Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова "Тихий Дон" и "Поднятая целина")

Энциклопедияказачьейжизни(пороманамМ.Шолохова"ТихийДон" и"Поднятаяцелина")
Певцомказачества называют Михаила Александровича Шолохова, великого донскогописателя, лауреата Нобелевской премии. Писатель не просто рассказал нам ожизни, быте, нравах казачества, этого известного всей России служивогосословия. Он не только заставил полюбить Тихий Дон и людей, населявших егоберега. Шолохов с пронзительной ясностью и горечью показал нам в своихпроизведениях трагедию казаков в годы революции и коллективизации.
Революцияи гражданская война — вот темы знаменитого романа «Тихий Дон». ЧитаяШолохова, нетрудно понять, почему большинство населения казачьего края неприняло революцию. В станицах и на хуторах было немало зажиточных казаков. Каклюди, служившие государству, казаки пользовались многими привилегиями. А самобраз их жизни воспитывал самостоятельность и независимость, верностьцарю-батюшке, недоверие к «смутьянам».
Никакиепричины не могут оправдать подписанный Свердловым (а стало быть, исходящий отсоветской власти) приказ о раскулачивании. С позиции сегодняшнего дня мыблагодаря историкам достаточно полно можем судить о происходившем. И этотприказ нельзя расценить иначе как преступление против казаков. Приказомпредусматривались массовые казни не только тех, кто прямо участвовал в борьбе ссоветской властью, но даже тех, кто только помогал повстанцам! Разве теперь непонятно, почему казаки так активно боролись с красными?
Честныйхудожник, Шолохов не может не описать расстрелы и казни, которые начались встаницах с первых же месяцев после революции, когда появились там отрядыПодтелкова и Кривошлыкова. В «Тихом Доне» есть эпизод, которыйпоразил меня так сильно, что, наверное, запомнится на всю жизнь. Я имею в видуреволюционера Бунчука, который в 1918 году в течение длительного времени каждуюночь расстреливал арестованных «контрреволюционеров» десятками… А вответ стали расстреливать красных.
Дондоставлял немало хлопот руководителям пролетарского государства своейнепокорностью. В 1919 году донские повстанцы продержались на своих позицияхнесколько месяцев. Герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов вырос докомандира дивизии, показав себя талантливым военачальником.
Тяжелыйпуть пролег между начальной и конечной точкой жизни Григория Мелехова. Отначала до конца романа Мелеховы существуют как целое: семья, дом. Из такихкирпичиков и построен был мир казака, бывший долгое время несокрушимым. Началоромана дышит мерным чередованием времен года в жизни бескрайней донской степи,неспешным ходом хуторской жизни с хозяйственными заботами.
Но,когда кончается роман, нет на земле более ни самого дома, ни этой семьи. Вихристрашного революционного времени пронеслись над домом, сорвали крышу, разметалилюдей, навсегда разрушили прежний порядок. Шолохов заставляет нас всмотреться впроцессы на стыке старого, тысячелетнего, и нового, принесенного XX веком. Этотстык прошел через самую душу, через судьбу Григория Мелехова.
Гражданскаявойна смертельной бороной перепахала вольное казачье братство. Брат шел набрата, сын на отца. Каждый верил в свою правоту и ради нее принимал смерть.Григорий Мелехов сражался на стороне повстанцев, считай — белых, но разве он недорог нам? И разве порой не появляется; у нас отрицательное отношение к борцамза лучшую жизнь, которые творили на Дону расправу направо и налево? ГригорийМелехов видел все это, он искал свой, третий путь. Но этого пути в то время какраз и не существовало.
Нельзябыло оказаться между двух огней и не сделать выбор. В этом, как мне кажется,тоже отразилась трагедия казачества.
Вфинале романа Григорию около тридцати лет, а перед нами резко состарившийсячеловек, «проживший свою жизнь едва ли не до самого донышка». МетанияМелехова от белых к красным, между женой Натальей и любимой Аксиньей изранилидушу Григория. Даже яркая любовь Аксиньи не спасает его. И все же герой победил— тем, что ни от каких ценностей народной жизни не отказался. Семья Мелеховых вромане Шолохова «Тихий Дон» — это «хранилище нравственногоопыта» казачества, оплот национальной русской культуры.
