Московский институт повышения квалификации работников образованияКурсовая работа
Учителя музыки
Тема: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
1999 год
Искусствозанимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себепредставить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можновыделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходитсясталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чёмразличие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее,связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова,а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётсямузыка.
Великийпедагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всюглубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферыпознания чувств»
Доказательствомэтого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляетсебе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.
Музыка,так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человекнаходит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так чтоэмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно,их роднит.
Литературапомогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературноепроизведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставяперед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
П.И.Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка мояраспространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в нейутешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии иокрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и вшкольной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связеймузыки с литературой.
Взаимосвязьмузыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на урокахмузыки и в начальной школе. Настало время, когда отдельные наблюдения следуетобобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть болееобстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства нетолько не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знанияодного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого.Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельныхискусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики:искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своёотражение продолжение и завершение в другом». Эти слова помогут, глубжеосознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, ипредставить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися ивыйдет далеко за пределы их школьных знаний.
Главнаяидея: музыка и литература, рентроспективые связи. В первом классечетвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже спервого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальныхзвуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими,быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время вжизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужнонаучить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока:читаю стихотворение А.А. Короленко.
Все на свете детизнают,
Звуки разныебывают:
Журавлейпрощальный клёкот,
Самолёта громкийрокот,
Гул машины водворе,
Лай собаки вконуре,
Стук колёс и шумстанка,
Тихий шелестветерка.
Эти звуки –шумовые
Только есть ещёдругие:
Не шуршащие, нестуки –
Музыкальные естьзвуки.
Омузыкальных звуках рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку,пианино.
Жила.- была девочка звали её Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, аона играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала дажекошку Мурку. Рассердилась Нина, и спать пошла. Уснула девочка, и приснился ейудивительный сон:
Будто дома она икошка
И сидит она уокошка.
А за спиной:«Бум, бум!»
Обернулась Нина,услышав шум,
Видит – пианиношагает,
Крышку, как рототкрывает.
А под крышкойклавиши в ряд,
Словно зубыторчат. Вот–вот сердитое пианино
Проглотит девочкуНину.
Ой, как же она испугалась!Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка наклавиши – прыг!
И чудо случилосьвмиг
Мурка по клавишамидет,
А пианино поёт,Мурка неслышно ступает
А пианино ейласково отвечает.
Тут второе чудослучилось –
Кошка вдругговорить научилась:
«Мяу, всё теберасскажу,
Хочешь, секретпокажу!» –
Нине она говорит
И заглянуть впианино велит,
Сама же хвостомвиляет,
Клавиши лапкаминажимает.
Налево Муркапойдёт –
Низким голосомпианино поёт,
А если повернётправее –
Звуки всё Выше,нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула к каждойклавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные! У струн коротких и тонких
Голос высокий извонкий
А чем толще,длиннее струна,
Тем ниже звучитона.
Клавишу Мурканажимает –
Молоточек поструне ударяет,
Струна звенит,поёт,
Мурка дальше идёт
Думает девочкаНина:
«Совсемнестрашное пианино,
Надо только егоне бить,
Кулаками по немуне колотить,
А бережно клавишкасаться –
Вот оно и небудет кусаться».
Тутнаступило утро и сон прервался: Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. Вответ послышались добрые голоса струн.
Вовтором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки» Задачи: На музыкальныхпримерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находитсявсегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средстворазвитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие музыки различиетембров влияют на разные, динамические изменения — одно из средств развитиямузыки. Так же познакомить детей с такими музыкальными терминами как: лад,тембр, динамика через литературное слово.
Известно,насколько тема мажорный минорный лад сложна для объяснения и как трудновоспринимают её дети.
Сказка«два брата» облегчает её восприятие.
Вдавние – давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правилкороль Дин – дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.Бывало сидит он на своём троне и скучает. От скуки ногами поболтает, от скукиприкажет печенье подать,
А солдатам –песню запевать
Солдаты были унего необычные –
Все, как один,песцы отличные.
И за это, кстатисказать,
Стал Дин – дон ихзвуками звать.
Споют звукикоролю одну песню, другую,
Король захрапит,и звуки тоже на боковую.
Спят себе доутра.
