Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18
Реферат по литературе на тему:
«Восхождениена Голгофу»
(Михаил Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита)
Подготовил:
Ученик11 класса
ЛяшенкоЕвгений
Руководитель
Герина
СветланаАлексеевна
П. Заводской Ейского района Краснодарского края
2006 год
1. Вступление…………………….……………………………………3
2. Страницыбиографии….………………………………………..4
3. «Восшествие наГолгофу»……………………………………….5
4. Гротеск в романе «Мастер иМаргарита»…………………..13
5. Реальность первой части и фантастикавторой…………21
6. Заключение………………………………………………………..27
7. Список использованнойлитературы………………………..28
Выбор даннойтемы для меня обусловлен желанием не только расширить свой кругозор, но ипопыткой разобраться в том, каков же истинный смысл произведения МихаилаАфанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Так же по причине того, чтоматериал недостаточно разработан с научной точки зрения, представляетобъективную сложность для изучения и в связи с многочисленными дискуссиямивокруг романа.
Целью моейработы было рассмотреть факты биографии и творчества Булгакова, исследоватьвременные рамки романа с точки зрения происходящих событий, а так же вопроспочему Мастер награжден покоем, а не высшей наградой-светом.
(1)МихаилАфанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семьеученого-священнослужителя, серьезного историка религиозных теорий, нежелавшего, однако, дать своему первенцу духовное образование. Через два годапосле смерти отца 18-летний М. Булгаков становится студентом медицинскогофакультета Киевского университета: а в 21 год женится на Татьяне Ланка. В 1916году с дипломом «лекаря с отличием» он оказывается во фронтовых госпиталях наУкраине, а затем в Смоленской губернии (село Никольское), где был единственнымврачом на весь уезд. А уже в 1917 году переезжает в Вязьму, в большую больницу.После Октябрьской революции он возвращается в Киев, переживает кровавые событияв городе, вызванное действиями немецких властей, белогвардейцев и петлюровцев.Когда в 1919 году в Киеве установилась советская власть, Булгаков продолжалврачеванием в военном госпитале во Владикавказе и в том же году чуть нескончался от тифа, приняв решение оставить медицину окончательно. В 1921 годуприезжает в Москву (2)«без денег, безвещей… с тем, чтобы остаться с ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобыподдерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах ивозненавидел эти звания, лишенные отличий. И вот в 1922-1924 годах, послеокончательного переезда в Москву, писатель создает роман «Белая Гвардия»,который открыл ему путь в большую литературу. В 1926 году перерабатывает длятеатра пьесу «Дни Трубиных», поставленную в Московском Художественном театре.Спектакль принес и автору, и театру большую славу и большие неприятности: пьесуто запрещали, то вновь разрешали к постановке. С 1927 года по 1930 год Булгаковпишет ряд пьес, которые сегодня составляют славу русского театра. Доведенный доотчаяния, в марте 1930 года обращается с письмом к советскому правительству илично к Сталину, где просит либо позволить ему работать, печататься, либоразрешить покинуть страну. (3)О том же онпишет Горькому: «Ни одно учреждение, ни одно лицо на мои заявления не отвечает…остается уничтожить последнее, что осталось – меня самого. Прошу вынестигуманное решение – отпустить меня». Письмо к Сталину совпало с похоронамиМаяковского. Сталин, не желая еще одного громкого самоубийства, позвонилписателю и предложил ему работу режиссера в Художественном театре. А вот в 1932году во МХАТе возобновлена постановка «Дней Трубиных» из-за личного пристрастияСталина к этой пьесе. В этом же году Булгаков женится на Елене Шиловской, скоторой и прожил до конца жизни. А 10 марта 1940 года Булгаков скончался вМоскве.
1 – НиколаевЛ.А. «М.Булгаков и его главнаякнига»,1988г., с.3-7
2 – Булгаков М.А. «Автобиография», Моск., Октябрь,1924г.
