Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Эволюция пейзажа в лирике Пушкина

Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир».Наша современная  действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не  упасть духом, нескатиться в пропасть бытовых неурядиц, не  замкнуться в самом себе. Поэты чуткопонимали, что душу можно  разбудить только тогда, когда человек сможет радоватьсякаждому мигу  жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, стихи — это радостно всем. В природе есть свое  волшебство,своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее  к прекрасному мигуосознания себя частицей всей Вселенной.
 Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставилипрекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью,  своимнапоминанием — не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как  никогда, очень остростоит вопрос экологии, вопрос — будет ли жизнь  на земле, а если будет, токакая. Патриотизм всегда являлся  национальной чертой русских поэтов, они моглив незаметной, внешне  застенчивой русской природе находить смысл, природавсегда была для  них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души.
ЗначениеА.Пушкина в истории русской пейзажистики — не только открытие новыхтематических областей, сколько соединение ранее открытых мотивов в стройнуюсистему национального поэтического восприятия природы.
Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. Вразные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. Напротяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирическихпроизведениях поэта.
Враннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработкетаких эстетических канонов, как пейзажи — идеальный, бурный, мрачный(«оссиановский»), придав каждому из них художественное совершенство(«Воспоминания в Царском Селе», 1814;«Городок», «Осгар», «Мечтатель», 1815).
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах инаправлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом  подражательна.Например, в «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин рисует оссианический пейзаж,основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. Впервой части стихотворения «Деревня» Пушкин, подражая античным авторам, создаетидиллический пейзаж:
… Я твой – люблю сейтемный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда..
Образы природы пейзажных парков Царского села глубокопронизывают собой все лицейские стихотворения Пушкина (тишина полей, сеньдубрав, журчание ручьев, лоно вод, дремлющие оды, душистые липы, злачные нивы),хотя и даны с некоторыми поэтическими преувеличениями (так, в «крутых холмах»чувствуется стремление увидеть Царское в духе картин Лоррена, как и в «твердоймшистой скале», «Воспоминаний в Царском Селе» ).  Из скульптур и памятниковЦарского Пушкин откликается главным образом на исторические – памятники русскимпобедам.
Памятники русским победам – это другая сторона Царского Села,и здесь следует отметить влияние поэзии Оссиана. В «Воспоминаниях в ЦарскомСеле» говориться о «валах седых» и их «блестящей пене», о «тени угрюмых сосен».Может быть, с теми же образами Оссиана  связано и то обстоятельство, что ночнойпарковый пейзаж занимает в лицейских стихах Пушкина значительное место.
   Итак, изучая эволюцию видения Пушкиным природы в еголицейский период, необходимо принимать во внимание не только поэтическоевлияние (Грея, Томсона и проч.), но и те философско-эстетические концепции,которые лежали в основе садов и парков Царского Села.
Пушкинское понимание царскосельских садов как садов свободы,тишины уединения было свойственно и другим поэтам-лицеистам. Дельвиг писал в1817 году:
Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон сливаясь под рукой, -
И вы, друзья, любили голос мой. «К друзьям»
Царскосельские сады явились для Пушкина школой, в которой онучился понимать природу. Многое в его понимании пейзажей Михайловского иТригорского явилось для него как бы продолжением философии свободного сада,выработанного в практике романтического садоводства.
Пушкин был нравственно воспитан «садами Лицея» и присущей имсвободой вольной природы. Между его ощущением, с одной стороны, царскосельскихсадов, а с другой – природы Михайловского не было принципиальных различий.Подобно тому как пейзажный, «естественный» сад был изобретением тех поэтов,который проповедовали не только душевную, но и гражданскую свободу – Мильтона,Томсона, Попа, — пейзажная лирика Пушкина была также тесно связана с темойличной свободы и протестом против несвободы русского крестьянства. Люди иприрода нерасторжимы, особенно в деревне. Именно поэтому естественность ичистота природы вызывали в Пушкине по контрасту чувство горечи от неправдычеловеческих отношений, а простор полей и свобода пейзажа – возмущение ототсутствия свободы в человеческом обществе.
