Реферат по предмету "Литература"


Антитеза весны и осени в лирике И. Северянина

Министерство общего ипрофессионального образования
Свердловской области

МОУ г. Екатеринбургалицей №110 им. Л.К. Гришиной



Тема реферата
«Антитеза весны иосени в лирике И.Северянина»



Направление                                                       проблемы личности                               
                                                                  


Исполнитель: учащаяся9 «В» класса
Сиваева ИринаОлеговна















Екатеринбург 2007



 
 
Содержание
 
 

I.                    Введение…стр.2


II.                  Основная часть. Антитеза весны и осени в лирике
       И.Северянина.

1.   Литературныйпортрет
     И.Северянина… стр.3

    2.  Антитеза в художественных
        произведениях… стр.7
 
    3.  Антитеза весны и осени в лирике
        И.Северянина… стр.8

III.              Выводы… стр.11


























I.   Введение.


Темой нашего рефератаявляется «Антитеза весны и осени в лирике И. Северянина».
Проблема – антитеза(противопоставление) весны и осени, которая занимает особое место в лирике И.Северянина.
Объектом изучениястановится пейзажная лирика И.Северянина; предметом изучения – антитеза весна –осень в пейзажной лирике Северянина.
Цель реферата –проанализировать и обобщить случаи употребления антитезы весна – осень в лирикепоэта.
На основаниивышеназванной цели определяются задачи:
-      определитьособенности антитезы как риторической фигуры расположения;
-      проанализироватьслучаи противопоставления весны и осени в пейзажной                  лирике И.Северянина;
-      установитьзначение данной антитезы для формирования отношения к миру лирического героя И.Северянина.
Методы нашей работы –наблюдение, анализ, сравнение.
Реферат состоит из трехчастей: первая и вторая – теоретические (изучение личности И.Северянина;изучение антитезы как риторической фигуры расположения); третья –экспериментальная (анализ антитезы весны и осени, обобщение результатованализа).































II.      Основная часть. Антитеза весны и осени в лирикеИ.Северянина.

1.  Литературныйпортрет И.В.Северянина.


Настоящая фамилия поэтаЛотарев Игорь Васильевич. Он родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге, наГороховой улице, где и прожил до девяти лет. В 1896 году его отец расстался сматерью и увез сына к своим родственникам в Череповецкий уезд Новгородскойгубернии. Там, на берегу Суды «незаменимой реки», прошли отрочество и юность будущего поэта. Там же онзакончил четыре класса Череповецкого реального училища, учиться дальше ему непришлось. В 1904 году будущий поэт вернулся к матери и жил вместе с нею вГатчине, под Петербургом. Север отозвался в его душе, пробудил вдохновение.Сам Игорь-Северянин писал свойпсевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилия. Имя Игорь было дано ему посвятцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение«Северянин» делало псевдоним близким к «царственным» именами означало место особенной любви (как приложение «Сибиряк» впсевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать «Северянин» как фамилиюзакрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его«экстазным» стихам...
 Он придумывал сам себя, он воображал себе своймир, еще далекий от реальности. Но в этом придуманном мире, таком, казалось бы,далеком от повседневности, таком благополучном и спокойном, внезапно ощущаешьтрагедию и боль. Нет никаких видимых причин к беспокойству, но, читая стихи,невольно чувствуешь тревогу, скрытую то в интонации автора, то в подтексте.Может быть, это еще только предчувствие, предвидение той боли, которая потрясети страну и мир:
Твоей душиочам видений страшных клиры...
Казнименя! Пытай! Замучай! Задуши!
 Но ты должна принять!.. И плен, и хохот лиры
Очам твоейдуши!..

Сегодня это ощущениеболи, поиски правды кажутся нам важнее, чем утверждение Северянинымэгофутуризма. Протестуя против пошлости, он удалялся на берег моря, «гдеажурная пена», или в «озерзамок», или на «лунную аллею», встречал королеву «вшумном платье муаровом», слушал звуки Шопена. Называя себя «царь странынесуществующей». Северянин мог бросить вызов обществу, воспевая «ананасы вшампанском» и утверждая себя как гения. Но это было маской.
Из меняхотели сделать торгаша,
Ноторгашеству противилась душа.
Смыслуздравому учили с детских дней,
Но вбезразумность влюбился соловей.