3 – МеркинГ.С. Русская литература ХХ века(1).С.,1990г., с.144-145
Величайшим шедевром, пиком творчества Михаила АфанасьевичаБулгакова стал роман «Мастер и Маргарита».(1)Как же все совместилось в одномтворении и картина московского быта тридцатых годов, и философия с фантастикой,и, конечно же, любовная лирика? Роман читается взахлеб, особенно когда входишьв него доверчиво и отдаешься на волю авторской мысли и фантазии, непритормаживая себя скептическими вопросами. В этом случае и впечатления оноставляет невыразимое: каким-то новым, невиданным светом освещает окружающуюжизнь и как бы поднимает над нею, открывая вдруг новые горизонты в твоемпредставлении о свободе, о любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилииединоличной власти над людьми, о реальном и ирреальном…
Едва ли найдется читатель, который возьмет на себясмелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Номногое о нем приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историюего создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгаковародились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений.
Так или иначе, но вполне можно утверждать, что именнособственная судьба заставила писателя вспомнить новозаветскую библейскуюисторию и ввести ее в роман. В первых его набросках, сделанных весной 1929года, эта связь мало бросается в глаза. Они вообще довольно далеки то тоготекста, который известен читателю. Здесь еще нет ни Мастера, ни Маргариты.Дьявол появляется в Москве в одиночку, без свиты. Но начинает своюдеятельность, так же как в окончательной редакции романа, беседой с двумя литераторамиявно рапповского толка. Он рассказывает им эту библейскую историю от начала доконца, с особым тщанием описывая муки Христа при восхождении на Голгофу и,словно бы добиваясь, чтобы собеседники его в зеркале тех стародавних событий, врешениях синедриона и прокуратора Иудеи увидели и свой, рапповский зверскийфанатизм.
Работу писателя прервали мартовские 1929 года события.Целый год после запрещения его сочинений он пытался искать правды, еще недогадываясь, что он не один – вся литература и искусство приносится в жертвуантинародной политике, и в знак протеста уничтожил свой труд: разорвал тетрадис романом вдоль страниц и сжег одну половину, оставив вторую у корешков, — только как свидетельство, что роман действительно существовал.
Лишь в 1931 году Булгаков вернулся к нему, или, точнееговоря, начал писать его заново. В романе появились Мастер и Маргарита, которойписатель прочил ту же роль, какую в его жизни играла Елена Сергеевна (третьяжена Булгакова), но опять-таки и совершенно особую, выходящую за рамкиреального быта.
___________________________________________________________________________
1 – Боборыкин В.Г. «Биография писателя МихаилаБулгакова»,1991г.,
с.113
(1)Работу над романом Булгаков, однако,не форсировал, уже твердо зная, что на публикацию ему рассчитывать неприходится. Временами он отдавался ей целиком и за короткие сроки успевалнаписать огромные куски свежего текста. Но случалось, прерывал ее на многиемесяцы и даже на годы. И возвращался к ней с новыми идеями и замыслами. Первыйполный вариант был завершен им в 1934 году. Последний в 38-м, хотя шлифовку егописатель продолжал и позже, до конца своих дней.
В конечном счете от первоначального булгаковского замыслаостались лишь кое-какие общие контуры. Содержание романа как бы раздалосьвширь, и вглубь. Сатира переплелась с лирикой, лирика – с философией, философия– с политикой.
(2)Свои силы в 30-е годы Булгаковотдавал главным образом работе над романом «Мастер и Маргарита». Автор всеникак не мог выбрать подходящее название и все же остановился на названии«мастер и Маргарита», хотя были и другие: «Сатана», «Подкова иностранца»,«Великий Канцлер» и другие. Каноническое название «Мастер и Маргарита»появилось лишь в 1937 году. Над последней редакцией романа Булгаков работалбуквально до самой смерти (14 марта 1939 года), он писал эпилог романа, апоследнюю вправку в текст внес 13 февраля 1940 года, уже слепым, меньше чем замесяц до своего мучительного конца. «Мастер и Маргарита» для Булгакова был какбы последним завещанием человечеству, и он вложил в роман весь свой недюжинныйталант.
