«ДУША И КОЛЮЧАЯПРОВОЛОКА».
ЧЕЛОВЕК И ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА. (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»)
Термин«тоталитаризм» возник в XX веке И это не случайно именно в наше столетиеунижение, подавление и уничтожение человеческого «я» приняло наиболеемасштабный и жесткий характер Идея тысячелетнего рейха, зародившаяся вфашистской Германии, как и стремление построить коммунизм миллионов погубленныхжизней в СССР. в раиной степени ориентированы на безличную массу, толпу,неспособную самостоятельно мыслить и действовать Так, в советском обществегероем стал «новый» человек, который решительно порвал с «проклятым» прошлым, срелигией. культурой, с «порочащими» его связями, а если надо, то и с самымиблизкими людьми, и, таким образом, с нравственностью
Однако,несмотря на все ухищрения политиков, всегда были и есть люди, не утратившиесовести, памяти, творческих способностей Они духовно противостоят бездушнойгосударственной системе, сохраняют не только мужество, но и свободу мысли
Врусской прозе 1970—90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительноеместо занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившегомассовые репрессии в сталинскую эпоху Лагерная тема нашла отражение в прозе ВШаламова, А Солженицына. Ю Домбровскою, О Волкова и других авторов, испытавшихна себе ад ГУЛАГа
Жизненныйи творческий путь крупнейшего писателя современности, лауреата Нобелевскойпремии Александра Солженицына уникален и неповторим И эта уникальность выраженав тяжести испытаний, выпавших на его долю. Война с фашизмом, сталинские лагеря,раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием повести «Один деньИвана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретениероссийского читателя
Еготруд можно сравнить с трудом археолога. то же стремление добраться, докопатьсядо истины Только не через толщу материально-культурных напластований, а черезслои лжи, фальши, сознательных н бессознательных искажений, толщу забвения нумолчания Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они илиуничтожены, или до сих пор недоступны), сколько на мемуары. собственный опыт.интуицию художника.—такова цель «Архипелага ГУЛАГа», создававшегося в 1958—68годы
«АрхипелагГУЛАГ» — густо населенная книга В ней есть образы, поданные писателем крупно,масштабно, во весь рост Немало людей, затронутых эскизно, мимоходом Но болеевсего—безымянных,
молчаливых,нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российскийнарод
Солженицын пишет не только о потоке репрессированных1937—38 годов, в который угодила партийная элита До этого был поток 1929—30-гогодов, «с добрую Обь», протолкнувший в тундру пятнадцать миллионов мужиков Апотом поток послевоенный, «с добрый Енисей», когда по сточным трубам тюремнойканализации гнали целые нации, миллионы военнопленных или побывавших в плену Асколько было малых рек, ручьев и ручейков, беспрестанно питавших рекубезысходного народного горя!
Однаиз глав второго тома — «Зэки как нация» Это своеобразное этнографическоеисследование, не лишенное горькой иронии Писатель комплексно подходит крассмотрению такого понятия, как «народный характер» зэков, их жизненнаяпозиция, психология, нравственные принципы В итоге получается, что перед намивстает действительно особая общность людей, живущих по собственным законам,обладающих своей территорией и даже своим лагерным языком Каторжный труд,изнуряющий арестантов, оказывается несовместимым с настоящей работой, оннереэультативен потому, что принудителен Кроме того, заключенные понимают, чтохорошо работать — значит поддерживать тоталитарную систему, то есть работатьпротив себя и себе подобных
Главнымиценностями являются в лагере еда, покои, сон, а выражением наивысшей мудростиафоризм «не верь, не бойся, не проси»
Однакопродуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые непредусматривались инструкциями Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновенияоказывались «порочными» проявляли жалость и сострадание к заключеннымВо-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальстваВ-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью» Именно«сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафныебатальоны «Вот это и был русский характер" лучше умереть в чистом поле,чем в гнилом закутке» Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить«любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления Поэтомумногом осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живуюдушу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовымимерзостями» лагерного бытия «Душа и колючая проволока» —так символично названаодна из глав книги
Судьбамиллионов простых людей, к сожалению, часто решается «кручением большогоколеса, ходом внешних могучих обстоятельств», но человек при этом не теряетсвоей самоценности Этой мыслью о величии духа человеческого автор «АрхипелагаГУЛАГа» бросает вызов самим основам тоталитаризма «Противостояние души и
решетки»нередко заканчивалось моральной победой бессильного ээка-одиночки надвсесильным режимом
Длянекоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в адуГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты Люди внутренне очищались ипрозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные напервый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы
Солженицынубежден в тоталитарном государстве многие представления об истории, добре и злефальшивы Поэтому он призывает всех и каждого «жить не по лжи» Все, что выходитиз-под пера писателя, включая и его публицистику, и многочисленные выступленияперед аудиторией, значительны тем, что заставляют задуматься о сегодняшнем дне,о высших нравственных ориентирах, которые во все времена были путеводнымизвездами для честно мыслящих и бесстрашных людей