Утром встанут,крикнут: «Ура!» Король проснется
С боку на бокперевернётся
И все зановоначнется:
Скука, печенье,солдатское пение.
Отэтой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, какследует совсем разучились.
Король был ужасноогорчён.
Даже скучатьперестал он.
Заставляет ихпеть и так и сяк,
А они не хотятникак.
Новот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладии два брата,
Одинбыл весёлый, плясун – хохотун,
Другой грустный, задумчивый.
Весёлогозвали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решилипомочь ему.
Водворец явились,
Королю,как положено, поклонились,
- Здравствуй, Дин – дон, — говорят
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, — скомандовал Звуками король, -
Запевать, все изволь!
Раз, два, раз, два!
Запели звуки, кто в лес, кто по дрова
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, — говорят, — Дин – дон, мы тебе поможем.
Из звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Скомандовалим Мажор: «На тон, полутон, рассчитайтесь! Звуки быстренько рассчитались.
- Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.
- Запевай! – скомандовал Мажор
Звуки запели.
(Звукоряд C – dir.) Вверх ивниз.
Со словами: «Все мы дружно встали в ряд, получилсязвукоряд.
Не простой – мажорный, радостный, задорный!»
КончилиЗвуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон. Полутон рассчитайтесь!»Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
-Тон, полутон,
Тон,тон, полутон,
Тон,тон.
- Запевай! – скомандовал Минор.
Звуки запели.
(звучит звукоряд a – moll)вверх, вниз
«Мы минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём и сейчас мы заревём»
Стех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин – дон по-другому жить стал. Подновую музыку спать перестал.
Загруститон – Минор явится,
Захочетвеселиться – Мажор появится.
СталиЗвуки жить ладно,
Ипесни зазвучали складно.
Литературноеслово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремилсявыразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Онпоклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческимичертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, удачу. Вера в божественныесилы природы привела к созданию древних языческих образов, праздников, игр. Этиобряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний не толькопроизносились, но и пелись.
Пропетоеслово звучало сильнее и выразительней, чем сказанное, оно становилось музыкой.Древняя обрядовая музыка проста и лаконична. Передавалась из уст в уста, онавеками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие напевы, мелодическиеобороты, интонации. Современный фольклор сохранил живую связь с народнымитрадициями.
Втретьем классе дети знакомятся с темой «музыка моего народа». Нужно объяснитьразличие между песнями народными и композиторскими. Рассказываю ребятам, чтомногие песни слагались в то далёкое время, когда почти невозможно быловстретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки,любители песен и играли на народных инструментах. Это были талантливые люди, мывидели это по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен,Народные песни не записывались, пели их по слуху передовая от одного поколенияк другому, из поколения в поколение. Задача темы «Музыка моего народа»заключается в том, что на конкретных музыкальных примерах показать,разнообразие русской музыки и здесь литература также неотделима от музыки.
Науроках можно использовать и детских фольклор: скороговорки, заклички,прибаутки, считалки, дразнилки. С рождения маленький ребёнок слышит от мамынародные детские песенки.
Ой,люли, люли, люли,
Прилетелик нам гули….
Ладушки,ладушки,
Гдебыли у бабушки….
Подэти песенки с ребёнком играют взрослые, под них ребёнок засыпает. Но вотребёнок подрос, и, наверное, не раз с друзьями водит хороводы на чьих нибудьименинах и поет:
«Какна Ваниных именинах,
Испеклимы каравай,
Воттакой ширины,
Воттакой вышины,
Воттакой низины,
Воттакой ужины.
Каравай,каравай,
Коголюбишь, выбирай!»
Илиеще пример песни – припляски:
Бабасеяла горох –
Прыг,скок! прыг, скок!
Зацепиласьза порог.
Прыг,скок, прыг, скок!
Бабашла, шла, шла,
Пирожокнашла
Села,поела, опять пошла
Бабастала на носок,
Апотом на пятку.
Стала,русского плясать,
Апотом вприсядку.
Можнона уроках познакомить ребят с закличкой (детская песенка закликательногохарактера, обращённая, как правило, к силам природы).
Жаворонкиприлетите,
Студенуюзиму унесите, Теплу весну принесите!
Зиманам надоела,
Весьхлеб у нас поела.