Вромане «Поднятая целина» перед нами картина мирного времени. Долгоевремя этот роман трактовался как оптимистическое и даже жизнерадостноепроизведение. Но мне кажется, нельзя не увидеть в романе, насколько трагичноположение крестьянства уже в начальный период коллективизации. Коренныепроблемы народной жизни решаются правительством неправильно. В жизни казаковвсе становится перевернутым, извращенным. По сравнению с «ТихимДоном» замечаешь, что в этом романе перестают звучать песни казаков.Создается такое впечатление, что хутор утратил свою прежнюю позицию, а душанарода в нем умерла.
Действиеромана начинается во времена восстановления хозяйства после гражданской войны.И бывшие белые, и бывшие красные хотели мирно работать. И вот сотни тысячтаких, как Тит Бородин, получив землю, вцепились в хозяйство, «как кобельв падлу», по выражению Макара Нагульнова, никогда не утруждавшего себяхозяйственными заботами. И стала богатеть израненная земля, стали отходить открови и убийств люди. Так прошло несколько лет. Но замаячила новая беда… Ненравилось властям, что люди становились зажиточными. В рассказе Макара оБородине есть очень интересная фраза: «И начал богатеть, несмотря на нашипредупреждения».
Вместесо всем российским крестьянством казакам предстояло пережить коллективизацию,которая на деле оказалась страшным разорением деревни, уничтожением многих ни вчем не повинных людей. Трагична судьба зажиточных казаков, которые и думать нехотят о колхозе. Впрочем, в колхоз их никто и не зовет. Их всех следует «кногтю»: раскулачить, а потом выслать на вымирание. «Казаки — народзакостенелый, я вам скажу, и его придется ломать...» — говорит МакарНагульнов. И весь смысл своей жизни новые руководители как раз и видят в этойломке.
Ядумаю, в этом тоже трагедия казачества. Снова выяснилось, что трудолюбие,самостоятельность, хозяйственность, а стало быть, и зажиточность, ведут к беде.Новая власть видит в собственниках враждебную себе силу. У ее представителейкрепкий революционный дух, звонкие фразы, они вновь, как в годы революции игражданской войны, верят только в свою правоту. И опять в почете сила и террор.
Образновылеплена у Шолохова фигура Макара Нагульнова, отличающегося прямо-таки бешенойненавистью к хозяйственным казакам. Он искренне убежден, что сельского хозяинанадо душить, давить, грабить. Весело усмехаясь, с чувством правоты твердитМакар: «Кабы из каждой контры посля одного удара наганом по сорок пудовхлеба выскакивало, я бы всю жизнь тем и занимался, что ходил бы да ударялих!». Становится страшно, когда он кричит: «Жа-ле-е-ешь? Да я…тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… да скажи мне, что надо их враспыл… Для революции надо… Я их из пулемета».
ТрагедияНагульнова, как мне кажется, заключается, в разрыве между его мечтой и реальнойдействительностью. Сделав в своей жизни правильный, как он думает, историческийвыбор, он вступает в противоречие с человечностью, гуманизмом. Он готов ускоритьдвижение людей к счастью, своеобразно им понятому, при помощи оружия и угроз.Трагическое противостояние обнаруживается и в сфере его личной жизни. Во имямировой революции он аскетически отрицает семью, разрывает отношения с Лушкой,хотя любит ее и страдает от этого разрыва.
Несправедливоеотлучение Макара от партии становится для него непереносимым. Красноречивасцена у кургана, где Нагульнов готов пойти на самоубийство. Недаром в народеэтот курган звался смертным.
Драматизмсостояния крестьянской души Шолохов раскрывает в образе Майданникова. Кондратощущает, что вынужден утратить коренные свойства крестьянской натуры. Вот однатолько деталь: прощаясь со своим быком, он глядел «в черные провалытемноты», словно ощущая всю бесперспективность своей дальнейшей жизни.
