Человек и идея в романе А.М.Горького«Мать».
Роман«Мать» произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое ибурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям,новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами. Процесскоренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе вданный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими иидеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, всеэто не могла не найти отражения в литературных произведениях этой эпохи.Творчество Горького не является здесь исключением.
Оноявило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического,когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящегочеловека. Совершенно другой вопрос, в каких формах этот протест выражался.Нельзя забывать, что разночинский период освободительного движения в Россиисменился в это время пролетарским, развивавшимся преимущественно подвоздействием теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенныеиздержки. Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию авторапо отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосомборьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьмаодносторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героическойборьбой нового поколения революционеров» не замечали или не хотелизамечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями,нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человекаинтересовал величайших русских писателей, произведения которых признаныклассикой мировой литературы.
Одностороннийподход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией,несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатокоми ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать этопроизведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие всердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее.
Нокогда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит вдуше его те самые чувства, которые побудили его к служению ей. Трагичен этотпарадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, которыйрассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именнов нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь этоявление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокойцели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческиечувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи,говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее переддемонстрацией. Образ Павла это образ человека, делающего, хотя и не по зломуумыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории еголюбви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой.
Ион выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человекапроизошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами иидеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, вком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна.
Могучаясила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическоебезумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокуюцель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметитьглубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературеоценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корнямнациональной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру всебя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого непроисходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями оченькрепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека.Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовномплане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение кНиловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, скольопасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются всеистинные духовные ценности. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведьименно мать вечный образ является истинным, человечным, любящим, искреннимобразом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/