоянно прибывающих на Кубань жителей другихобластей России. Основное население Кубани составляют потомки казаков—переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра,из Екатеринослава, Харьковской, Полтавской, Воронежской,Тульской, Курской и других губерний России. На диалекты оказывало влияниегородское просторечие. Южнорусский диалект на Кубани сложился в основном навостоке и на юго-востоке края. Говоры с украинской основой сформировалисьглавным образом в черноморских станицах.



Вариантность кубанского говора.           
Для кубанскихговоров характера вариантность — словообразовательная, грамматическая иакцентологическая. Несмотря на локальные особенности, которые существуют наКубани, в регионе представлены диалекты южнорусского наречия, обладающего рядомобщих фонетических, лексических и прочих особенностей (к примеру, фрикативное“г”), по которым южанин безошибочно опознается в Центральной России.

Фольклор Кубани.
Не только говорят,но и поют жители Кубани по разному. Примером может служить знаменитая „Роспрягайтэ, хлопцы, конэй".В давние времена песня эта была перенесена на Кубань с Украины. Пели ее казачьиполки в русско-турецкую, русско-японскую, в первую мировую войны. Немало былосложено стихов на боевой, задиристый мотив песни и в годы Великой Отечественнойвойны (1941 — 1945 гг.) И сегодня порой в одной станице поют ее люди по-разному— меняется текст, характер, мотив. Духовная культура кубанского казачества, золотойнитью в которую вплетена песня, отражала тревожный уклад жизни хранителей южныхграниц страны. Ежеминутная готовность отдать свою жизнь за Родину — одна изглавных тем устного народного творчества кубанцев. Много песен хранит народнаяпамять, и каждая из них отражает одну из бесконечных граней мужественной жизниказачества — от морщин под иссохшими от слез глазами матерей до первой бороздына весеннем поле… В каждой станице поют эти песни на своемдиалекте. Фольклор южнороссийского казачествахранит народное видение истории. До сих пор в станицах поют песни о грозномцаре, жалующем гребенцов “Тереком Грынычемсо притоками”, о Мишке Черкашенине – одном из первыхизвестных по имени атаманов XVI в., о походе Ермака, о подвигах МатвеяИвановича Платова. Героем сказок стал Игнат Некрасов, наделенный всевозможнымиположительными и сверхъестественными качествами. Отсюда следует, чтодиалекты и акценты могут служить точным показателем предшествовавших влияний,пройденных народом путей, особенностей среды, из которой данная национальнаягруппа вышла в последний раз.

Историческая родина и говоры.
Знаятонкости российских диалектов, можно определить с большой точностью, то место,из которого вышли предки каждой станицы. Казаки пришли на свои местаисключительно с южных русских рубежей 16-го века. Это гарантирует уже одна их«акающая», южно-великорусская речь. Но, в частности, подробностиакцентов указывают более точно, пришла ли станица из Рязанской, Курской илиЧерниговской области. Если, например фамилию Губарев произносят с твердым г, сударением на у, с отчетливым окончанием ев, то я знаю, что деды этих станичниковпровели годы изгнания с Дона в Рязанском или Курском княжествах.
        Если же ударение делается на последнем слоге, а окончаниезаметно переходит в «ёу» — Губарёу,то этим совершенно ясно проявляется белорусский акцент и, значит, тут выходцы,из Черниговщины, где еще и сейчас можно слышатьбелорусскую речь. Это потомки казаков путивльских.  «По летописям и другим историческимактам встречаются разные казаки, а именно: в Крымской орде с 1474, в Волжской с1492 и царстве Казанском с 1491, в Аккермане и Белгородес 1515». «В 1468 г.были казаки и в Москве".
        После того, как остатки татар, покинули Поле,известная часть казаков вернулась на Кубань. Переселение вначале, по-видимому,шло организованно, подвижными, полукочевыми стаями — станицами, затем — меньшими группами и. наконец, еще свыше ста лет одиночками. До тех пор, пока непрервались последние родственные связи с «родимцами», обосновавшимисянеподвижно в границах Московии. Привязанные к месту служебными, семейными илиимущественными обстоятельствами, эти казаки, остались, среди русских и с нимипотом смешались.