В романе нет ни одной абсолютной датировки событий, однакоряд косвенных признаков позволяет однозначно определить время действия какдревних, так и современных сцен. В первой редакции и в ранних вариантах второйсовременная часть датирована 1935 или 45 годами, но позднее Булгаков абсолютнуюхронологию устранил и изменил время действий. В окончательном тексте романаговорится лишь, что Воланд и его свита появляются в Москве майским вечером всреду, а покидают город вместе с Мастером и Маргаритой в конце той же майскойнедели – в ночь с субботы на воскресенье. Именно в это воскресенье встречаютсяс Иешуа и Пилатом, и становится очевидным, что это – светлое Христововоскресенье, христианская пасха. Следовательно, события в Москве происходит настрастную неделю. Православная пасха приходилась по новому стилю не ранее чемна пятое мая.
_____________________________________________________________________
1 – Боборыкин В.Г. «Биография писателя М.Булгакова»,1991г., с.115
2 – Соколов Б. «М.Булгаков: К 100-летию со днярождения»; Москва,1991г
с.92-93
(1)Такому условию после 1918 годаудовлетворяет всего один год – 1929, когда православная пасха как раз и былапятого мая.
Начало действия московских сцен приходится на первое мая –День международной солидарности трудящихся, но именно солидарности,взаимопомощи, христианской любви к ближнему не достает людям в булгаковскойМоскве, и визит Воланда быстро обнажает это.
Точная хронология присутствует и в ершалаимских сценахромана. Их действие тоже начинается в среду нисана, с прихода Иешуа Га-Ноцри вЕршалаим, и его ареста в доме Иуды из Кириафа, а завершается на рассветесубботы 15 нисана, когда Пилат узнает об убийстве Иуды и беседует с ЛевиемМатвеем. Истинный же финал – прощение, дарованное Мастером Пилату в пасхальнуюночь. Таким образом, здесь сливаются воедино древний и современный мир «Мастераи Маргариты», и это слияние происходит в третьем мире романа – в мирепотустороннем, вечном. И не случайно такое совмещение трех романных пространствпроисходит фактически в один и тот же день, который одновременно совмещаетдействие и ершалаимских древних, и московских новых сцен.
При воссоздании истории Иешуа и Пилата Булгаковпользовался многими историческими работами. Так, в его архиве сохранилисьвыписки из книги французского ученого Ренана «Жизнь Иисуса». Ренан указывал,что казнь Иисуса могла произойти либо в 29-м, либо в 33-м году, но сам историксклонялся к 33 году. У Булгакова год действия в древней части романа не указан,но назван возраст Иешуа – около 27 лет. Если принять традиционную дату рожденияХриста – 1 год новой, христианской Эры, то получается, что булгаковский Иешуаумер в 28-м или 29-м году. Ведь до ареста римские власти ничего не успелиузнать о его проповеди, да и ученика в тот момент Иешуа имел всего одного –Левия Матвея, тогда как при более продолжительном времени проповеди числоучеников должно было быть большим, поскольку даже Пилат признавалпритягательность учения Га-Ноцри для народа. Вслед за Евангелием от Луки иРенаном Булгаков ориентировался на 28 год как время начала деятельности Христа.Писателю была нужна яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии,жизнь проповедника, призванная оттенить несовершенство и темные пятнасовременной жизни. Поэтому Иешуа в «Мастере и Маргарите» значительно моложеИешуа евангелий и Ренана, а его жизнь до мучительной жизни на крестепрактически лишена каких-либо запоминающихся, значительных событий. Главным дляБулгакова было показать внутреннее, гуманистическое
_____________________________________________________________________
1 – Соколов Б. «М.Бклгаков: К100-летию со дня рождения»Москва 1991 г.с.99-100
содержание жизни и смерти Иешуа, нравственную высоту егоучения, а не какие-то выдающиеся проявления его способностейпроповедника-чудотворца.