Что же было в немистинного? О чем же думал Северянин, воспевая «мороженое из сирени», создаваяпричудливые новые формы? Повторяя в разных вариантах строку в «Квадратеквадратов», он изнемогает оттого, что «заплутал, точно зверь, меж тревог ипоэм...» Тревога о людях, о любви, о России. И даже в самом «скандальном»стихотворении «Эпилог» «упоение» победой поверхностное. Надо заметить другое,более точное самоопределение поэта: «В ненастный день взойдет, как солнце, моявселенская душа!» Но ни читатели, ни критики не догадались, что пафосСеверянина не в самопохвале, а, напротив, в веротерпимости.




Не ученикя и не учитель,
Великихдруг, ничтожных брат.
Иду туда,где вдохновитель
Моихисканий говор хат.
(«Эпилог»)
Если прочитать эти строкибез предубеждения, иначе поймешь намерения поэта. И тогда стихотворение,казавшееся эпатажем, бравадой, оказывается, заключает в себе и самоотрицание.Поэт ощущает себя равным миру и не скрывает своего чувства. Ирониядействительно характерна для стихов Северянина. Но она направлена не противлиц, а против явлений. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества.


Остановимотор! Сними манто
И шелкбелья, бесчестья паутину,
Разбейколье и, выйдя из ландо,
Смойнаготой муаровую тину!
Что дотого, что скажет Пустота
Подшляпками, цилиндрами и кепи!
Что дотого! Такая нагота
Великолепнейвсех великолепии!
Конечно, это и сегоднязвучит вызывающе. Но на упреки в пошлости сам Игорь Северянин ответил в 1918году в стихотворении «Двусмысленная слава»:
Во мневыискивали пошлость,
Из виду,упустив одно:
Ведь ктоживописует площадь,
Тот пишеткистью площадной.
Неразрешимыедилеммы
Яразрешал, презрев молву.
Моидвусмысленные темы
Двусмысленныпо существу.
Правильнее было бысказать, что весь поэтический мир Игоря Северянина изначально двойствен. Поэткак бы взвешивает на весах добро и зло: «И в зле
добро, и в добром злоба». Северянинотстаивал свои взгляды яростно и искренне, что, конечно, не подтверждает егоправоты. Но это объясняет его одиночество и в вымышленном мире, и в настоящем.
В августе 1914 года в«Стихах в ненастный день» Северянин провозглашает: «Живи, живое восторгая! Отсмерти мертвое буди!» Через год, в июле 1915 года, в «Поэзе «Невтерпеж» звучатиные ноты:

Чемдальше, все хуже, хуже.
Всетягостней, все больней.
И ксчастью тропинка уже,
И ужас ужена ней...
Этот ужас еще отступает вминуты личного счастья. Но жизнь постоянно возвращает его к вопросу о добре изле, об истине, о любви к народу. Признавая принципиальную неоднозначностьмира, поэт писал:
В ничемничто. Из ничего вдруг  что-то.
И это — Бог
Всамосозданьи не дал он отчета,
Кому б онмог?

 («Поэзаистины»)
Граница между добром излом, между правдой и неправдой, по Северянину, не только зыбка инеопределенна. Она не историческая, не социальная, не национальная. Оналичностная. Поэт отвергает классовый, или социальный, подход, для негосуществует один критерий нравственность. Новые возможности открывает для негофевральская революция 1917 года. Он видит в жизни «возрождение»:

Жизньчеловека одного
Дороже ипрекрасней мира.
Биеньемсердца моего
Дрожитвоскреснувшая лира.
(«Баллада XVI»)

Речь шла уже не об однойдуше, обо всей жизни. Северянин, лирик, ироник и мечтатель, раскрывается какфилософ. Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека надмиром. Это звучит как продолжение слов Достоевского о том, что счастьеневозможно построить на слезах и на крови. Но жизнь предлагала все новыеварианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставилисьценности, признаваемые дотоле всем человечеством. В первую очередь «в загоне»оказалось, по мнению Северянина, искусство. В июле 1917 года он с горечьюконстатировал:

Дни рознипартийной для нас безотрадны,
Днимелких, ничтожных страстей...
Мы такнеуместны, мы так невпопадны
Средиозверелых людей.
(«Поэза строгойточности»)

Мы — это, конечно же,художники. В поэзию Северянина открыто врывается политическая лексика. Но мыслипоэта, наблюдающего грабеж «черни», обращены к народу: «мучительно думать огоре народа». Даже в эти тягостные дни он разделяет чернь и народ. Отсюданадежда на успокоение, на время как на «лучшее чудо», на то, что «жизнь неумрет». Он уверен: «Минуют, пройдут времена самосуда, убийц обуздает народ». Онпредсказывает и будущую трагедию, и песню, которую, в конце концов «живойзапоет». Подтверждение своих слов Северянин получил неожиданно скоро: в феврале1918 года в Политехническом музее в Москве на поэтическом вечере он был избран«королем поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.

