Из введения стало ясно, чтосемиология — это дисциплина, занимающаяся анализом знаков и знаковых систем(семиотика, семиология — от греч. semeion — признак,знак). При этом понятие «семиология» будетпонятием более общим, родовым, понятие «семиотика» — более узким, видовым:конкретные семиотики занимаются частными семиотическими системами (например, семиотика межкультурной коммуникации,семиотика моды, семиотика кино и т. д.), семиология же (или, в иной терминологии,абстрактная семиотика) призвана решать наиболее общие проблемы семиозиса (жизнизнаковых систем) как такового.
Традиционная семиотика (см.,например, фундаментальную работуЮ.С.Степанова: [Степанов 1985]) своим предметом видит статический и качественный аспект процессов связи иуправления в организме,природе и обществе — в отличие от кибернетики,которая исследует сами эти процессы. Иными словами,с традиционной точки зрения, кибернетика изучает процессы динамической реализации знаковой системы, которую, в свою очередь, семиотика изучает как статическийобъект.
Вместе с тем, знаковая природа техили иных явлений раскрывается только в процессе коммуникации. Сам по себе, внеобщающихся друг с другом субъектов знакпопросту не существует. Общение же(коммуникация) динамично по определению,по самой своей природе. Поэтому, чтобы описать реальную картинусемиозиса, следует по возможности учесть его динамическуюприроду, попыткой чего, в частности, и является данная работа.
Это, кстати, в полной мере соответствует современным тенденциям в культурологии, искусствоведении,лингвистике -всех отраслях знания,которые в той или иной мере озабочены проблемами коммуникации. Так, насмену дескриптивным грамматикам, описывающим язык как статический объект, приходят динамические, «активные» грамматикигенеративного типа, которые обращенык «языку-феномену» или, если быть более точным, к динамической по природеречевой деятельности [Караулов 1999]; на смену структурализму с его вниманием к статическому объекту — тексту — приходитпостструктурализм, интересующийся динамическими практикамитекстопо-строения и рецепции текста (дискурсами), и т. д.
Каковы же в общих чертах особенностикоммуникации как динамическойдеятельности?
В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями (communicatio — сообщение, связь), т. е.осуществляется передача информации от одногоее участника к другому. К сожалению, люди не умеют общаться непосредственно — допустим, с помощью биоэлектрических импульсов, посылаемых от одного мозга кдругому. Поэтому информацию, которую мы передаем друг другу, мы должныкодировать с помощью определенной символьной системы, особых языков кодированияи декодирования (кодов).
При всем своем разнообразии, используемые в различныхсемиотических системах коды могут быть сопоставлены с естественным языком (но не сведены к нему): кпримеру, участники коммуникациидоговариваются, что тот или иной феномен (объект) будет обозначаться неким символом, а связи между
феноменами (объектами) — определенной системой отношений в рамках символьной системы.
Простейший пример данной символьнойсистемы (кода) -так называемая азбука Морзе, где каждой букве алфавита и знаку препинания соответствует то илииное сочетание долгих икратких сигналов, индуцируемых радиопередатчиком.
Закодированная с помощью данной системыинформация передаетсяадресантом и затем декодируется, или — шире — интерпретируется (от interpretatio — перевод, толкование) адресатом сообщения.
Коммуникация как вид деятельностиподразделяется на коммуникацию вербальную, связанную с использованием естественного языка, и невербальную,которая может сопутствовать вербальному обмену, а может быть и вполнеавтономной. И вербальная, и невербальная коммуникации в основном носят знаковыйхарактер.
При всем своем внешнем различии,вербальная и невербальнаякоммуникации характеризуются глубинным сходством. «Глубинные процессы, лежащиев основании вербальной и невербальной деятельности, по всей видимости, всущественных отношенияханалогичны», — пишет крупнейший современный специалист по проблемам невербальнойкоммуникации [Крейд-
лин 2002:47].