(1)В редакции 1929 года Иешуа прямоговорил Пилату, что «1900 лет пройдет, прежде чем выяснится, насколько онинаврали, записывая за мной». Если действия московских сцен разворачиваются в1929 году, то промежуток в 1900 лет, который разделяет древнюю и современнуючасти романа, играет в структуре «Мастера и Маргариты» чрезвычайно важную роль.Дело в том, что 1900 кратно 76, в 76 лет знаменитый лунно-солнечный цикл, содержащийравное число лет по солнечному, юлианскому, лунному календарям. Через каждые 76лет по юлианскому календарю фазы луны попадают на одни и те же числа и днинедели. Поэтому Пасхальная пятница 14 нисана (Иудейская пасха) и в 29-м и в1929 году падала на одно и то же число – 20 апреля по юлианскому календарю, и22 апреля 28 года, и 16-е число месяца нисана древнееврейского календаря телунные годы, которые падают на 22 апреля 1928 и 29 годов юлианского календаря.В этот день православной пасхи происходит воскресение Мастера и воскресениеИешуа, а мир евангельской легенды сливается с потусторонним миром. Именно всцене последнего полета сливается воедино не только временная, но и весьмасложная пространственная структура «Мастера и Маргариты». Евангельское времяформирует, таким образом, один поток с тем временем, когда Булгаков и егоМастер начали работу над романом о Иешуа и Пилате, и действие созданногоМастером романа соединяется с ходом современной московской жизни, где авторгениального романа, заканчивает свою земную жизнь, чтобы в вечностипотустороннего мира обрести бессмертие и долгожданный покой.
Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем родамперсонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады,объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажамисвоего ряда. Продемонстрируем это положение на примере первой и наиболеезначительной триады романа. Ее составляют: прокуратор иудеи Понтий Пилат –«Князь тьмы» Воланд – директор психиатрической клинки профессор Стравинский. Вершалаимских сценах бытие развивается благодаря действиям и распоряжениямПилата. В московской части действие происходит благодаря Воланду, у которого,как и у прокуратора иудеи, есть с воя свита. Также и Стравинский, пусть в пародийном, повторяет функции Пилата иВоланда. Стравинский определяет судьбу всех трех персонажей современного мира,которые попали в клинику в результате случайного контакта с сатаной и егослугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиямии
____________________________________________________________________
1 — «Вопросы литературы» №1,1976г., с.258
(1)Стравинского – смеженного подобияВоланда. В свою очередь – в чем-то смеженное подобие Пилата уже потому, что«Князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо психологических переживаний,которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусостьпрокуратор иудеи. Воланд как бы пародирует Пилата – человека, стоящего во главевсего ершалаимского мира. Ведь от Пилата зависят судьбы Каифы, и Иуды, и Иешуа,и, как и у Воланда, у него есть своя свита – Афраний, Марк Крысобой, верныйБанга. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный, в конце концов, отправитьего на смерть, невольно обеспечивает им обоим бессмертие в веках.
И в современной Москве вечный Воланд спасает Мастера идает ему награду. Но здесь тоже сначала должна наступить смерть творца и егопреданной возлюбленной – воздаяние они получают в потустороннем мире, ибессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите еенеповторимая любовь.
Стравинский также спасает Мастера и других, ставшихжертвой нечистой силы, только спасение это откровенно пародийно, посколькупрофессор может предложить Мастеру всего лишь абсолютный, бездеятельный покойпсихолечебницы.
Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не всилах изменить ход событий, предопределенный независящими от негообстоятельствами, в конечном счете, из-за собственного малодушия, хотя внешневсе в древней части романа происходит по его приказу. Воланд, в свою очередь,лишь предсказывается будущее тех людей, с которыми соприкасается, но будущееэто все-таки определяется исключительно длинными обстоятельствами. Так, Берлиозгибнет под колесами трамвая не потому, что сатана подарил непредвиденноеобстоятельство в виде трамвайных колес и разлитого Аннушкой на рельсы масла, апотому что просто поскользнулся на этом масле. А доносчик Майгель, погибающийна балу Воланда от пули Азазелло, все равно через месяц неизбежно должен былпоплатиться жизнью за свое предательство, и вмешательство потусторонних силлишь ускоряет развязку. Власть же Стравинского над Мастером и другимипациентами оказывается призрачной. Он не в состоянии лишить Ивана Бездомноговоспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, и Мастере и его возлюбленной, не всостоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его вместе с Маргаритойв потусторонний мир и в Бессмертие.
Между членами триады есть и определенное портретноесходство. Воланд – «по виду – лет сорока с лишним» и «выбрит гладко»,Стравинский – «тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти"» У сатаны "«правый глазчерный, левый почему-то зеленый"» причем "«правый с золотой искрой надне, сверлящий
____________________________________________________________________
1 – Соколов Б. «М.Булгаков: К 100-летию со днярождения», Москва,1991г
с.103-104
любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде какузкое угольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней», профессорже – человек «с приятным, но очень пронзительными чертами». Внешнее сходствоСтравинского с Пилатом отмечает при встрече с профессором Иван Бездомный.
