В.Г.БЕЛИНСКИЙ О РОМАНЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Свое отношение к главному персонажу Лермонтоввыразил в названии романа. Итак, герой нашего времени — вот основная мысльпроизведения. Белинский задает вопрос: “А чем он дурен?” Обвинять Печорина втом, что в нем нет веры, бессмысленно. Кроме того, Печорин сам не рад своемубезверию. Он готов ценою жизни и счастья купить эту веру. Но для нее еще ненастал его час. За свой эгоизм Печорин презирает и ненавидит только себя. ДушаПечорина “не каменистая почва, не засохшая от зноя земля”. «В этом человеке есть сила духа и могущество воли… всамих пороках его проглядывает что-то великое, и он прекрасен, полон поэзиидаже в те минуты, когда человеческое чувство восстанет на него. Егострасти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они,—острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь.Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастье внасыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую натуру, видя в ней одинэгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за егополное развитие и смешивая юность с возмужалостью,— пусть!… Так глубока егонатура, так врожденна ему разумность, так силен у него инстинкт истины!Печорин еще рано почел себя допившим до дна чашу жизни, тогда как он еще и несдул порядочно ее шипящей пены… он еще не знает самого себя, и если не должноему всегда верить, когда он оправдывает себя, то еще менее должно ему верить,когда он обвиняет себя или приписывает себе разные нечеловеческие свойства ипороки». Печорин говорит, что в нем два человека… «Это признание обнаруживаетвсего Печорина. В нем нет фраз, и каждое слово искренно. Бессознательно, новерно выговорил Печорин всего себя. Этот человек не пылкий юноша, которыйгоняется за впечатлениями и всего себя отдает первому из них, пока оно неизгладится и душа не запросит нового… он вполне пережил юношеский возраст…он уже не мечтает умереть за свою возлюбленную, произнося ее имя и завещаядругу локон волос, не принимает слова за дело… Он много перечувствовал, многолюбил и по опыту знает, как непродолжительны все чувства, все привязанности;дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новойпривязанности: действительность — вот сущность и характер всего этого нового.Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, анового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-тодействительного в будущем и совершенный призрак в настоящем...
Но можно ли назвать Печорина героем вположительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта всамом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В немЛермонтов категорически заявляет, что Печорин — «это портрет, составленныйиз пороков всего нашего поколения в полном их развитии. Печоринство былотипичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака ибезнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли»кремнистый путь" борцов и явили миру образцы патриотизма игражданского мужества.
Печорин — этоОнегин нашего времени. Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохидекабристов; Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века».Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпохуобщественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживленияи мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинскийговорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает» (Онегин — это уже прошедшее, а прошедшее невозвратно).Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою.Онегин, несомненно, выше Печорина в художественном отношении. Но Печорин вышеОнегина по идее. Ведь что такое Онегин? Это человек, которого убили воспитание и светская жизнь,которому все пригляделось, все прилюбилось, вся жизнь ему быстро надоела. Печоринже не равнодушно, не апатически несет свое страдание: “бешено гоняется он зажизнью, ища ее повсюду”. Печорин горек в своих заблуждениях. В нем постояннорождаются внутренние вопросы, которые тревожат и мучают его, и он в рефлексииищет их разрешения. Из самого себя он сделал самый любопытный предмет своихнаблюдений, и, стараясь быть как можно более искренним в своей исповеди, оноткровенно признается в своих недостатках.
Белинский отмечает, что роман Лермонтовапроизводит “полноту впечатления”. Причина этого заключается в единстве мысли,которая порождает чувство ответственности частей с целым. Белинский восхищаетсяхудожественным мастерством Лермонтова, который в каждой части своего романасумел исчерпать ее содержание и в типических.чертах “вывести все внутреннее”,крывшееся в ней как возможность. В результате всего этого Лермонтов явился вповести таким же творцом, как и в своих стихотворениях. “Герой нашего времени”,напишет Белинский, обнаружил силу молодого таланта и показал его разнообразие имногосторонность. Главным героем романа Лермонтова является Печорин. Основнуюпроблему романтизма можно определить одним словом — “личность”. Лермонтов —романтик.
“Герой нашего времени” — это грустная душав нашем времени”, — напишет Белинский. Век Лермонтова был по преимуществуисторическим. Все думы, все вопросы и ответы, вся деятельность того временивырастали из исторической почвы и на исторической почве. Роман Лермонтова неявляется исключением. Однако сам образ Печорина по форме изображения не совсемхудожественен. Причина этого не в недостатке таланта автора, а в том, чтоизображаемый им характер был настолько близок к нему, что он не в силах былотделиться от него и объективироваться. Печорин скрывается от нас таким женеразгаданным существом, как и является нам в начале романа. Оттого сам романоставляет ощущение бесперспективности. В нем сеть что-то неразгаданное, как бынедосказанное, а потому остается тяжкое впечатление после его прочтения. Ноэтот недостаток, по мнению Белинского, есть в то же время и достоинство романаЛермонтова, ведь таковы бывают все современные общественные вопросы,высказываемые в поэтических произведениях. Это вопль страдания, его вопль,который отличает страдание.