Коммуникацию делает возможнойразделяемая коммуникантами коммуникативнаякомпетенция — общие знания и навыки.Во-первых, это знания собственно знаковой системы (кодов), в терминах которойпроисходит коммуникация, а также навыки использования данной системы в целяхсоздания сообщения или его декодирования. Эти знания и навыки обозначаются как креативная (от creature — создавать) и рецептивная (от receptio — принимать) компетенция [Тюпа 2001: 11-12]. Во-вторых, это знания об устройстве внешнего мира,которые представляют собойструктурированные на основе определенного миропонимания сведения, факты,понятия, нормы, имеющие общечеловеческий, национально-исторический ииндивидуально-личностный характер (референтная компетенция [там же]).
Между креативной, рецептивной иреферентной компетенцией существует системная связь, взаимозависимость. FIoJскольку, кодируя сообщение, егосоздатель вкладывает в нега свое представление о внешнем мире (референте сообщения), то характер и объем этого представленияпредопределяет структуруи объем адекватной ему кодовой системы. С другой стороны, параметры кодовой системынеизбежно оказывают воздействиеи на содержание сообщения и, таким образом, на структуру представленного в нем референта.Создавая сообщение (реализуякреативную компетенцию), его автор является и его первым читателем (реализациярецептивной компетенции), одновременно и кодируя сообщение, и корректируя егов процессе кодировки.
Коммуникативная компетенция — феномен глубоко лично-стыый, несмотря на то, что в рамках тех илииных культур, групп и т.д. индивидуальные форматы коммуникативной ком- Iпетенции демонстрируют известнуюобщность. Уникальность, Iиндивидуальныйхарактер коммуникативной компетенции связан с тем, что составляющие ее знания и навыки суть частьиндивидуального жизненного опыта, который (при известном сходствеусловий жизни людей в рамках, допустим, одной Iкультуры) принципиально уникален.Поэтому знаки и знаковые системы,возникающие при порождении и интерпретации сообщений, принципиально неоднозначны, а информация,кодируемая в процессе реализации креативной компетенции, и информация декодированная могут существенно различаться и по своему объему, и по характеру.
Событие кодирования и декодирования сообщения называетсякоммуникативным событием. В структурном отношении коммуникативное событие можетбыть разделенным на коммуникативные акты как конкретные семиотические операции(означивание представления и осмысливание знака, кодирование и декодирование ит. п.).
Участники коммуникативного событияимеют определенные целии установки, которые определяют содержание сообщений. Различия в этих установках и целях могут привести
к тому, что одно и то же сообщение может значить для нихразные вещи.Коммуникативное событие можно считать состоявшимся только в том случае, если налицо сотрудничество,кооперация продуцента (от producens — производящий) и реципиента (от recipiens — принимающий). Но и в случаеосознанной кооперациикоммуникантов коммуникация не всегда достигает стопроцентной эффективности — если под последнейпонимать полноесоответствие результатов кодирования и декодирования. Возможны случаи и абсолютнонеэффективной коммуникации — в этом случае говорят о коммуникативной неудаче,коммуникативном провале.
В коммуникативном событии участвуютразные и различныеуровни личности коммуникантов: сознание, эмоции, физические и физиологические параметрычеловека. Степень осознанностикоммуникативного акта бывает различной. Вербальный компонент последнего большей частью осознается коммуникантами, в то время какневербальный компонент часто является неосознаваемым.
Коммуникация не только позволяетпередавать некоторую внешнюю по отношению ксамим участникам информацию. Важнойсоставляющей коммуникативного события является утверждение каждым изкоммуникантов своей статусной роли, а такжеих статусно обусловленное взаимодействие. Очень часто именно статусноевзаимодействие, несмотря на то что внешне, на вербальном уровне, коммуниканты занимаются, казалось бы, лишь передачей достаточно отвлеченнойинформации, является в рамкахкоммуникативной ситуации важнейшей составляющей.