Русскаянародная музыка богата и разнообразна, в ней мы встретили и песенность, итанцевальность, и маршевость.
Народнаямузыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведенийвеликих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусорский,А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и других.
Говоря,о том, как создавалась в народе музыка, нужно сказать, что на Руси любилииграть на различных музыкальных инструментах (балалайке, гармошке, свирели,домре).
Большимзнатоком русской народной музыки и инструментов был Василий Васильевич Андреев,его любимым инструментом была балалайка. Вот что вспоминает сам автор. «Былтихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждалсятишиной деревенского вечера. Совершенно неожиданно я услыхал дотоле ещеневедомые для меня звуки… игрок наигрывал плясовую песню вначале довольномедленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче,мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивала к пляске… Я сорвался сместа и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступенькахкрыльца сидел крестьянин и играл… на балалайке! Я был поражен ритмичностью иоригинальностью приёма игры на балалайке и никак не мог понять, как такойубогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя, струнами может даватьстолько звуков!… присмотревшись внимательно, как играл Антон (имя работника), япопросил его тут же показать некоторые приёмы игры».
ВасилийАндреев с детства интересовался музыкальными инструментами, бытовавшими укрестьян. Ко времени составления своих знаменитых чертежей он уже совершенносвободно играл на гармошке на пастушьей брёлке, на свирели и многом другом. Внесколько дней постиг он все премудрости игры Антона. Балалайка… естьинструмент, ставший музыкальным символом того или иного народа. Например,гитара – испанский национальный инструмент, мандолина – итальянский инструмент,волынка – шотландский, бандура – украинский. Все в мире знают, что балалайка –это русское. Её название «балалайка», давно привлекало внимание исследователей.Родство с такими словами как балакать, балабонишь, балагуришь, что, значитболтать, пустозвонить. А эти слова произошли от татарских слов «бала» –ребенок, «балалар» – дети, не отсюда ли наше баловство, то есть резвиться,ребячиться?
Непередают ли все эти понятия, дополняя друг друга, суть балалайки – инструменталегкого, забавного, бренчливого, не очень в те времена серьезного.
Прослушавна уроке веселую плясовую в исполнении оркестра народных инструментов, ребятасами определяют какие инструменты такого оркестра они знают. Говорю, что основутакого оркестра составляют такие инструменты: баян, балалайка, домра (можнопоказать слайды народных инструментов). Говоря об ударных инструментах,напоминаю, что дети уже сами пользовались ложками и бубнами, которые такжевходят в состав оркестра. При знакомстве с темой «народная музыка» также ввожуребят в мир музыки, не только музыкально выразительными средствами, но илитературным словом.
Уже с первых уроков музыки ребята учились слышать даже всамом простом произведении отражение жизни. Поэтому и сама музыка становиласьдля них частицей жизни. Дети постепенно понимали, что музыка, прежде всего,рассказывает о человеке, о людях. Она выражает их чувства, мысли, рисует иххарактер, воплощает всё то, что связано с человеком. Жизнь – это источникмузыки, это становилось для ребят истиной. Ребята усвоили, что музыка о школерождена самой школьной жизнью, музыка о войне самой войною и так далее. Музыкавечная, радостная – это отражение человеческой радости, музыка печальная –отражение горести и печали человека.
Вшестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других позиций:если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует на человека,на жизнь.
Чтобыпонять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не можетоказать какое – либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой,влиять, на человека, рождать, в нём те или иные чувства, менять его характер,силу воли, музыка, может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нёмблагородство, доброту и так далее. Иными словами влияние музыки сказывается навсей деятельности человека, на его поведении и уже через человека музыкавоздействует на жизнь. В этом и заключается огромная преобразующая сила.
Отом, как воздействует музыка, показывают на примере отрывка из книги М.Таскольского «Фредерик Жюлио – Кюри» « Симфония».
Вмае 1942 года французский физик профессор Ланжевен не смог прочитать своюочередную лекцию. Накануне передали ему найденную на железнодорожном полотнескомканную записку от доктора, который сообщала, что её везут в Освенцим, амужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли. В аудитории стояланапряженная тишина.
- Поставьте, пожалуйста, настоящуюпластинку.
- Какую?
- Девятую симфонию Бетховена.