И не случайно воспитанник «садов Лицея» Пушкин, появившись вМихайловском, пишет стихотворение «Деревня», в котором с такой резкостьюпротивопоставил мирный шум дубрав и тишину полей «рабству тощему» русскогокрестьянства.
Царскосельские сады, кроме того, научили Пушкина сладостивоспоминаний, связали поэзию Пушкина с постоянными, очень характерными для неереминисценциями прошлого.
Царскосельский парк был парком воспоминаний, и ещё в Лицеетема воспоминаний стала ведущей темой поэзии: «…именно в Царском селе, в этомпарке «воспоминаний» по преимуществу, в душе Пушкина должна была впервыеразвиться наклонность к поэтической форме воспоминаний, а Пушкин и позжеособенно любил этот душевный настрой».
Уже в 1829 году Пушкин писал:
Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшей головой…
Поскольку для Пушкина царскосельские сады во всех частях былипрежде всего садами, навевавшими воспоминания, давшими ему, великому поэту,одну из самых важных тем его лирики, — хранить в них все воспоминания,связанные с Пушкиным, наш первейший долг.
Впериод южной ссылки (1820-1824) он узаконил в русской поэзии экзотические — кавказский и крымский, горный и морской — пейзажи, которые раньше выступалитолько в единичных стихотворениях Державина, Жуковского, Батюшкова. У Пушкинаони стали выражением целостного мироощущения, символом романтическогосвободолюбия:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное вертило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стрмлюсь я,
Воспоминаньем упоенный...
(«Погасло дневное светило...»)
… Зима дышала там – а с вешней теплотою
Здесь солнце ясное катилось надо мною;
Младою зеленью пестрел увядший луг;
Свободные поля взрывал уж ранний плуг;
Чуть веял ветерок, под вечер холодея;
Едва прозрачный лед, над озером тускнея,
Кристаллом покрывал недвижные струи...
(«К Овидию»)
Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством,свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю,в которой видел романтический бунт:
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смогслиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
… Ты ждал, ты звал… я был окован,
Вотще рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
 («Кморю»)
 
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживаниялирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни «На холмахГрузии...» описание «ночной мглы», с которого начинается стихотворение,противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя.Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина можетизображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении «Ненастный день потух...» унылая северная природа противопоставляется яркомуюжному пейзажу, при воспоминании о котором лирический герой сразу же вспоминаети свою страстную любовь. Впервыепоэт масштабно воссоздал пейзажи Бессарабии и Украины («Цыганы»,1824; «Полтава», 1828).
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот креализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описаниемрусской природы. Главнаязаслуга Пушкина-пейзажиста — запечатление особой грустной прелестисреднерусской равнины и создание на этой основе самобытного национальногопейзажа.
Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить наосенний и зимний; зимний — на ночной и утренний; осенний — на романтическиприподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. («Зимняя дорога», 1826;«Зимнее утро», 1829; «Зима. Что делать нам в деревне? Явстречаю...», 1829; «Румяный критик мой, насмешниктолстопузый...», 1830; «Осень», 1833; "… Вновь япосетил...", 1835; «Евгений Онегин», 1823-1831). В русскойприроде, как она постигнута Пушкиным, соединяются смирение и разгул, печаль ипросветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели.
Вомногом это было связано с посещением Михайловского. Перебравшись вМихайловское, Пушкин исподволь менял «прописку» своего лирическогогероя. Уже не пейзажи юга, полные стихийной силы, «роскоши»,«неги», вдохновляют поэта и оживают в его стихах, но спокойные,мирные просторы Средней России. А сам он расстаётся с «безумствами»юности и учится иначе чувствовать, иначе мыслить: более мудро, трезво. Не случайноименно в стихах михайловского периода впервые возникает образ няни АриныРодионовны. Она олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связываетего с миром фольклора:


… Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?..
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла...
(«Зимний вечер»)
Стих подчёркнуто разговорен, интонация — естественна;излюбленному Пушкиным торжественному ямбу предпочтён «быстрый» илёгкий хорей. И недаром именно в Михайловском полным ходом пошла работа надроманом в стихах «Евгений Онегин», задуманным и начатым ещё на юге, в1823 г.