Таким образом, коммуникация есть сложный, знаковый,
личностный и часто неосознаваемый процесс,который с необ,- ,
ходимостью является неточным. —. ^
Различают различные и разнообразныетипы коммуникативныхсобытий, видов коммуникации. Специфику каждого из Данных видов определяют различныесценарии и схемы взаимодействия и поведения коммуникантов. Для социальной коммуникации определяющими являются схемыи сценарии пове-
дения в соответствующих обыденныхситуациях; для профессиональнойкоммуникации это сфера знаний и навыков, свя-jзанных с профессиональной деятельностьюна рабочем месте. Вотличие от указанных видов коммуникации, межличностная iкоммуникация опирается наиндивидуальный опыт и возможна только при определенной степени его общности у участников общения. Исходя из этого, можноговорить и о разных функциональныхсферах коммуникации: о межличностной, социальной, публичной, межгрупповой, профессиональной, массовойкоммуникации, о коммуникации внутри малых групп, внутри-культурной и межкультурной коммуникации и т. д.
При этом реальная коммуникативная ситуация есть синте- Iтическая формавзаимодействия одновременно разных форм Iкоммуникации:профессиональная коммуникация может быть Iокрашеналичностным аспектом, осуществляться между груп- Iпами профессионалов, в том числе ипринадлежащих к различ- Iнымнациям, и т. д. От того, какой тип сценария или схема до- Iминирует в конкретном коммуникативномсобытии, зависит и Iегостатус.
Межкультурная коммуникация есть общение, осуществляемое в условиях столь значительныхкультурно обусловленных различийв коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенным образом предопределяют удачу или неудачу коммуникативного события.Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых прикоммуникации специальных символьных систем и правил их функционирования, атакже принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямомконтакте используют языковыеварианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общениивнутри одной и той же культуры.
Коммуникативная ситуация, то есть ситуация общения, предполагает наличие как минимум двух коммуникантов- того, кто производит сообщение, и того, кто это сообщение получает. Существуют, тем не менее, и формы автокоммуникации,
когда тот, кто производит сообщение, и тот, кто этосообщение получает, — этоодна и та же личность. В автокоммуникационном режиме протекает важнейшая часть семиозиса как жизнизнаковых систем — процесс создания текстов как материальных носителейкультурных смыслов. Особенно важную роль автокоммуникация играет в сложных знаковых системах, к каковым, в частности, относитсяискусство. Создавая художественное произведение, творец (продуцент)разворачивает перед самим собой (реципиентом) картину, модель бытия — ранееневедомую и незнакомую. Впроцессе творчества создается текст, но «создается» и творец этого текста; тот человек, чтоприступает к акту творчества, не равен тому,кто ставит последнюю точку в романе илипоследнюю ноту в музыкальном опусе.
Каковы, помимо продуцента иреципиента, иные элементы коммуникации? Прежде всего, это коды — первичные ивторичные, а такжеканалы коммуникации.
Поскольку любая форма коммуникацииосуществляется только наоснове тех или иных знаковых систем, а знак есть результат кодирования, то многочисленные и многообразные коды окружают нас повсеместно. Их так много, мытак к ним привыкли, что большинство из кодов воспринимается нами как нечтовполне естественное, данное нам «от природы». Как ни странно, но явственнее всего коды «обнаруживают»себя тогда, когда они либо…отсутствуют по тем или иным причинам, либо перестают нормально функционировать. Так, для живущих в России русский язык как одна из наиболееразработанных в русской языковой среде кодовых систем — столь естественныйинструмент коммуникации, что только филологи-профессионалы осознают егосимвольную (конвенциональную) природу. Работаяже с иностранным языком, мы в первую очередь осознаем именно символьнуюспецифику языка, его кодовую сущность.
Количество кодов столь велико, онистоль разнообразны, чтооб их исчерпывающей детальной классификации не может быть и речи. По сути,каждый семиолог может разработать (и разрабатывает; см.: [Барт 1994: 30-34]) своюоригинальную
классификацию кодов применительно кконкретной семиотича ской системе — лишь быэта классификация отражала структуя ные и функциональные характеристикисистемы.