Он слушал, закрыв глаза, приложив руки к векам своимобычным жестом. Музыка кончилась. Он поднялся глаза его были полны слёз.
- Больше я ничего не могу сказатьвам сегодня.
- И он ушёл. (Звучание фрагментадевятой симфонии Л. Бетховена).
О преобразующей силе музыки можно говорить на примереЛенинградской симфонии Д.Д. Шостаковича, о том, как и в каких условиях,создавалась эта музыка, чем симфония явилась для всех людей на Земле.
Предлагаю еще один фрагмент урока.
Композитор работал над симфонией в суровые дни обороныЛенинграда, когда город был лишен света и топлива, когда от голода из руквыпадало перо. После ночных дежурств, потрясённый трагедией своего родногогорода, Шостакович работал с лихорадочной быстротой. «Мне хотелось… воссоздатькартину душевной жизни человека, оглушенного гигантским молотом войны, — писалон. – Мне хотелось рассказать о его тревогах, о его страданиях, о его мужестве,о его радостях».
Беспрерывное отстукивание малого барабана постепенностановится почти невыносимым. Это ставшая теперь известной на весь мир теманашествия воспринимается как символ тупой, бесчеловечной фашистской военщины.«Музыка бушует неистово. Товарищи это о нас, это о сентябрьских дняхЛенинграда, полных гнева и вызова. Яростно гремит оркестр, все в той жемонотонной фразе звенят фанфары и неудержимо несут душу навстречу смертельномубою, « – писала поэтесса О. Берггольц.
Исполнение симфонии было в то время свидетельствоммужества, патриотизма, веры в победу. Отстаивать свой город и свое искусство допоследней капли крови.
На уроке можно предложить два отрывка из поэмы МиколыБажан.
« Седьмая симфония Шостаковича»
Поступь чудовищ. Грохот убийц. Топот сапог.
Все шире. Все глубже. Все ближе.
Бьёт в землю. Бьёт в степь. Бьёт в порог.
Валит. Ревет.
Пастью пылающей лижет.
Плещат удары. Плещат пожары.
Стук. Гром. Крик.
Машин бронированных ромбы.
Сквозь небо проверчены бомбы….
Дробь! Еще раз дробь!
Еще раз вопль.
Еще раз зык.
Он жаждет простора. Звук страшно расширен.
Взвивается эхо: «VORWAVFS!»
Горлопанит: «SIEG!»
И второй фрагмент из поэмы.
Вы нам рассказали, товарищ Дмитрий,
О том, что любой про себя повторяет,
Сквозь горе и крах прорастает животворность.
Высокая боль музыканта отважного,
Худого, усталого громовержца,
Объединило волнением каждого –
К горячему сердцу припаяно сердце.
О музыки благословенной соборность!
Слушание «Эпизода нашествия».
Преобразующая сила была таковой, что произведениеслушали и бойцы Сопротивления Франции, Югославии, подпольщики Болгарии, еёслушали наши партизаны в лесах.
После исполнения симфонии один из видных американскихкритиков писал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыкуподобной этой!».
Следующие темы, в которых литература играет большуюроль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами детизнакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер,узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержанияоперы, балета, оперетты) в котором написаны не только слова для пения, но,прежде всего, определены последовательность событий, характеры действующих лиц,их взаимоотношения, развития.
Либретто определяет главную тему, содержания и смыслвсей оперы. В основу оперных либретто кладётся известное литературноепроизведение. Поэтому, изучая крупные музыкальные сценические произведения, мызнакомимся с либретто и с самим литературным произведением. Здесь тоже можноговорить о богатстве литературного слова в музыке.
Знакомя детей с увертюрой из оперы «Руслан и Людмила»М.И. Глинки следует сказать, что увертюрой называется большое, развернутоевступление к опере, но иногда увертюра бывает вполне самостоятельныммузыкальным произведением, чаще всего с каким – либо программным названием«Торжественная», «Праздничная» и так далее.
В увертюре из оперы звучат музыкальные темы главныхгероев: тема Руслана, тема любви к Людмиле, тема Черномора. На этом жемузыкальном примере ребята знакомятся с понятием сонатная форма в музыке.