Я таквелик и так уверен
Всебе, настолько убежден,
Что всехпрощу и каждой вере
Отдам почтительныйпоклон.
(«Рескрипт короля»)

Трудно сказать, что длясамого поэта важнее уверенность в себе или признание всех вер. В концестихотворения он провозглашает: «Я избран королем поэтов да будет подданнымсветло». Вскоре Северянин уехал в Эстонию, в Эст-Тойлу, где всегда проводилвесну и лето. Но немецкая оккупация Эстонии (в марте 1918-го), образованиесамостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездножил в деревне со своей женой — поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.




Души поэта хватало и навосхищение фениксом Эстонии, и на ностальгию о России — «крылатой стране».«Эстония-сказка», «голубая голубка», «оазис в житейской тщете». Россия же — страна одновременно «священная» и «безбожная». Он любил Россию, но не меньше тоголюбил и Эстонию. Он хотел встать вне политики. Но его не признавали эмигранты изабывали в России. В Эстонии ему жилось трудно. Но не потому, что он не имелвозможности работать. Просто время мало способствовало поэзии. Но все же поэтвыпустил 9 книг, много переводил эстонских поэтов, издал антологию эстонскойклассической поэзии и переводы эстонского поэта А. Раннита «В оконномпереплете». Правительство помогло Северянину, назначило субсидию. Но писал онне об Эстонии и не о России, а о человеке, о его чувствах.
Но все меньше и меньшебелого света оставалось в жизни. Жизнь грубела, так что «черствеют и девьисердца». Приходит новый век, «жестокий, сухой», рациональный. Люди живут безстихов и не чувствуют их необходимости. Человек становится рабом, потому чтохудожник никому не нужен.

Все другна друга: с Севера, с Юга,
Друг иподруга все против всех!

Поиски истинной тропы,пути к себе, к прошлому растянулись на много лет. Советские люди, пришедшие вЭстонию в 1940 году, уже не знали, кто такой Игорь Северянин. Им не было деладо его мыслей. Не потому ли, задержалось возвращение в русскую культуру поэтаИгоря Северянина? Задержалось и понимание его поэзии. Отечественная войназастала Северянина больным. Но, неисправимый мечтатель, он еще надеется на помощьцентрального правительства в эвакуации. Он рассчитывает на поддержку Жданова.Поэт так и не понял, что же происходило в России. Его телеграммы Калининуостались без ответа. 22 декабря 1941 года Северянин умер. В конце жизни, когда пришла пораподводить итоги, Игорь Васильевич, оглядываясь назад, с грустью призналсясамому себе, что в ранней молодости ему очень мешали правильно восприниматьлюдей и «глупая самовлюбленность», и «какое-то скольженье по окружающему». Иэто относится и к друзьям, которых он недооценил, и к женщинам: «в последнемслучае последствия бывали непоправимыми и коверкали жизнь, болезненно иотрицательно отражаясь на творчестве». Эта запись сделана в дневнике, когда оннепоправимо и навсегда расстался с двумя «недооцененными» им женщинами — своейпервой любовью Евгенией и единственной законной женой эстонкой Фелиссой Круут.
 На его могиле двустишие, взятое из сборника«Классические розы»:
Как хороши, как свежи будут розы,Моей страной мне брошенные в гроб!  














2.  Антитезав художественных произведениях.

Антитеза – противопоставление понятий, образов, мыслей – одна изнаиболее распространенных и эффективных фигур. Наполеон, вернувшись из Египта,заявил правительству: «Что вы сделали из той Франции, которую я оставил в такомближайшем положении? Я оставил вам мир – а нахожу войну! Я вам оставилитальянские миллионы, а нахожу грабительские законы и нищету! Я вам оставилпобеды, а нахожу поражения!»  По словамЕ.Тарле, после этой речи правящая Директория была ликвидирована без малейшихзатруднений. Бонапарт был не только блестящим полководцем, но и великолепнымритором: иначе он просто не смог бы повести за собой Францию.
Как пишет знаменитыйдореволюционный оратор П.Пороховщиков, «главное достоинство этой фигурызаключается в том, что обе части антитезы взаимно освещают одна другую; мысльвыигрывает в силе; при этом мысль выражается в сжатой форме, и это тожеувеличивает её выразительность». С использованием антитезы построены многиеафоризмы: «Нет ничего глупее желания всегда быть умнее других» (Ларошфуко), «Прежде  чем приказывать, научисьповиноваться» (Солон); наконец, именно по этой модели построена и знаменитаяфраза Сервантеса: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, каквежливость».
Разновидность антитезы –употребление антонимов в различных значениях – удачно использовал писательВ.Белов во фразе: «Пора бы нам понять, что с пьяным бюджетом невозможнатрезвая экономика». Прилагательные «пьяный» и «трезвый действительно антонимы,но в данном случае первое использовано в переносном значении « основанный наденьгах от продажи алкоголя», а второе – в переносном значении «разумный».Фраза звучит достаточно сильно, легко запоминается, заставляет задуматься.



