Есличесть поэтического открытия русской зимы Пушкин делит с Вяземский, то открытиеосени, ее «прощальной красы», ее умирающей и умиротворяющейпрелести составляет исключительную заслугу Пушкина, который своей«Осенью», этой малой энциклопедией русской природы, предопределилсветло-грустный настрой многих поэтических пейзажей — от Н.Некрасова иИ.Анненского до Б.Пастернака и А.Вознесенского.
В «Осени» мы видим торжественно-романтическое, особенноеизображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностноевосприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою«странную» любовь к осени:
Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, чтосмерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт,его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращаетсявдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинаеттворить:
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегдаоптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворенийвосхищается красотой природы и радуется жизни:
«… Под голубыми небесами
Великолепными коврами...»
Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный,мрачный, туманный:
«… Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий...»
В стихотворении «Бесы» пейзаж символичен: дорога – этожизненный путь человека, буря — жизненная буря, бесы — человеческие страсти,сбивающие людей с истинного пути.
Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворенияхПушкина, как «Анчар» и «Пророк». Анчар – это символ зла в мире, а пустыня в «Пророке»символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворенийна философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским,теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.
В стихотворении «Брожу ли я...» мы видим философский конфликтмежду вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет обренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти.Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своейкрасоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен,потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природаравнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек — это неповторимаяиндивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать,как смириться с естественным ходом природы:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Пушкин решает этот философский конфликт между природой ичеловеком в стихотворении «Вновь я посетил...». Спасение человека от забытьясмерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить этумысль.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» Пушкин говорит одругом способе жить вечно:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жить будет хоть один пиит.
Однаиз оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая упредшественников, — пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшеенад землей («Наполеон на Эльбе. 1815», «Бесы», 1830;«Румяный критик мой, насмешник толстопузый...»). Пушкин по сравнениюс такими «звездочетами» русской поэзии, как Ломоносовили Жуковский, Лермонтов или Тютчев, мало внимания уделяет небу исветилам, делая исключение лишь для луны, но и она у него, как правило, глядитна землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.
Пушкинзначительно обогатил флору русской поэзии, предпочитая нежным ивам и березамЖуковского такие стройные, величавые деревья, как дуб и сосна. В изображениирастительности преобладают крупные, «собирательные» ее формы — лес,бор, роща; одним из первых поэтизирует сады.
Центральноеместо в пушкинском мире занимают самые поэтические, «царственные»животные, птицы, растения: конь, орел, соловей, дуб, роза; впервые именноу Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической фаунеи флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов (больше,чем у какого-либо другого поэта XVIII — первой половины XIX века). Вместе с темПушкин, нарушая традицию «высокой» поэзии, вводит образы домашнихживотных и птиц: собаку, петуха, гуся, уток («Граф Нулин»,«Евгений Онегин» и др.), предвосхищая «жанровый»,бытовой пейзаж второй половины XIX века.
Нарядус национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт воссоздает природуконкретных мест, «малой родины» — Захарова, Михайловского, Болдина(«Послание к Юдину», 1815; «Няне», 1826; "… Вновь япосетил..."), выступая одним из основоположников локального пейзажа,получившего развитие в реалистической поэзии XIX-XX веков (рязанские места втворчестве С.Есенина, Смоленщина у А.Твардовского).
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лиува I
Реферат Аналіз результатів звітності аспірантів філософського факультету Київського національного університету імені Тараса Шевченка за І період 2012/2013 навчального року
Реферат Анафорический род в его отношении к грамматическому роду и именной категории лица (на материале индоевропейских языков)
Реферат How Advertising Effects What You Buy Essay
Реферат Тематическое планирование уроков немецкого языка в 5 классе
Реферат Effective Writing Is Important Essay Research Paper
Реферат Global Positioning System Essay Research Paper Global
Реферат Психология дошкольников
Реферат Методы товароведения. Средства товарной информации
Реферат Dna Essay Research Paper 111000Vitaliy PustovoyFYE Science
Реферат Применение экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей
Реферат Иностранные инвестиции в экономике России 4
Реферат Усадьбы Ломоносовского района
Реферат «Дайте мне горькие годы недуга...»
Реферат Значення та сутність капіталу підприємства