Основным признаком сонатной формы являетсястолкновение или сопоставление двух литературных или музыкальных образов,которые между собой контактируют, вступают в конфликт, или наоборот дополняютдруг друга. Так в увертюре два основных образа дополняют друг друга в развитии,не противореча, друг другу и не вступая в конфликты (тема Руслана и любви) попринципу дополнения, (тема Руслана и тема Черномора) по принципу контраста.Слушая оперы, наблюдая за развитием и столкновением музыкальных образов, мыодновременно следим за либретто, словно читаем книгу. Связь музыки слитературой, лежащая в основе оперного искусства, несомненно, обогащает каждоеиз этих искусств и одновременно делает их более доступными, понятными широкомукругу слушателей и зрителей.
В своей курсовой работе я пыталась рассказать овзаимосвязи двух видов искусств: музыки и литературы.
Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры,такие как песни, романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет(так как без пьесы, предназначенной для постановки на сцене нельзя сочинитьоперу, балет) отсюда следует, что литература необходима музыке, она еёобогащает.
Теперь я хочу подробно, остановится на теме: «Чтостало бы с литературой, если бы не было музыки». С темой дети знакомятся впятом классе.
Прежде всего, если бы не было музыки в литературе, товсе стихи, сколько бы не писали их поэты всего мира, остались бы только стихамии никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писалисьспециально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку. Без музыки этистихи лишены достаточной силы для самостоятельной жизни.
Музыка обогащает литературу не только превращая стихив песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений,в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главнымдействующим лицом. Это, прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальнымисказками. А.С. Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующимисловами.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Воттак подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), ихнерасторжимую связь.
Музыказвучит во многих сказках у всех народов мира. В сказке рассказывается о том,как хитрый ворон у птичек песню отнял, а охотник, который любил слушать этипесни, помог птичкам и вернул им песню. Вот содержание сказки:
Вуютном гнёздышке жили три маленькие птички – три пуночки.
Пуночкамать каждый день летала за добычей, а птенчики сидели в гнездышке и пели своюпесенку. Только появится солнышко, пуночки начинают петь:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птичкам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А – я – гу – на – ля – ля!
А – я – гу – на – ля – ля!
Далекослышна песня пуночек.
Услыхалеё ворон. Подлетел к птенчикам и говорит:
- Хорошо вы поёте! Спойте-ка ещёразок да погромче!
Закрыли птенчики глазки и запели, что есть силы.Схватил тут ворон песенку клювом вырвал её у пуночек и полетел в свое гнездо наскалах. Прилетел к себе и запел:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей,
Поскорее добычу таскали.
А – я – гу – на – кар — -кар!
А – я – гу – на – кар — -кар!
Прилетела пуночка мать к гнездышку. Видит малыши –птенчики горько плачут.
- О чем вы плачете, дети? Кто васобидел? Спрашивает она.
- Отвечают ей птенчики сквозь слезы
- Хитрый ворон отнял у нас песенку!
- Ай – ай – ай! – огорчилась пуночкамать,
- А куда же улетел ворон?
- Вон в ту сторону, где скалы надморем.
- Не плачьте, я позову на помощьчеловека с луком. Он нам поможет.
Полетела пуночка к охотнику.
Прилетела, села около землянки и смотрит на дверь.Увидел её охотник и спрашивает:
- Зачем ты прилетела ко мне,маленькая пуночка?
- Добрый человек, ты все можешьсделать. Помоги нам, ворон отнял у нас песенку! Охотник подумал и сказал:
- Хороша ваша песенка. Я так любилслушать её по утрам! Укажите мне, куда улетел ворон.
- Вон на тех скалах над морем гнездоворона, — ответила пуночка.
Взял охотник лук со стрелами и отправился к скалам.Следом за охотником полетела и пуночка. Подошел охотник к скале, а ворон сидити поет:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей,
Поскорее добычу таскали.
А – я – гу – на – кар — -кар!
А – я – гу – на – кар — -кар!
«Вот я тебя сейчас проучу, старый крикун!»