3.Антитеза весны иосени в лирике И.Северянина.

При знакомстве с творчеством  И.Северянина огромный интерес представляет прекрасно – лиричный образ Осени,часто возникающий в его стихах, отражающий некоторые особенности языка поэта.При создании композиции осени, иногда даже при отсутствии прямого наименования,автор использует множество слов, косвенно настраивающих читателя наопределенный образ осени.
Осени посвященыстихотворения разных лет («Berceuseосенний», «Янтарная элегия», «Осенние листья», «Октябрь» и др.), а такжетексты, в которых осень представлена как образно – временной ориентир лишь науровне контекстов. Для многих из этих произведений характерно олицетворениеосени. Именно олицетворение осени олицетворение позволяет достаточно нагляднопроследить эволюцию ценностных ориентиров писателя. Так, в раннихстихотворениях осень — … старуха в желтый плед закутана, но вздрагиваетзябко… («27 августа 1912 года»); Приходи старуха, в желтой кофте!(«Осени предчувствие»). В период наибольшей популярности образ претерпелнесущественные изменения с сохранением отрицательной оценки:
Ведь осень, говорят, неряха из нерях…
И ходят две сестры – она и инфлюэнца,
Две девы старые, — и топчутся вдверях.
Показательно названиеэтого стихотворения (1918г.) – «Пора безжизния». В значительно трансформированномвиде образ осени представлен в стихотворении 1926г. Вошедшем в сборник«Классические розы»:

Зовущаяся грустью
Как женщина пожившая, но все же
Пленительная в устали своей,
И алых листьев клена взбила ложе
Та, кто зовется Грустью у людей…

И прилегла – и грешно, и лукаво
Печалью страсти гаснущей влеча.
Необходим душе моей – как слава!-
Изгиб ее осеннего плеча…

Петь о весне смолкаем мы с годами:
Чем ближе к старости, тем все ясней,
Что сердцу ближе весен с их садами
Несытая пустынность осеней…


Стихотворная несытаяпустынность осеней возникла совершенно закономерно, отражая и реальныеощущения автора. 5 мая 1925г. И. Северянин обращался к А. Барановой, время отвремени оказывавшей ему материальную помощь: «… У меня к Вам мольба: поддержитедо осени, посылая ежемесячно по десять хотя бы крон. Каких-нибудь четыремесяца. Иначе я погиб. Я сижу буквально без марок. Ужасно!»





Слово осенний осмысляется двояко: всоответствии с сочетаемостью осеннееплечо  с контекстуальным значением«стареющий, увядающий», (когда осенний  выступает как синоним к  поживший, и оба эти словаобразуют границу тематического блока, объединяя две первые композиционныечасти) оно осмысляется и по общеязыковому значению «относящийся к осени»,связанному с ключом алые листья. Этосовмещение значений находит логическое продолжение. В третьей композиционнойчасти  стихотворения «Зовущаяся грустью»смысловым стержнем является оппозиция весна/осень.
Общая языковаямногозначность в контексте служит основой создания антонимов старость-весна и синонимом старость-осень.
Повтор слова весна(весен) направлен на создание того же семантического  потенциала, который уже был реализован впредшествующем развертывании текста у слова осень.
Символическое значениеслова весна «молодость, началочего-либо» подчеркивается его употреблением в форме единственного числа,сочетаемостью с высоким «петь» (очень распространенным в поэзии Северянина),противопоставленостью синонимам годы,старость, а также антитезой сады/пустынность,образованный антонимами (символика сада – важнейший предмет  весны, а значит – юности, радости, частовстречается в поэзии И.Северянина). В результате этого оппозиция весна/осень завершает мотив осениповтором первого звена цепи: осень = осеньжизни, зрелость, приближение старости. В результате такого развития мотиваобразуется кольцо, которое истолковывает название текста :
ЗовущаясяГрустью, женщина пожившая= осень. Более того, традиционный антагонизм весны и осени индивидуальнообоснован. Причина его  в глубокомразличии  страсти и старости, что реализовановертикальной антитезой  страсть/старость.
   Выявляемая постепенно антитетичность текста, то скрытая, то явная,реализуется и в определенной динамике размещения стилистически окрашеннойлексики. Так, в первой композиционной части стилистически сниженная лексикапредшествует высокой, способствуя нарастанию эмоциональности: пожившая, усталь, ложе, прилегла, лукаво, страсть гаснущая. Вторая,связующая, композиционная часть стилистически нейтральна и служит как бы осьюпротивопоставления, так как третья часть построена в порядке, противоположномпервой: за стилистически высоким петь, поставленнымк тому же в сильную позицию строфы и строки, следует нейтральная лексика, ипроисходит закономерное к концу текста падение экспрессии.