(1)Перечислим остальные семь триад«Мастера и Маргариты»: Афраний – первый помощник Пилата, — Фагот Коровьев,первый помощник Воланда, — врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского;кентурион Марк Крысобой, Азазелло, демон безводной пустыни, — АрчибальдАрчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова; пес Банга – кот Бегемот –милицейская собака Тузбубен; Киза, агент Афрания, — Гелла, служанка Фагота –Коровьева, — Наташа, служанка и доверенное лицо Маргариты; председательСинедриона Иосиф Каифа – Председатель МАССОЛИТа, Берлиоз – неизвестный вторгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа, барон Майгель, — журналист Алоизий Могарыч, Левий Матвей, единственный последователь Иешуа, — поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера – поэт Александр Рюхин.
Из главных персонажей романа лишь три не входят в составтриад. Это, прежде всего два таких важных героя, как Иешуа Га-Ноцри ибезымянный Мастер, образующие кару, или диаду. Остается героиня, чье имявынесено в название романа. Образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но имилосердие (она добивается прощения для Фриды и Пилата). Маргарита действует вовсех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом. Этот образне всегда являет собой идеал. Став ведьмой, Маргарита ожесточается и громит домДрамлита, где живут главные недруги Мастера. Но угроза гибели невинного ребенкастановится тем порогом, который никогда не сможет переступить истиннонравственный человек, и наступает отрезвление. Другой грех Маргариты — участиев бале сатаны вместе с величайшими грешниками «всех времен и народов». Но этотгрех совершается в потустороннем мире, действия Маргариты здесь никому неприносят никакого вреда и не требуют искупления. И любовь Маргариты остаетсядля нас вечным идеалом.
Характерно,что никто из персонажей триад, а также диады не связан между собой, да и сдругими персонажами (за редким исключением) узами родства или брака. В «Мастереи Маргарите» основой развития сюжета служат такие связи между действующимилицами, которые целиком вытекают из положения в обществе. Вспомним, что иРимская империя и Иудея в первом веке новой эры были иерархичными обществами.Вне иерархии стоит лишь Иешуа, его учение противостоит всякой иерархии,выдвигая на первый план качества человека.
1 – «Новый мир» №6,1968г., с.306
(1)Вечная, раз и навсегда данная строгаяиерархия царит и в потустороннем мире, и она своеобразно отражает иерархиюдревнего ершалаимского и современного московского мира.
Современный Булгакову мир тоже на поверку оказываетсямиром иерархическим. Только отношениями Мастера и Маргариты правит не иерархия,а любовь. В обществе, основном на иерархии, Мастеру, несмотря на егогениальность и даже во многом именно из-за нее, не находится места. Мастер –неосознанный бунтарь против системы государственной иерархии, а сам роман –скрытный протест против такой системы. Роман Мастера, человека гениального, ноне принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературногомира, не может войти в свет. Как и Иешуа, восставший против Иудейской иерархии,Мастер обречен на гибель.
Роман Булгакова утверждает приоритет вечных человеческихчувств над любой социальной иерархией, пусть добро, правда, любовь, творческийгений вынуждены здесь скрываться в потустороннем мире, искать поддержки у«князя тьмы». Писатель твердо верил, что, только опираясь на живое воплощениеэтих гуманистических понятий, человечество может создать действительносправедливое общество, где монополией на истину не будет обладать никто.
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это роман,раздвинувший жанровые границы, произведение, где, пожалуй, впервые удалосьдостичь органического соединения историко-эпического, сатирического ифилософского начал. По глубине философского содержания и уровню художественногомастерства, он по праву ставится в один ряд с «Божественной комедией» Данте,«Фаустом» Гете.
«Мастер и Маргарита» — один из наиболее литературныхроманов современности, т.е. опирающийся в основном на литературные источники. Втексте можно встретить явные и скрытые цитаты из литературных произведений:здесь и Гоголь, и Гете, и Ренан.
Высокий мир евангельской легенды, обретенный подбулгаковским пером черты непов