Северо-кавказская семья языков.
Вдиалектах Кубани присутствует северо-кавказская семья языков: адыгейцы,черкесы, шапсуги, косовские адыги, черкесогаевы — горские армяне.
Древние греки называлинаселение Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии — гениохи. По некоторым данным, досемитскоенаселение Палестины (т.н. рефаим) былоадыго-абхазским. Древнейшее государство Хеттия (IIтыс. до н.э.) возникло на этнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затемпокорённых индоевропейскими народами анатолийской группы — лувийцами,палайцами и неситами. К гениохам относились киммерийцы (меоты,таны, тавры, синды, досхи, дандарии), древнейшеенаселение Крыма и Дона, находившееся на первобытной стадии развития.Адыго-абхазское население Черноморского побережья было оттеснено на Кубань, пришедшимина Кавказ иберийцами. Антропологическиадыго-абхазские народы относятся к западнокавказскомуподтипу балкано-кавказского типа европеоидной расы. Особенности: высокаяпереносица, прямые брови, узкое лицо, высокий рост.

Диалекты адыго — черкесского языка.  
Черкесыи адыгейцы — очень близкие народы, говорящие на разных диалектах одного языка.Прямые потомки касогов, народа адыго-абхазскойгруппы. Говорят на адыгейском языке, который распадается на несколькодиалектов. В результате царских репрессий, связанных не только с обвинениями вдружбе с Турцией (как было указано в статье Георгия Апхазури«К понятию нетрадиционной агрессиии: Абхазскаятехнология»), но и с массовым задействованием кавказцевна сельхозработах (после отмены крепостного права,многие крестьяне Кубани выкупились и уехали на север), 300 тысяч адыгов выехало в Турцию, а оттуда — в Сербию, на Косовополе, где они осели на исконно албанской земле. В настоящее время, численность- ~ 2,2 млн. человек, из них 2 млн. — в Турции и Косово.
  Черкесский этносвозник вследствие смешения касогов-бесменеев сродственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» — это литературноенаименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённойверсии, происходит от тюркского слова "чер-кесмек"(разбойник). Численность черкесов — 275 тыс. человек.
  С Х века н.э. назападном Кавказе господствовало христианство, которое в 18 в. сменилосьсуннитской ветвью ислама.
 Адыго-абхазскийэтнос, заметно отличающийся от других народов этой же группы, ввиду своегоавтономного развития. Предки кабардинцев — зихи — доVI в. н.э. жили севернее Кубани, откуда были вытеснены гуннами. Кабардинцыпереселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где потеснили потомков скифов — осетин. Сами себякабардинцы называют также "адыгэ", однако всредние века возвышались над остальными народами, которые платили данькабардинским князьям. Чиленность — около 1 млн.человек, причём 600 тысяч — за пределами России. В большинстве своём кабардинцы- сунниты, моздокские — православные.
  Адыгейцы (самоназвание народа — адыги) — древний автохтонныйнарод на Северо — Западном Кавказе, больше известныйв исторических анналах мира как черкесы. По языку — к северо — западнокавказской ( абхазо — адыгской ) группе кавказских языков. Формирование адыгского этноса напротяжении тысячелетий проходило в тесном контакте с племенами Передней Азии,греками, киммерийцами, скифами, сарматами. Основными районами расселения адыгов были северо — западныепредгорья и равнины нижнего течения Кубани и восточное побережье Черного моряот устья Дона до Абхазии.