Несмотря на свою сложность, именноестественный язш может быть взят в качествеиллюстрации того, что есть кодова| система и как она работает.
Как было сказано выше, наиболее явнокод обнаруживает себя тогда, когда он не может«работать» нормально, когда он дефектен.
Приведем пример «дефектного» кода, на основе которого! построен знаменитый и, конечно же, всем известныйтекста «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».
Текст, приведенный Л. В. Щербой, покажется бессмыслен-1 ным только в том случае, если читающийего не будет учиты-| ватьособенности той кодовой системы, которую применяет! ученый. «Глокая куздра...» имеласовершенно определенную! направленность(и в соответствии с этой направленностью бы-1 ла закодирована)- дать читателю представление о семантикеграмматических категорий.Иными словами, известный фило-1 лог, составляя свое сообщение, оперировалопределенным ко-дом,который отличался от тех кодов, которые мы используем Iпринаписании и чтении обычных текстов.
Как описать этот код? Основой кодировки «Глокой кузд- Iры...» будут, очевидно, признаны графические (написаниебукв, соответствующих определеннымзвукам русского языка), мор- Iфологические (флексии, реализующие те или иныеграмматиче-скискатегории, которые определяют связность слов в предло- Iжении и высказывании) и синтаксическиенормы и правила, Iхарактерныедля русского языка. Недостает в этом коде только Iодного — лексико-семантического уровня, с учетом которогомы создаем и принимаемобычные речевые сообщения на естественном языке.
С обычной точки зрения, код, избранныйЛ. В. Щербой, дефектен. Но дело в том, что поотношению к тексту продуцент и реципиент вполне равноправны, и понимание (однаиз целей коммуникации) наступает толькотогда, когда коды, исполь-
зуемые для кодирования и декодировки, изоморфны, то естьструктурно и функционально подобны. Если реципиент для дешифровки сообщения избирает код,отличный от кода продуцента,как раз и получается «реникса» (то есть искажение сообщения, возникшее врезультате неверно избранного кода). Инымисловами, конвенция (договор) об общности кодовых систем, применяемых для шифровки и дешифровки сообщения, является важнойсоставляющей рецептивной и креативной компетенциикоммуникантов — без этой общности невозможна нормальная коммуникация.
Коды (или специализированные языкикодирования и дешифровки) присущи всем без исключения семиотическим системам — как простым, так и сложным.Естественный язык — однаиз наиболее развитых систем кодировки, которая, кстати, претендует на то, чтобы бытьуниверсальным кодом, способным перевести ввербальный план любое сообщение. Насколькоосновательны эти претензии — большая проблема: известно, что, например, принципиально непереводимы наестественный язык (то есть не могутбыть интерпретированы вербальными средствами) сообщения, сделанные «языком»музыки, нефигуративной (абстрактной) живописи.
Большей простотой отличаются,например, коды, используемыев разработке системы знаков дорожного движения. Достаточной простотойотличается до сих пор популярный у радиолюбителей код «азбуки Морзе».
Но и там, где, казалось бы, мы не сталкиваемся со знаковыми системами (точнее — не осознаем присутствиязнаковости), работают сложные и многоуровневые коды. Предположим, в мужскомжурнале мы видим изображение современного автомобиля, за рулем которого,откинувшись на кожаное сиденье, сидитнекая красавица. Только ли достоинства автомобиля привлекут читателя данногожурнала и побудят того к покупке автомобиля?Отнюдь. Посадив за руль красотку, авторы рекламного текста (переведем его на язык вербальных сообщений: «Купи наше авто, и ты будешь благополучен во всехотношениях!») реализуют в этом вобщем-то совершенно ненужном
нормальному автолюбителю аксессуаре код, который бы м| назвали «кодом базовых природных потребностей». Исполизование этого кода (его микроэлемента — «девица-красавица») ] конструировании знака«автомобиль», означающего «комфорл успех,престижность, мужественность и т. д.», сообщает знак! дополнительныепараметры.