 В отношения межуровневой противопоставленностивступает и синтаксис, нарушающий размеренное течение речи и тем самымпротивостоящий ритму и элегическому словарю. Однако синтаксис текстаэкспрессивно неоднороден: по степени выразительности первые две композиционныечасти противостоят третьей, нейтральной, но отличаются друг от другаиспользованными для создания экспрессии средствами.
Так же, для подкрепленияобразов цветовыми ассоциациями, автор использует определение «алый», «желтый» и их оттенки. Но вот,что интересно – то же слово «алый»Северянин использует для описания совсем иных образов: образов надежды,рождения чувств, любви, весны:


Осеннийпарк в цвету янтарно-алом.
(«Янтарная элегия»);

Съежилисьлистья желтых акаций.
Рыжиелужи...
(«Томление бури»);

Надузкою тропкою клены
Алеютв узорчатой грезе...
(«Мудрость идиллии»);
Ужедеревья скелетеют.
Ирумянеют и желтеют.
(«Осенняя поэза »);
Заалеютклены и залимонеют, будут ало-желты.
(« Осени предчувствие»).

Определение «алый» традиционно связано с чувствами человека, оно не толькослужит их символом, но и используется для характеристики возлюбленной:
Итолько губы весенеют –
Затем,чтоб я их алость пел...
(«Поэза голубого вечера»);
Светилонад мраморной виллою
Алеетрумянцем свидания.
(«Фантазия восхода»);
… алыйснег мечтаний...
(«Душистый горошек»).

Более того, слово «алый» и его однокоренные впредшествующих текстах выступали как синонимы или антонимами к словам грусть, усталость, гаснуть:
Счастьежизни — в искрах алых...
Ив очах твоих усталых.
(«Стансы»);
Опятьзвенит и королеет
Мойстих, хоть он – почти старик!..
Взакатный час опять алеет
Улыбкагрустной Эмарик.
(«Март»).

Все это делает вполнемотивированной антитезу «алые листья» и«страсть гаснущая».



















III.       Выводы.

Итак,И.Северянин посвятил большое количество стихов темам осени и весны. Осень унего – «старуха в желтой кофте», «неряха из нерях», «дева старая». Весна –образы надежды, рождение чувств, любви.
Образывесны и осени находятся в отношениях противопоставления (антитезы). Образ осениупотребляется как синоним к старости, годам, излюбленный цвет – желтый. Образвесны – юность, радость, излюбленный цвет – алый. Все это делает вполнемотивированной антитезу весны и осени в лирике И.Северянина.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Советский союз в 1965-1985 гг
Реферат Baseball Story Essay Research Paper Baseball has
Реферат Наклонный ленточный конвейер
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Дискретная математика и математическая логика» Направление: 010100. 62 «Математика»
Реферат К вопросу о причинах поражений Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны
Реферат Производство тормозных барабанов ООО "Барабанчик"
Реферат «Старый Лес» не просто плод моего воображения
Реферат Цикл-метод обучения. (Методика преподавания эстонского языка) (WinWord (на эстонском языке))
Реферат Участники и динамика конфликта
Реферат Разработка программы "Ведение основных фондов" для централизованной бухгалтерии комитета по образованию при администрации г. Богородицка
Реферат Пейзаж в лирике Б Пастернака
Реферат Проектирование технологического процесса лесосечных работ предприятия с годовым объемом производства 150000 кубических метров
Реферат Разработка конструкции и технологического процесса изготовления печатной платы
Реферат King Oedipus Essay Research Paper
Реферат Проблема использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях