Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Шекспир. «Гамлет»: проблемы героя и жанра

Наталия Беляева
 «Гамлет»– самая трудная для истолкования из всех трагедий Шекспира по причинечрезвычайной сложности её замысла. Ни одно произведение мировой литературы невызвало такого количества разноречивых объяснений. Гамлет, принц датский,узнаёт, что его отец не умер естественной смертью, а был предательски убитКлавдием, женившимся на вдове покойного и унаследовавшим его престол. Гамлетклянётся отдать всю жизнь делу мести за отца – и вместо этого на протяжениичетырёх актов размышляет, корит себя и других, философствует, не предпринимаяничего решительного, пока в конце пятого акта не убивает, наконец, злодея чистоимпульсивно, когда узнаёт, что тот отравил его самого. Что же является причинойтакой пассивности и видимого безволия Гамлета? Критики усматривали её вприродной мягкости души Гамлета, в чрезмерном «интеллектуализме» его,убивающем якобы способность к действию, в его христианской кротости и склонностик всепрощению. Все эти объяснения противоречат самым ясным указаниям в текстетрагедии. Гамлет по натуре своей вовсе не безволен и не пассивен: он смелобросается вслед за духом отца, не колеблясь, убивает Полония, спрятавшегося заковром, проявляет чрезвычайную находчивость и мужество во время плавания вАнглию. Дело не столько в натуре Гамлета, сколько в том особенном положении, вкоторое он попадает.
СтудентВиттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийсявдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какиеему раньше «и не снились». С его глаз словно спадает пелена. Ещё дотого, как он удостоверился в злодейском убийстве своего отца, ему открываетсяужас непостоянства матери, вышедшей вторично замуж, «не успев износитьбашмаков», в которых хоронила первого мужа, ужас неимоверной фальши иразвращённости всего датского двора (Полоний, Гильденстерн и Розенкранц, Озрики другие). В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственноебессилие Офелии, которая, при всей её душевной чистоте и любви к Гамлету, не всостоянии его понять и помочь ему, так как во всём верит и повинуется жалкомуинтригану – своему отцу.
Всёэто обобщается Гамлетом в картину испорченности мира, который представляетсяему «садом, поросшим сорняками». Он говорит: «Весь мир – тюрьма,с множеством затворов, темниц и подземелий, причём Дания – одна изхудших». Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а втом, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принестисвои плоды убийце лишь благодаря равнодушию, попустительству и угодничествувсех окружающих. Таким образом, весь двор и вся Дания оказываются участникамиэтого убийства, и Гамлету для совершения мести пришлось бы ополчиться противвсего мира. С другой стороны, Гамлет понимает, что не он один пострадал отразлитого вокруг него зла. В монологе «Быть или не быть?» он перечисляет бичи,терзающие человечество: "… плети и глумленье века, гнёт сильного,насмешку гордеца, боль презренной любви, судей неправду, заносчивость властей иоскорбленья, чинимые безропотной заслуге". Если бы Гамлет был эгоистом,преследующим исключительно личные цели, он быстро расправился бы с Клавдием ивернул бы себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом ичувствующий себя ответчиком за всех. Гамлет поэтому должен бороться с неправдойвсего мира, выступив в защиту всех угнетённых. Таков смысл его восклицания (вконце первого акта):
Векрасшатался; исквернейвсего,
Чтоярождёнвосстановитьего!
Нотакая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека,и потому Гамлет отступает перед ней, уходя в свои размышления и погружаясь вглубину своего отчаяния. Однако, показывая неизбежность такой позиции Гамлета иего глубокие причины, Шекспир отнюдь не оправдывает его бездеятельность исчитает её болезненным явлением. Именно в этом и заключается душевная трагедияГамлета (то, что критикой XIXвека было названо «гамлетизмом»).
Своёотношение к переживаниям Гамлета Шекспир очень ясно выразил тем, что у негоГамлет сам оплакивает своё душевное состояние и корит себя за бездействие. Онставит себе в пример юного Фортинбраса, который «из-за былинки, когдазадета честь», ведёт на смертный бой двадцать тысяч человек, или актёра,который, читая монолог о Гекубе, так проникся «вымышленной страстью»,что «весь стал бледен», между тем как он, Гамлет, словно трус,«отводит словами душу». Мысль Гамлета настолько расширилась, чтосделала невозможным непосредственное действие, так как объект устремленийГамлета стал неуловим. В этом корень скептицизма Гамлета и видимого егопессимизма. Но вместе с тем такая позиция Гамлета необычайно заостряет егомысль, делая его зорким и беспристрастным судьёй жизни. Расширение и углублениепознания действительности и сущности человеческих отношений становится как быжизненным делом Гамлета. Он срывает маски со всех лжецов и лицемеров, скоторыми встречается, разоблачает все старые предрассудки. Часто высказыванияГамлета полны горького сарказма и, как может показаться, мрачной мизантропии;например, когда он говорит Офелии: «Если вы добродетельны и красивы, вашадобродетель не должна допускать бесед с вашей красотой… Уйди в монастырь: кчему тебе плодить грешников?», или когда он заявляет Полонию: «Еслипринимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?» Однако самастрастность и гиперболизм его выражений свидетельствуют о горячности егосердца, страдающего и отзывчивого. Гамлет, как показывает его отношение кГорацио, способен к глубокой и верной дружбе; он горячо любил Офелию, и порыв,с каким он бросается к её гробу, глубоко искренен; он любит свою мать, и вночной беседе, когда он терзает её, у него проскальзывают черты трогательнойсыновней нежности; он подлинно деликатен (перед роковым состязанием на рапирах)с Лаэртом, у которого он прямодушно просит прощения за недавнюю резкость;последние слова его перед смертью – приветствие Фортинбрасу, которому онзавещает престол ради блага своей родины. Особенно характерно, что, заботясь освоём добром имени, он поручает Горацио поведать всем правду о нём. Благодаряэтому, высказывая исключительные по глубине мысли, Гамлет является нефилософским символом, не рупором идей самого Шекспира или его эпохи, аконкретным лицом, слова которого, выражая его глубокие личные переживания,приобретают через это особую убедительность.
Какиеже черты жанра трагедии-мести можно обнаружить в «Гамлете»? Как и почему этапьеса выходит за рамки этого жанра?
МестьГамлета не решается простым ударом кинжала. Даже практическое осуществление еёнаталкивается на серьёзные препятствия. Клавдий имеет надёжную охрану, и к немунельзя подступиться. Но внешнее препятствие менее значительно, чем танравственная и политическая задача, которая стоит перед героем. Чтобыосуществить месть, он должен совершить убийство, то есть такое же преступление,какое лежит на душе Клавдия. Месть Гамлета не может быть тайным убийством, онадолжна стать публичной карой преступника. Для этого надо сделать очевидным длявсех, что Клавдий – низменный убийца.
УГамлета есть и вторая задача – убедить мать в том, что она совершила серьёзноенравственное нарушение, вступив в кровосмесительный брак. Месть Гамлета должнабыть не только личным, но и государственным актом, и он сознаёт это. Таковавнешняя сторона драматического конфликта.
УГамлета есть своя этика мести. Он хочет, чтобы Клавдий узнал, за что егоожидает кара. Для Гамлета подлинная месть – не физическое убийство. Онстремится возбудить в Клавдии сознание его вины. Этой цели посвящены вседействия героя вплоть до сцены «мышеловки». Гамлет стремится к тому,чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врагасначала внутренними терзаниями, муками совести и лишь потом нанести удар так,чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон,всечеловеческая справедливость.
Сразивмечом спрятавшегося за занавесом Полония, Гамлет говорит:
Чтодонего,
Тояскорблю; нонебесавелели,
Импокаравменяимнойего,
Чтобыясталбичомихислугою.
Втом, что кажется случайностью, Гамлет видит проявление высшей воли. Небесавозложили на него миссию быть бичом и исполнителем их предначертания. Таксмотрит Гамлет на дело мести.
Давнобыла замечена разнообразная тональность трагедий, смешение в них трагического скомическим. Обычно у Шекспира носителями комического являются персонажи низкогозвания и шуты. В «Гамлете» нет такого шута. Правда, есть третьестепенныекомические фигуры Озрика и второго дворянина в начале второй сцены пятого акта.Комичен Полоний. Все они подвергаются осмеянию и сами смешны. Серьёзное исмешное перемежается в «Гамлете», а иногда и сливается. Когда Гамлет описываеткоролю, что все люди пища для червей, шутка оказывается одновременно угрозойпротивнику в той борьбе, которая происходит между ними. Шекспир строит действиетак, что трагическое напряжение сменяется сценами спокойными и насмешливыми.То, что серьёзное перемежается смешным, трагическое – комическим, возвышенное –повседневным и низменным, создаёт впечатление подлинной жизненности действияего пьес.
Смешениесерьёзного со смешным, трагического с комическим – давно замеченная особенностьдраматургии Шекспира. В «Гамлете» можно увидеть этот принцип в действии.Достаточно напомнить хотя бы начало сцены на кладбище. Перед зрителямипоявляются комические фигуры могильщиков; обе роли играют шуты, но даже здеськлоунада различна. Первый могильщик принадлежит к шутам-острословам, умеющимпотешить публику умными замечаниями, второй шут – из тех комических персонажей,которые служат предметом насмешек. Первый могильщик на наших глазах показывает,что этого простака легко обвести вокруг пальца.
Передзавершающей пьесу катастрофой Шекспир снова вводит комический эпизод: Гамлетпотешается над чрезмерным придворным лоском Озрика. А ведь через несколькоминут произойдёт катастрофа, в которой погибнет вся королевская семья!
Насколькоактуально содержание пьесы в наше время?
МонологиГамлета вызывают у читателей и зрителей впечатление общечеловеческой значимостивсего происходящего в трагедии.
«Гамлет»– трагедия, глубочайший смысл которой заключается в осознании зла, в стремлениипостичь его корни, понять разные формы его проявления и найти средства борьбыпротив него. Художник создал образ героя, потрясённого до глубины душиоткрытием зла. Пафос трагедии составляет негодование против всесилия зла.
Любовь,дружба, брак, отношения детей и родителей, внешняя война и мятеж внутри страны– таков круг тем, непосредственно затронутых в пьесе. А рядом с нимифилософские и психологические проблемы, над которыми бьётся мысль Гамлета:смысл жизни и назначение человека, смерть и бессмертие, духовная сила ислабость, порок и преступление, право на месть и на убийство.
Содержаниетрагедии имеет вечную ценность и будет актуально всегда, независимо от времении места. В пьесе ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всёчеловечество: как бороться со злом, какими средствами и возможно ли егопобедить? Стоит ли вообще жить, если жизнь полна зла и победить его невозможно?Что в жизни правда, а что ложь? Как истинные чувства отличить от ложных? Можетли любовь быть вечной? В чём вообще смысл человеческой жизни?
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.