Поэтика – это раздел теории литературы, изучающийструктуру литературных произведений и систему эстетических средств, в нихиспользуемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения,способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературноговида и рода. Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведенийконкретных авторов или целых периодов и направлений.
Историческая поэтика изучает развитиелитературно-художественных средств (фигуры, рифмы) и категорий (художественноевремя, пространство, ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теориейлитературы; в узком – с исследованием поэтической языковой или художественнойречи. Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств,характерных для поэта, направления, нации, эпохи (например: «Поэтика русскогореализма»).
Итак: «Шепот. Робкое дыханье…»
Тема этого стихотворения любовная. Об этом говоряттакие строчки: «…И лобзанья...».
Главная мысль выражается в следующем: Герои он иона. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует ихприсутствие в стихотворении.
Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной,ночные тени…»
Стихотворение начинается с появления самих героев:«…Шепот, робкое дыханье…».
И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзякричать, тем более на свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том,что герои все-таки юны.
Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» иеще один герой – соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще ипоет: «…Трели соловья…», — дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем.Но у Фета это не просто географическое понятие, это еще и фон, и следующийгерой этого стихотворения. У поэта он олицетворен.
Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется(«…колыхание…»). И вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтомуФет использует метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
Композиционно стихотворение делится на три части.И начало второй части: «…Свет ночной, ночные тени…», — это уже середина ночи.То есть вторая часть передает не только глубину ночи, но и глубину чувствгероев. Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.
Чувства героев развиваются от «шепота» и «робкогодыханья» к «ряду волшебных изменений милого лица». Поэт не описывает событий, аединственной строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.
Третья часть – утро: «…И заря, заря!…»
Но какое оно у Фета! Читатель переносит свойвзгляд на небо. Перед нами «дымные тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает ихлегкость, невесомость, чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речьидет о любви. Автор использует цветнуюсимволику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами возникает картина зари,раннего утра с легкими облаками, окрашенными в розовато-желтоватый цвет…
Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, дляних она пролетела как одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в концестихотворения появляется слово – «…слезы…» — говорящее о том, что наступает миграсставания.
Все стихотворение представляет собой однопредложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставитсязапятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией.Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение.
Кстати, назывными являются односоставныепредложения, в которых утверждается наличие предметов или явления: «Шепот,робкое дыханье…»
Назывные предложения в основном очень кратки(лаконичны), но не всегда (как мы убедились). Называя предметы, указывая местоили время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:«… Свет ночной, ночные тени, тени без конца…».
В назывных предложениях подлежащее можетраспространяться только определениями: «…Робкое дыханье…».
Приемы построения стихотворения, используемыепоэтом, изобразительно-выразительные средства направлены на то, чтобы передатьглавную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.
В следствие всего этого стихотворение А. А. Фета«Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» — это все же прекрасная картина, спосягательствами на законы поэтики