Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока

Весьгоризонт в огне, и близко появленье,
Нострашно мне — изменишь облик Ты,
Идерзкое возбудишь подозренъе,
Сменивв конце привычные черты.
А.Блок
Сименем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтическогопоэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощениесовершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотивараннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией ипоэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или ВечнойЖенственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призмупоэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многомавтобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическомупроизведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности.Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символомженственности и красоты.
Весьцикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине,рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеаладуховной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блокавидится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен:Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная,таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: Прозрачные, неведомые тениК тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятныхнам, — Себя Ты отдаешь.
Онанедоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный: Аздесь, внизу, в пыли, в уничиженъе, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестныйраб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирическийгерой цикла, двойник поэта — Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
Рыцарь,коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице,Пречистой Деве: Вхожу я в темные осрамы, Совершаю бедный обряд, Там жду яПрекрасной Дамы В мерцанье красных лампад.
Вовсем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре,в песне скрипки: С той поры, что ни ночь, что ни день, Надо мной твоя белаятень, Запах белых цветов средь садов, Шелест, легких шагов у прудов...
Приэтом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничегоконкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо: Вот лицо возникает изкружев, Возникает из кружев лицо...
Вотплывут ее вьюжные трели, Звезды светлые шлейфом влача...
“Мнене слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
Дляописания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”,“таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах оПрекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенныеналета мистики: Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо.
Тыли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо? Перед нами уже не отвлеченныйобраз, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказываетсяот прописных букв.
Встихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследитьдальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, неснизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникаетфигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света.Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю: Звездой кровавой тытекла, Я измерял твой путь в печали, Когда ты падать начала.
Метафизическоепадение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя своювозлюбленную на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что И этот взорне меньше светел, Чем был в туманных высотах.
Спустившисьс “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Такрождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”,говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами”героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падениемнебо и землю: Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор.
Межземлей и небесами Вихрем поднятый костер.
Такобраз мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блокаромантическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другойконфликт: Средь этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой —Недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой? Героиня обречена напребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного ибезобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается датьответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлениидвух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности(духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящегоподчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в тоже время —… в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий стан,шелками схваченный, В туманном движется окне.
ОбразНезнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение,пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина,наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействияалкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии.Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в миребыта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом: Тыправо, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Но— как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру:образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям.Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Современем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню вэтом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так какневозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находитсвой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желаннойподруги — падшего ангела — Незнакомки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальные гарантии в сфере занятости
Реферат Социальная работа с наркозависимыми группами населения
Реферат Співвідношення соціальної держави та інформаційного суспільства в контексті вимірів свободи, права і власності
Реферат Співвідношення адміністративного права з іншими галузями права України
Реферат Don Quixote De La Mancha By Miguel
Реферат Суб’єктивна сторона злочину
Реферат Сущность апелляционного производства
Реферат Судова система США та Франції
Реферат Анализ деятельности ООО Лакомка
Реферат Увольнение по п. 1. Ст. 42 трудового кодекса Республики Беларусь
Реферат Трудовое право как отрасль науки
Реферат Трудовые пенсии по возрасту и социальные пенсии
Реферат Типология подходов к управлению местным развитием
Реферат Монтаж и цифровые видеоэффекты
Реферат Убийство как преступление против жизни человека