НургалиевМаксим 11А г.Агидель
Восприятие, истолкование,оценка стихотворения В. Я. Брюсова «Тени прошлого».
ВалерийЯковлевич Брюсов видный — поэт-символист «серебряного» века. Его творческаядеятельность началась в 1890-е годы. После знакомства с поэзией французскихсимволистов Брюсов сделал выбор: «Это — декадентство». «Да! Чтони говорить, — записал молодой поэт в дневнике, — ложно ли оно, смешно ли, нооно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно, когдаоно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!». С юношескимзадором, недюжинной энергией и неутомимым трудом принялся воплощать Брюсов,сравнивший однажды «мечту», которую поэт принуждает трудиться, с«волом», это начинание. Первыеего стихи отвечали этой мечте, но позже юношеский максимализм погаснет, иначнется жизнь простого поэта.
ВеликаяОктябрьская Социалистическая революция во многом изменила взгляды Брюсова. Он вернулсяк декадентству. Наиболее ярко отражается это в стихотворении «Тени прошлого». Название само указывает нам на воспоминания –тени, которые, возможно, не самые приятные.
Стихотворениенаписано ямбом. Ударение, падающее на второй слог, создает ощущение эха. Строфа– сонет в классической форме – два четверостишия развивают тему, а два трехстишиядают развязку. Таким образом, стихотворение можно разделить на две части. Брюсов,как истинный символист, создал свое произведение при помощи символов. Можно сказать, что все стихотворение являетсясимволом одного события – революции. Все языковые средства направлены на то,чтобы показать ужас этого события. Даже эмоционально мы рисуем себе образстихотворения серыми тусклыми красками:
Осенний скучный день.От долгого дождя
И камни мостовой, истены зданий серы;
В туман окутаныбезжизненные скверы,
Сливаются в одно инебо и земля.
Вспоминая те события, я думаю, никто не сможет описатьих в радужных тонах. Вся пролитая кровь привела в ужас не только писателей ипоэтов, людей с повышенным восприятием действительности, но и простого обывателя. Именно поэтому воспоминания для Брюсова – этотени, которые властвуют над человеком. Всё светлое для автора было погребено и замуровано. Многие людитворчества боялись оглядываться назад, так и Брюсов в своем стихотворенииописывает прошлое, как что-то странное и непривычное:
Мне снится прошлое. Ввиденьях полусонных
Встает забытый мир идней, и слов, и лиц.
Есть много светлыхдум, погибших, погребенных,—
Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!
Подобные строки естьи у Ахматовой в стихотворении «Эхо»:
Впрошлое давно пути закрыты,
Ина что мне прошлое теперь?
Чтотам?- окровавленные плиты
Илизамурованная дверь,…
Этидва стихотворения схожи по своей тематике, но «Тени прошлого» отличается от«Эхо» тем, что в нем отношение к проблеме более взвешенное и не спонтанное. Этоничуть не портит его, а, наоборот, дает нам более четкое представление о мненииавтора. Мы видим, что за спиной Брюсовабыло много смертей, которые очень затронули его. Они не дают ему покоя,преследуя даже во сне, словно навязчивая идея, эти «мертвые» изводят автора. Онзаклинает их «безумными словами» в надежде на успокоение. Разумеется, от себя иот своих воспоминаний не уйдешь, В. Я. Брюсов этого не отрицает, но и непринимает этого. Последним, отчаянным возгласом звучит строка: «О тенипрошлого, как властны вы над нами!»
«Тенипрошлого» очень глубокое стихотворение по своему восприятию. Люди, которые жилиполной жизнью, имеют за своими плечами не только радостные моменты, но и горе.Многим хотелось бы забыть их, но это не возможно. Они властвуют над нами, и этопугает не только Брюсова. В памяти остается все, что человек способен выдержатьи чем сложнее, больнее воспоминания, тем прочнее они оседают в сознании. Именно поэтому сильным людямживется труднее, на их долю выпадают более серьезные испытания. Брюсов хотел вэтом стихотворении высказать свою боль, а получилось шире и больше. Получиласьболь многих, особенно современников событий 1917 года. Брюсов, Ахматова, да ивсе поэты «серебряного» века, носили в себе свои «окровавленные плиты» «темныхгробниц». Стоя перед ними, они создавали произведения всенародного масштаба,благодаря которым мы можем оценивать события не только по официальнымисточникам. В этом я вижу ценность произведений, созданных под влияниемобщечеловеческих событий.