Подумалохотник и стал прицеливаться в ворона. А ворон ничего не видит и не слышит.Открыл клюв, выпустил язык и поёт. Песенка так и вертится на кончике вороньегоязыка. Натянул охотник лук и пустил стрелу. Полетела стрела и вырвала песенкуиз вороньего клюва вместе с кончиком языка. Начала падать песенка со скалы вморе, а пуночка подхватила её налету и понесла в гнездышко к своим птенчикам.(звучит фрагмент из музыки М. Матвеева в исполнении оркестра русских народныхинструментов им. В. Андреева
«Летелидве птички» )
Потерялворон песню вместе с кончиком своего языка. С тех пор и стал совсем безголосый,петь не умеет только каркает. А пуночки, чуть покажется утреннее солнышко,опять распевают:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птичкам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А – я – гу – на – ля – ля!
А – я – гу – на – ля – ля!
Такпоют они и вспоминают доброго охотника, вернувшего им песню. (фрагмент висполнении оркестра народных инструментов им. В. Андреева «Северные пейзажи»)
Ещеодна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент изсказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо –музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовалэтот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид.
Краткоеизложение фрагмента сказки.
Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда,Миша, посмотри», сказал он. Да уж и было чего посмотреть. Какая прекраснаятабакерка! Пестренькая, а что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой,третий, четвертый – и счесть нельзя, и всё мал мала меньше, и все золотые, адеревья-то тоже золотые, листики на них серебренные, а за деревьями встаётсолнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
- Что это за городок? – спросилМиша.
Это городок Динь-Динь, отвечал папенька и тронулпружинку. И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна этамузыка Миша не мог понять: он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И кчасам – не из часов ли? И к бюро, и к горке, прислушивался то в том, то вдругом месте, смотрел и под стол. Наконец Миша уверился, что музыка точноиграла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышковыходит, крадется потихоньку по небу, а небо и городок всё светлее и светлее,окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот Солнышко перешло черезнебо на другую сторону, всё ниже и ниже, и наконец за пригорком совсемскрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, тольконенадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянулиз за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и отбашенок потянулись синеватые лучи.
Папенька поднял крышку на табакерке, и что-то увиделМиша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем этиколокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша упапеньки. А папенька отвечает: «Не скажу тебе, Миша, сам посмотриповнимательней да подумай, авось либо отгадаешь. Только вот эти кружочки нетрогай, а иначе все изломается». Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой.Вот он сидел – сидел над ней, смотрел – смотрел, думал – думал: отчего звенятколокольчики?
Между тем музыка играет и играет, вот всё тише датише, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит внизутабакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотой головкой ив стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу… (В.Ф.Одоевский).
Такую музыкальную игрушку можно «нарисовать» имузыкальными звуками. Предлагаю детям послушать «вальс – шутку» АнатолияКонстантиновича Лядова. После прослушивания музыки то обсуждаем музыкальныевпечатления детей. Предлагаю вопросы:
- Понравилась ли музыка?
- Чем?
- Какое настроение вызвала музыка?
- Как относится к музыке (К игрушке)композитор?
На следующем уроке следует познакомить ребят соследующим литературным жанром басни. Такие басни, в которых музыка «главноедействующее лицо», писал великий русский баснописец И. А. Крылов. «Осёл исоловей», «Скворец», « Кошка и соловей», « Кукушка и петух» и другие. Но самымярким примером басни является «Квартет». На примере этой басни дети знакомятсяв музыке с таким понятием, в котором участвуют четыре любых музыканта. В музыкеэто разные квартеты, вокальный и инструментальный. На последующих уроках можнопознакомить детей с такими литературными жанрами как рассказ и стихотворение.
В рассказе музыка является таким же главным«действующим лицом», она звучит и в рассказах, произведениях А. Куприна, Л.Михеева. «Медленно ручку шарманки вертя» Предлагается фрагмент рассказа А.Куприна.
«За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей,который держал под левой подмышкой свернутый ковёр для акробатическихупражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку с щеглом, обученнымвытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь.Наконец сзади плёлся старейший член труппы дедушка Мартын Ладыжкин, с шарманкойна скрюченной спине. Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем иперенесшая на своём веку не один десяток починок. Играла она две вещи унылыйнемецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» обе были в моде леттридцать сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были вшарманке две предательские трубы. У одной дискантовой пропал голос, она совсемне играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то вся музыка начинала какбы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей жуткизвук, не сразу закрывался клапан раз загудев, она тянула одну и туже басовуюноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходиложелание замолчать.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, какможно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родное существо. Состарившисьс ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал видеть в ней что-тоодушевлённое, почти сознательное, случалось иногда, либо ночью… где ни будь нагрязном постоялом дворе, шарманка, оставалась на полу, рядом с дедушкинымизголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий дрожащий, точностарческий вздох. Тогда Лодыжкин гладил её руками побоку и шептал ласково.
