Образ народа в драме «Борис Годунов»Автор: Пушкин А.С.
Трагедия «Борис Годунов», написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском, стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России, а именно Смутного времени.
Созданное Н.М.Карамзиным собрание томов «История государства Российского» вдохновило поэта написать, как он сам выражался, о «Человеке и народе-судьбе человеческой, судьбе народной».
Борьба Лжедмитрия и Бориса Годунова, сотрясавшая все государство, привлекала Пушкина своей остротой и неоднозначностью.Он хотел, чтобы трагедия вышла злободневной, пытался представить читателю минувшее время со всех сторон.Для этого он отказался от трех единств, что дало ему полную творческую свободу: в смене сцен, сильно различающихся по объему, в сюжетном действии, охватывающем период семи лет, и во многом другом.Пушкин стремится к реализму, еще непривычному для трагического жанра.
Поэт убежден в том, что народ-творец истории, истинная основа государства.Без народа власть бессильна.Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб.И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.
Мощь народа правительство не могло не чувствовать.Оно боится народа.Это подтверждает множество примеров.Бояре Шуйский и Воротынский надеются на народ.Шуйский предлагает Воротынскому:«Давай народ искусно волновать,/Пускай они оставят Годунова».Воротынский ему отвечает:«Народ отвык в нас видеть древнюю отрасль».
Гаврила Пушкин, перешедший на сторону Лжедмитрия, уверяет его в победе:
«Не войском, нет, не польскою помогай,/А мнением; да! мнением народным».
Народ-как один всесильный человек, готовый покарать того, кто его ослушается.В нем живет неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией.Об этом знает и Басманов:«Всегда народ к смятенью тайно склонен».
Сила народа-в присущем ему отвращению к преступлениям.Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное, самодержавное, забывшее все русские традиции правительство.
Хотя народ и ненавидит Бориса, но, видя его детей под стражей, проникается к ним искренним сочувствием:«Отец был злодей, а детки невинны».Узнав о том, что жена и сын Бориса беспощадно убиты боярами,«Народ в ужасе молчит».Все действия людей слаженны, ясны и понятны.
Жители России могут быть судьями и воинами, усердными работниками и мудрыми советчиками, но вследствие их необразованности, темноты политику творит верховная власть: цари и бояре, всевластие которых не знает границ.
В начале трагедии возле Новодевичьего монастыря народ воет на коленях:
«Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!»
А когда над людьми нет властителя, они растеряны и не могут принять решения.На Красной площади народ вопрошает:
«О Боже мой, кто будет нами править?
О горе нам!»
На протяжении всей пьесы народ под влиянием обстоятельств меняется, развивается.Если в начале люди тянутся к своему правителю, то в последнем акте они не скрывают своей ненависти к царской семье:
«Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!»
Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом, недовольство народных масс его злоупотреблением властью.Это время как раз удобно для воцарения Самозванца.Лжедмитрий считает, что может прийти к власти за счет всеобщего недовольства Борисом.Но мудрый народ распознает в нем изменника и предателя, убийцу ни в чем неповинных членов семьи Бориса и лишает его своих симпатий.
Народная масса в пушкинской трагедии появляется в главных сценах, незримо присутствует в каждом эпизоде.С народным мнением вынуждены считаться как в кремлевских палатах, так и в ставке Самозванца.
В некоторых сценах народ предстает перед нами одураченным, опростоволосившимся глупцом(последний акт), но чаще мы видим искренних, выражающих ясные, праведные мысли людей.
Для поэта народ-«хор» индивидуальных голосов с единой правдой и целью, но разными задачами.Например, реплики, которыми обмениваются люди на Девичьем поле, свидетельствую о том, что значительная часть народа равнодушна к избранию царя.Для них это просто любопытное зрелище, развлечение, каких немного в жизни простых людей.
Тем не менее народ жаждет справедливой и законной власти, вместо которой получает лишь лживую и преступную.Верховная власть управляет Россией путем обмана, шантажа, лести.Народ порой наивен и открыт, поэтому верит преступному Борису, а позднее и Лжедмитрию.
Но народная нравственность, совестливость, жажда честности и добра, а главное-нежелание смириться со злодеяниями и корыстием, делают даже самый беспомощный и глупый народ беспощадным судьей любого проявления неправедной власти.В этом и заключается смысл изображения «судьбы народной» и итог пушкинских размышлений о Смутном времени.