Неизвестно, правда, была бы рекламаэтого автомобиля менее успешна,если бы на его сиденье лежал хороший окорок или пиш ца; во всяком случае, механизм быработал совершенно тот же.
Особую сложность составляет проблема кодов, участвую-iщих в создании произведений искусства(эта проблема особен! ноактуальна для тех, кто занимается вопросами межкультур-^ ной коммуникации вданной сфере). Так, музыкальная система кодировки основана на системе нотной записи музыкального сообщения. Свой семантический «ореол»,свой код, предопределенныйкачеством звучания и традицией использования, есть у каждого инструмента, а также укаждого ансамбля инструментов.Но и каждый музыкальный жанр построен в соответствии с определенным каноном,определенной кодовой системой. Создавая музыкальное произведение, автор пользуется, «играет» этими кодами; подчас, как это делали П. Чайковский, С.Рахманинов, А. Шнитке, автор видоизменяет, принципиально переосмысливает «инструментальные»или жанрово-темати-ческиекоды (вводя, к примеру, фольклорные мотивы в структуру классической симфонии),создавая таким образом новые сложные кодовые системы. Очень часто (а всовременной музыке — какправило) новое сообщение базируется на кодовой системе, которая полемически заострена против кодов, наоснове которыхсоздавались произведения прошлого, причем сама логика этой полемики и составляет суть того сообщения,той эстетической программы, с которыми автор обращается к слушателю.
В иных случаях эстетическая полноценность сообщения основываетсякак раз на точности следования традиционным кодам — как в фольклоре, ввосточных (Япония, Китай, Индия) традиционных формах театрального искусства ит. д.
Но, каким бы сложным и эффективным нибыл код, оформляющий сообщение, коммуникативная ситуация не состоится вотсутствие канала информации. При этом иногда в рамках коммуникативной ситуации код и канал информациимогут быть по отношениюдруг к другу достаточно автономными элементами (как в радиопередаче, гдесодержание вербального сообщения практически не зависит от качества передачи — если только шумы полностью не гасятсигнал).
Иногда же код является непременныматрибутом канала информации,а последний — частью кодовой системы. К примеру, живописное сообщениенемыслимо без материального носителя (канала информации) — холста, краски и т.д. Но само содержание живописного сообщения оказывается небезразличным к характеру этого материальногоносителя: известно, какуюважную содержательную роль играет в живописи характер мазка, фактура холста, дажеинструмент, которым оперирует художник (кисть или мастихин). Эти материальные элементы живописного полотна и становятсяэлементами кодовой системы, с помощью которого кодируется живописноесообщение.
Теория информации, лежащая в основесовременных концепций коммуникации икоммуникативного события, в качествеосновных элементов последнего и называет описанные выше конструкты: продуцент иреципиент сообщения, канал информации, коды, а также кодирующее и декодирующееустройства. При этом, с точки зрения данной теории, эффективность информации тем выше, чем ниже уровень «шумов»,возникающих в канале информации и препятствующих адекватной рецепции сообщения.
Вместе с тем, бывают коммуникативныеситуации, особенно всложных семиотических системах (к таковым опять-таки отнесем искусство), когдасам шум является носителем информации (Ролан Барт называет литературу «умышленнойкакографией», полагая, что именно шумы в информационных каналах и являютсяглавным сообщением, которое художник передает зрителю, читателю или слушателю [Барт 1994: 18-19]),или, если выразитьсяточнее, информация, передаваемая ху-
дожником, возникает в результатесемантизации этого шумЛ который таким образом становится предметом изображения содержанием сообщения.
