“Конармия”И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданскойвойны и единым образом повествователя.
“Конармия”написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии).Сражался сам Бабель под именем Лютова.
Наосновании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрениесамого Бабеля.
При внимательном рассмотрении дневник и рассказыоказываются непохожими. Но это можно понять.Форма отстранения автора Дневника от реальности,продиктованная в ситуации гражданской войны необходимостью самосохранения, в “Конармии” превращается в эстетический прием, дающийвозможность, с одной стороны, — обнажить грубость и варварство казаков, а сдругой — позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента,пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни
Новелла«Мой первый гусь». Как и большинство новелл этого сборника написана от первоголица – Кирилла Васильевича Лютова.
Авторобнажает грубость и варварство казаков, акцентирует отчуждение еврейскогоинтеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни.Это видно буквально с первых же строк рассказа: «Ты грамотный?» спросил Савицкий, и узнал, что Лютов «грамотный» («кандидат прав Петербургского университета»), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой.Потом, когда он закричал ему: « Ты из киндербальзамов… и очки на носу», когда он смеясь воскликнул: «Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией. Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя, что он здесь чужой, Лютов хочет стать своим. Для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся. Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: «парень нам подходящий» — Лютов, торжествуя, читает им речь в газете, появляется ощущение, что победа-то его какая-то странная, неполная. «…Мы спали шестеро там, согреваясь друг от друга».Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным, что бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, «внутренний жар», «пылающий лоб». “ И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло” (“истекает голова убитого гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение” любой войны. И это необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами есть дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и объясняется высокий слог финала.В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное именно поэтому так важна жизнь, и так трагична смерть.Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен — из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни.Необычен пейзаж у Бабеля. «деревенская улица лежала переднами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли» абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво. Он ведь делает этот поступок независимо от своего внутреннего состояния.
«Солнце падало на меня из-зазубчатых пригорков». Взаимосвязь тутмежду небесными и земными гранями опять предстает в необычной форме. Движениесолнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет выбора для главногогероя своей прямолинейностью.
Так, мне кажется, пейзажнепосредственно связан с действиями героя.
Сюжета тем не менее как такого нет. . Бабель намеренно строитсюжет на видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека — Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождаетсебя от необходимости мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия логики собственновоенных событий — для книги о войне “Конармия” содержит удивительно малофабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким образом, чтобыпередать зрительное, слуховое восприятие главного героя..Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно — в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности. Повествование ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой рисунок словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь: «…обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот человек пострадавший по ученой части...»Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.