- Что, брат? Жалуешься? А ты терпи.Дедушка одной рукой непрерывно вертит ручку шарманки, извлекая из неёдребезжащий, кашляющий мотив» (Ф. Куприн).
Для более эмоционального воздействия можно прочитатьещё и стихотворение «Шарманщик» Г. Галиной.
Шарманщик.
Музыка, музыка где-то звучит!
Борются звуки с осенним дождём,
Старый шарманщик печально споёт
Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя…
Видно, устала рука…
«Дайте на хлеб!» – умоляет, грустя,
Взгляд старика.
Поздно, он бродит сегодня давно
С жалкой шарманкой своей.
Дети! Откройте, откройте окно
И помогите скорей.
Г.Галина.
Далее следует рассказать ребятам, что такое шарманка?В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносились с непростойсудьбой её владельца.
Шарманка представляет собой небольшой переносной ящикс механизированным звукоизвлечением. На её валиках записано несколько нот,которые начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку. Первая песенка,исполненная на шарманке называлась «Прекрасная Катрин», от неё и пошло названиешарманки «шарман» по французки – «прекрасная».
Бедному владельцу шарманки слушатели бросали жалкиегроши. Запись песен постепенно стиралась, и шарманка начинала фальшивить,поэтому сейчас, когда давно уже шарманок нет и в помине, можно услышатьукоризненное и сердитое: «Ну, опять свою шарманку завёл!» Из цикла « Детскийальбом» П. И. Чайковского слушаем пьесу «Шарманщик поёт».
После прослушивания музыкального произведения проходитобсуждение и обобщение музыкального впечатления детей. Ребята придут к выводу,что в музыке мелодия плачет, как слезы падают нотки, и на мгновение на слабомзвуке застревает, словно горло музыканта перехватило безысходное отчаяние.
Завершает знакомство с темой четверти «музыка в центрекинофильма».
Музыка в кино несёт не только эмоциональную нагрузку,но так же может стать художественным образом в кино, где играет если не главнуюроль, то является одним из главных действующих лиц. Существует многозамечательных фильмов о композиторах «Большой вальс» об Иоганне Штраусе,«Чайковский», «Мусоргский», «Глинка».
А так же прекрасные мюзиклы «Учитель пения»,«Буратино», «Красная шапочка», «Мери Поппинс до свиданья».
Звуки музыки, мультипликационные фильмы и так далее, вкоторых показывают, как музыка перевоплощает героев из непослушных и баловниковв разумных и внимательных, в сердцах злых героев зажигает искорку доброты и какмузыка своей силой может объединять людей.
Обобщая тему « Что стало бы с литературой, если бы небыло музыки» задавая вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?»дети приходят к выводу музыка без литературы, как и литература без музыки,понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разнымисредствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее)отражают события в жизни, чувства и переживания людей.
Литература обогащает музыку, дает ей поэтическиесюжеты, без литературы, не существуют также жанры как опера, балет, вокальнаямузыка.
Литературное слово должно проходить сквозной темой напротяжении семи лет обучения музыки в школе, так как связь литературы и музыки,близость интонации слова с мелодической, приводит к обобщению литературного имузыкального образа, что и должны почувствовать учащиеся.
Но, прежде всего об этом должны помнить педагоги, таккак в их руках находятся детские души, такие восприимчивые к музыке илитературе.
Список литературы для курсовой работы:
1. «Музыка в сказках, стихах икартинках» Е.А. Королева.
2. «В мире музыки» З. Соловицкая., Н.Назаринова.
3. «Беседы о музыке» Е.Н. Домрина.
4. «Сказки о музыке» А. Титова.
5. «Музыка на уроках развития речи в5 классе» В. Вершинина.
6. Программа для общеобразовательныхучебных учреждений Музыка.
7. «Рассказы о русских народныхинструментах» Ю. Васильев. А. Широков.