Приведем пример из области литературы — так называемая «заумная» поэзия:
Лельга,оньга, эхамчи! Ричи, чичи, чичичи! Лени нули эли али! Бочикако никако. Никакоко кукакеке! Кукарики кикику! Папа пупипипипиги! Мород, мород, миучали Капа, капа, кап! Эмч, амч, умч! Д>'мчи, дальчи, дольчи!
(Велимир Хлебников)
Конечно, перед нами образчик поэтического творчества, литературныйтекст. Здесь есть все атрибуты стиха: ритмико-мет-рический рисунок, не оченьпоследовательно используемая, но все же присутствующая рифма. И этот текст,безусловно, имеет определенное отношение к русскому языку, то есть код, избираемыйавтором для своего сообщения, по ряду параметров соответствует тому каналу, который предназначен для вербаль- Iных сообщений (общение междуписателем и читателем, осуществляемоепосредством печатного или устного текста).
Но в этом коде есть и дефект- тот жесамый, который Л. В. Щерба сознательноинкорпорировал в код «Глокой кузд-ры...», —лексический асемантизм.
Причина намеренного искажения вербального кода — в эстетическихустановках «заумников». Их теоретик А. Крученых в Iсвоей«Декларации заумного языка» писал: «… мысль и речь не Iуспевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник Iволен выражаться не только общим языком (понятия), но и Iличным (творец индивидуален) языком, не имеющим опреде- Iленного значения...» (цит. по: [Квятковский 1966: 112]). Отсю-
да- шум, который, на первый взгляд, полностью «блокирует»прохождение сообщения. Этот шум вызван дефектом кода, неадекватного каналуинформации, который «настраивает» реципиент, готовящийся к приему вербального сообщения.
Вместе с тем, лингвистический код — не единственный код, применяемый при кодировке художественного текста, а информационный канал, предназначенныйдля обычного речевого сообщения,недостаточен для сообщения художественного. Или, с другой стороны, содержанием сообщения и является«непроходимость» канала и «недостаточность» обычного языкового кода. Какимтогда, в общих чертах, будет сообщение, сделанное «заумным» поэтом? Если смоделировать его, оно (как всякая модель, наша модель будетстрадать известной неполнотой)может быть сведено к следующему: я, поэт-футурист, обладаю настолько ярко выраженной индивидуальностью, что уже не могу удовлетворитьсявашим языком, слишкомприблизительным и общим для того, чтобы выразить все богатство моих индивидуальныхпереживаний, а потому я отказываюсь от вашего языка и языка всей вашей поэзии, и создаю свой язык и свою поэзию.
Славьте меня!
Я великим не чета, Я на всем, что сделано,
ставлю nihil! Никогда ничего
не хочу читать.
Книги?
Что книги!
А это уже молодой В. Маяковский, который прямо описывает и хлебниковский код, и тот канал информации,в рамках которого этот код создает вполне осмысленное сообщение: это канал литературного процесса и код «великогоотказа» от классическойлитературной традиции, в рамках которой с успехом использовался именно традиционныйязыковой код.
Та система кодирования текста, скоторой мы сталкиваемся | в случае с «заумниками», есть пример взаимодействияпервичных и вторичных кодов.
Лингвистический код (назовем его«первичным» кодом), основу которого составляетестественный язык, включен в художественный код («вторичный» код) и являетсяего агентом.
При этом вторичные коды могут быть своего рода метако-дами для кодов первичных и, всоответствии с конкретными; парамерами коммуникативной ситуации, заменять или видоизменять последние- так, как это произошло в случае с «заумниками».
Например, авангардистский метакод «отказа» от предшествующей традиции, помимо первичного языкового кода,как в случае с литературной «заумью», может прибегнуть к первичнымспособам кодировки, принятым в живописи, и тогда возникает «Черный квадрат» К.Малевича, который ставит «крест» наисчерпавшей себя фигуративной живописи — совсем так же, как это делают Хлебников и Крученых по отношениюк традиционной художественной словесности.
