Образ Орфея в поэзии Райнера Марии Рильке
(В поэзии Райнера Марии Рильке «Орфей, Эвридика, Гермес»)
В поэзии двадцатого века творчество выдающегося австрийского поэта Райнера Марии Рильке занимает особое место: она будто синтезировала в себе разнообразные культурные традиции, но осталась при этом самобытной и даже имела значительное влияние на творчество многих других поэтов из разных стран. И, в отличие от разнообразия знаний о культурных достижениях и литературных находок, богатством тем творчество Рильке не отличается. Ведущей для него была тема о месте искусства в мире, но ее Рильке исследовал разносторонне: обращаясь и к уже имеющимся в мировой литературе образам, дополнял их личным толкованием, а также создавал собственные. В его поэзии отображаются достижения разных видов искусства — и музыки, и скульптуры, и архитектуры. Последнее было обусловлено мировоззрением поэта и делалось сознательно: Рильке считал, что целостность любому произведению предоставляет понимание сущности творчества, одинаковой для всех видов искусства. Отсюда в его стихах чрезвычайная выразительность и пластичность образов: и зрительных, и ритмических, и музыкальных, и других. Итак, прирожденный талант самого Рильке дополнялся сознательной концепцией, знание которой помогало позже его последователям. Хотя бы поэтому с его точкой зрения на главный предмет исследования следует ознакомиться.
Можно проследить эволюцию взглядов Рильке на искусство. В ранних произведениях поэт считал искусство иррациональным процессом, который рождается независимо от воли поэта и руководствуется интуицией. Переживания поэтического открытия мира были главным мотивом. Позже Рильке стремится понять настоящие источники творчества и его сущность. Итогом творческих поисков поэта стал обогащенный его собственным пониманием оскорблений Орфея.
В «Сонетах к Орфею», в стихе «Орфей, Эвридика, Гермес» Рильке высказывал собственные гуманистические ожидания, что искусство может предоставить этому миру гармонию, сделает его действительно человечным. Цикл об Орфее у этого поэта — своеобразное поэтическое заклинание. Но не только это. Когда Рильке писал «Орфей» — он имел в виду слово «искусство». Где речь идет о действиях Орфея, можно прочитать между строками принципы творчества самого Рильке.
Древнегреческие мифы и легенды подарили миру оскорбленного поэта и певца Орфея, который был способен зачаровывать своим творчеством все живое и неживое. Этот образ вдохновлял многих художников — писателей, поэтов, художников, композиторов и других.
За чрезвычайный талант Орфею было разрешено даже спуститься в Царству Аида — место, где живут тени умерших, — чтобы спасти погибшую любимую. Лишь одно условие не сумел выполнить Орфей: не оглядываться. Но тень Эвридики двигалась весьма бесшумно, шагов ее не было слышно, и Орфей не выдержал… И он себе говорил: «Они идут», говорил это громко и слушал эхо.
Так изображал душевное состояние своего героя Рильке в стихе «Орфей, Евридика, Гермес». То поражение Орфея в странной попытке победить смерть обусловлено другими причинами, не художественными, быстрее недостатком доверия. Значительно важнее, что его талант вообще получил такой шанс.
Для Рильке легенда об Орфее — символ попытки спасти мир с помощью красоты. Он видел в искусстве единое спасение из безысходности суетной и неистовой будничной жизни, где люди ненавидят друг друга. Образ Орфея — это еще и преодоление отчужденности человека.
«Орфей — это сила искусства, которая оказывает содействие превращению хаоса в космос — мир причинности и гармонии, форм и образов, настоящий «человеческий мир», — писал о цикле поэзий Рильке Д. Наливайко.
Источником вдохновения Орфея, по мнению поэта, были уже земные страсти, которые потом благодаря одухотворению талантом приобретали космический масштаб. Например, любовь к Эвридике и боль от ее потери:
Такая любимая, — это ее лира
Оплакивала за плакальщиц всех,
Что мир на плач сплошной обернулся…
В этом заключается различие между обычным человеком и творческим: ощущать сильные страсти каждый может, но нужен талант, чтобы чувство перешли границы отдельной личности. Будто увеличительная линза, вдохновение поэта усиливает их, предоставляет им новое качество, возбуждает способность быть услышанным. Не услышанное не может найти отклика в других душах.
С точки зрения поэта, главная трагедия человека — это ее одиночество. Обычные люди обречены на непонимание. Они одиноки и в своей жизни, и во Вселенной. Из этого тезиса и появляется еще одно понимание функции искусства: оно является возможностью осознать это одиночество и вместе с тем является средством его преодоления.
Перед талантом Орфея склонялись звери и стихии, хотя передавал им он собственные чувства, и тем самым изменял мир вокруг себя. Понимание объединяло. Весь мир плакал над горем Орфея, так как весь мир очаровывался прекрасным, о котором пел Орфей в лучшие времена.
Итак, Орфей Рильке персонифицировал главнейшую сущность искусства.