Стемой коллективизации связан ряд трагических эпизодов романа. К их числуотносится «бабий бунт», когда женщины избивают Давыдова, арестовываютРазметнова и расхищают бесценное семенное зерно. В этой сцене Давыдовчувствует, как крестьяне готовы убить его.
Вромане описано много человеческих смертей, многие из которых былинасильственными. Убийство Островновым своей собственной матери — наиболее яркийэпизод проявления изуверства в людях. Этот эпизод вызвал во мне содрогание.
Романзаканчивается гибелью центральных героев книги — Давыдова и Нагульнова. Большоегоре охватывает всех хуторян. Перед нами Разметнов с трясущимися губами,Майданников со склоненной головой, опечаленный дед Щукарь. Мотив грозы,звучащий в финале, напоминает о кровавых схватках и потрясениях, пережитыххутором.
«Поднятаяцелина» — произведение, интересное тем, что в нем наряду с трагическимпередается комическое начало жизни. Смех у Шолохова «равноправен» сгорестями и страданиями. Эти два начала идут как бы рядом, сталкиваясь ипереплетаясь.
Комическоев романе отражает те сложные общественные противоречия, в которых протекаетстроительство новой жизни. Уходящее старое и нарождающееся новое выступают втаких причудливых сочетаниях, что становятся источником комического.
Вотидет схватка гремячинцев и тубянцев из-за сена, она по-своему смешна. Любишкинносится вокруг дерущихся, стараясь не влезть в потасовку, аж скрипит зубами отсвоей «сдержанности» и стонет: «Не могу. Я же партийный и к томуже ишо — бригадир! Бейте их в лоскуты, а я как-нибудь стерплю!»
Оченьчасто комическое предстает в массовых сценах романа. Шолохов рассыпает здесьметкие и образные поговорки. Присказки, прибаутки передают особенностьнародного сознания, различные реакции на происходящее. Шутки казаков отражаютсвоеобразие народной речи. Вот, например, сцена хуторского собрания. Однизанимают позицию сторонних наблюдателей, другие превращают собрание в забавныепосиделки. Некоторые бабы «дремали, как куры на шестке, роняя клубки ииголки», и среди них Демид Молчун «мирно спал под лавкой в заднихрядах». Зато другие казаки налетают друг на друга по-петушиному, отстаиваясвою правоту. Звучит смех, скрашивающий трудности и печали. Смех говорит о том,что народ все осилит: и открытых недругов, и скрытых врагов, произвол, насилие,политическую демагогию, весь этот «великий перелом».
Особеннокомичен дед Щукарь, самый веселый персонаж романа. Он участвует почти во всехзначительных событиях произведения. Постоянно возникают резкие противоречия междупретензиями деда и тем, что за ними стоит; между мнением героя о своейзначимости и его фактической ценностью. Щукарь сохраняет свойства беспомощногоребенка. А мужчина не может, став ребенком, не быть смешным.
Ещемладенцем, когда Щукаря крестили, подвыпивший поп и дьякон окунули его в купельс кипятком. Позже, во время рыбной ловли, ему крючком «промзили»верхнюю губу (оттого и прозвали Щукарем). У цыган он купил лошадь, которая быланадута воздухом. Рассказы Щукаря о своем прошлом искрятся великолепным юмором.Но столь же веселы и его новые истории. Такова, например, сцена бегства откобеля и от Бородина, закончившаяся уверениями Щукаря, что он, как герой, отбилДавыдова от врагов. Точно так же в эпизоде «бабьего бунта» мы видимего, «схоронившемся» на сеновале.
Близкийк фольклорному образу «балабона» и «брехуна», хитреца и«дурачка», Щукарь в то же время родствен Санчо Пансе и Швейку,занимая место в ряду образов, имеющих общечеловеческое значение.
РоманыШолохова народны. В них провозглашается правота и сила народная. И сила этапрежде всего в труде. Именно в труде наиболее наглядно проступает единствоказаков с землей и друг с другом. Возвращая нас к трагическим страницам нашейистории, писатель заставляет осознать вновь и вновь простую истину, что смыслчеловеческого бытия – это созидательный труд, забота о детях и, конечно же,любовь. И эти вечные человеческие ценности ничто не способно уничтожить.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.