Этническаягруппа черкесогаев.
Черкесогаевы илигорские армяне появились на Кубани в период русско-турецкой войны и присоединенияКавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань:вдоль неё строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 г. на высоком правомберегу Кубани с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка и эскадрономдрагун остановился фельдмаршал А.В.Суворов. Место, которое господствовало надбродами и переправами, ему понравилось, и он для укрепления новой границыприказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее, в 1784 г., командующимКавказской армией П.С.Потёмкиным здесь была воздвигнута крепость Прочный Окоп,а рядом с ней — солдатский городок Фортштадт. В 1793 г. с Дона в крепостьбыли переселены казаки с семьями. Они основали на месте нынешней Старой Станицыстаницу Прочноокопскую, которая впоследствии былаперенесена на новое место (в 5 км от Армавира). В 1839 г. на левом берегуКубани против крепости Прочный Окоп поселились 42 семьи черкесогаев (горскихармян).
В конце XIV в.трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттокунаселения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Примернов 1475 г.по причине гонений за веру со стороны мусульман, роста непомерных налогов исмут начался процесс переселения крымских армян, первая волна беженцев быланаправлена в Черкесию. Горцы Западного Кавказаприняли пришельцев. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык,нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов,среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскуюверу — армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результатевзаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническаягруппа черкесогаев — горских армян.
Врезультате распространения с конца XVIII в. среди адыговислама и политики религиозного насаждения для горских армян возникла угрозапотери национальной религии. В конце 1836 г. черкесогаиобратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство Россиии дать им средства поселиться вблизи русских». Генерал-майор«исходатайствовал» им разрешение переселиться из горных районов Черкесии в пограничные районы Российской империи под защитурусской армии и возглавил вывод черкесогаев с гор Северного Кавказа.  Под руководством российского генерала Г.Ф.фон Засс на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян.В 1839 г.поселение черкесогаев переместилось ближе к устью р. Уруппод прикрытие пушек крепости Прочный Окоп. Этот год считается официальной датойрождения Армавира, носившего первоначальное название — Армянский аул. Жизньчеркесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которогоони придерживались в горах.
Национальные общины.
Хотя большинство жителей Кубани составлялирусские, но было много самобытных национальных общин, каждая из которых имеласвоё лицо и свои диалекты. На Кубани проживали армяне, немцы, поляки, французы,евреи, греки, ассирийцы, персы, австрийцы, грузины, туркмены, татары, итальянцы.


Литературный язык идиалекты.
Литературный языки диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоровна литературный язык. Его влияние распространяется через школьноеобучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают своихарактерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколениямногие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционнойдеревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живойязык деревни.
         В нашей стране долгое времягосподствовало пренебрежительное отношение к местным говорам какк явлению, с которым необходимо бороться. Но так былоне всегда. На середину XIX в. в России приходится пикобщественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет«Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.), гдевпервые были специально собраны диалектные слова, и «Толковый словарьживого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в  4 томах(1863–1866 гг.), также включающий большое число диалектных слов. Материалы дляэтих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы,губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различногорода этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.
         Противоположное отношениек говорам наблюдается в  30-е гг. нашего века. В эпоху ломкидеревни – период коллективизации – провозглашалось уничтожение старыхспособов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т. е.всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществераспространилось отрицательное отношение к  говорам. Для самих крестьяндеревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись,забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целоепоколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка,в то  же время не сумело воспринять новую для них языковую систему – литературный язык – и овладеть ею. Все это привело к падениюязыковой культуры в обществе.
         Уважительное и бережноеотношение к диалектам свойственно многим народам. Для нас интересени поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии,Франции. Например, в школах ряда французских провинций введен факультативпо  родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат.В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектноедвуязычие и постоянное общение на диалекте в семье.В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из  деревнив столицу, говорили на литературном языке, а  дома, в своихпоместьях, общаясь с соседями и  крестьянами, нередко пользовалисьместным диалектом.


Заключение.
Диалектология самым теснымобразом связана с историей, археологией, этнографией, поскольку она неотторжима от жизни народа.
            Человек не должен стыдитьсяязыка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни, потомучто диалект с точки зрения истории языка и  народа, с точкизрения культуры имеет большое значение  дляпотомков.




















Список  использованной литературы:

1.Словарь Даля В.И.
2.Атлас «Язык русской деревни»
3.Народи политика. М.Савва
4.www.RANDEVU.nm.ru
5.www.armavir.info


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.