Семиотика искусства, литературы — один из наиболее сложныхразделов семиологии, одна из сложнейших частных семио-тик. Но существуют и иные семиотические системы. Приведем их понеобходимости беглый обзор.
2. Семиосистемы(биосемиотика, этносемиотика, семиотикапространства)
Биосемиотика
Знаковая коммуникация в.животном мире.Специфика знака в биосемиотике. Простые исложные знаки. Проблема значения в биосемиотике.
Биосемиотика как часть общей семиотики(семиологии) изучаетзнаковую коммуникацию в животном мире. Представители так называемой этологической школы (от ethos — правило, обычай) установили, чтоживотные обладают врожденной способностью опознавать важные для их существования объекты: особей другогопола, источники пищи, врагов и т. д. Дополнительно к врожденным способамопознания жизненно важных объектов животные накапливают и приобретенные врезультате опытаспособы. Как показывают специалисты (см. подробно [Степанов 1985]), животные отличаютобъекты друг от друга по ряду дифференциальных признаков, существенно важныхдля поддержания жизни. Так, из всех признаков, характеризующих самку бабочки-перламутровки, самецопознает только особенности порхания и общийцвет, но не форму, не рисунок — это ученыеузнали, имитируя танец самки с помощью ее бумажной модели, подвешеннойна конце прута. Таким же образом самец рыбы колюшки начинает брачныйтанец при виде модели самки с вздувшимсяот икры брюшком, притом что прочие характерные особенности реальной рыбки могут в модели и отсутствовать.
Данные наблюдения показали: знаковаякоммуникация су! шествует не только в человеческом обществе; животные такяД оперируют определенным набором кодов, дешифруя различныерелевантные для их существования «сообщения» из окружаю-1 щей среды. Для бабочки-самца порхание и цвет становятсязна! ком определенного состоянияпартнерши, равно как и для сам! цаколюшки таковым знаком оказывается форма брюшка сам! ки. При этом для информирования животногосущественным оказывается лишь один или несколько признаков, сигнализи-1рующих об этом состоянии; эти признаки именуют смыслораз-1 личительными,дистинктивными.
Само инстинктивное поведение животных есть род языка,! основанного на знаковости низшегопорядка. Так, внешний вид! (ачаще всего только размеры) и способ движения гусыни заставляет гусят двигаться вслед заматерью и повторять ее действия.Белое пятно в хвостовой части косули для ее детенышей также есть сигнал, понуждающий ихследовать за матерью. Здесьсам жизненно важный для животного (в данном случае детеныша) объект буквально несет на себе знак-сигнал,являясь! для этого знака и каналом информации.
Более сложным, опосредованным и в некоторой степениабстрактным характером отличаются наблюдаемые в биосфере знаковые системы,которые пользуются внешними по отношению ксубъекту знаковой операции каналами информации. К ним относятся звуковые, электромагнитные и прочиесигналы, распространяемые в разнообразных сферах (водной, воздушной и т.д.), где существуют те или иные виды животных.
И,наконец, в животном мире существуют в высшей степени сложные многокомпонентные знаковые системы, характеризующиесявысокой степенью абстракции. Таков, например, детально разработанный танецпчел, некоторые виды связи у муравьев. У высших животных, к которым можно отнести челове- Iкообразных обезьян, была обнаруженазвуковая система связи, Iв ряде отношенийблизкая языку человека.
Одна из дискуссионных для биосемиотики проблем — про- Iблема знака, его специфики, егоструктурной полноты. На- I
сколько знаковая коммуникация, которая существует в природе соотносима с коммуникацией,осуществляемой людьми, -такставится эта проблема. Не разрабатывая в деталях вопрос структурных составляющих знака (обэтом ниже), отметим: корнемпроблемы является вопрос о специфике значения в знаке «животного» происхождения.Традиционно считается, что означивание какодна из семиотических процедур — прерогативатолько человека. Поскольку, как считается, животные лишены столь разработанного инструмента хранения ипереработки