Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Цветопись в портрете города в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Здесьбудет город заложен
Назлонадменному соседу.
А.С. Пушкин. «Медный всадник»
Петербург…Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождениесверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самойприроде. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников.Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашиваетсвою чудовищную идею.
Действиеромана «Преступление и наказание» разворачивается не на площади сфонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современниковсвоего Рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия.Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и доматерпимости, узкие Улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темныезадворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и гpязи; на каждом углу попадаютсяпьяные, оборванцы, продажные женщины. В этом городе постоянно происходяттрагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду итонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспектеперед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекаеткровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькуюдевушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили наулицу».
ПетербургДостоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинствоперсонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаемобстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый,нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнатестарухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,«похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова,женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони,«мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете ПорфирияПетровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражаютбезысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятсяпредвестниками недобрых событий.
Предвестникомнедобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийстваРаскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремякакими-то красными камешками» — подарок сестры на память. «Красныекамешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови.Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечаетРаскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению… ГлазаРаскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и к громаднымтеснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы,но и жилища героев романа — «нищие, униженные и оскорбленные».
Гнетущеевпечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц,низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, большепохожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешьсяголовой о потолок», влачит свое существование главный герой.Неудивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным,«тварью дрожащей». В самом воздухе Петербурга словно растворенакакая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния иотчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгуРаскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он — типичноепорождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти итления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идеюубийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдаетпоследнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочьматери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Нотем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту,отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» воимя «всеобщего счастья».
Раскольников,возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как некогда стал убийцей ипалачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысячлюдей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.Петербург не раз становился действующим лицом русской художественнойлитературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медномвсаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли,сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, чтоПетербург неоднозначен:
Городпышный, город бедный,
Духневоли, стройный вид,
Своднебес зелено-бледный,
Сказка,холод и гранит…
В.Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен эму Питер, где так тяжело имучительно жить. Петербург у В. Гоголя — оборотень с двойным лицом: за параднойкрасотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.