Художественные средства в поэме«Реквием» А.А. Ахматовой.
СудьбаАнны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы положному обвинению был арестован сын, жутким ударом, «каменным словом»прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцатьлет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 годувыходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрылоперед ними двери журналов, только с 1965 года начали печатать ее стихи.
Впредисловии к «Реквиему», который Анна Андреевна сочиняла с 1935 по1040 годы, и который был опубликован в 80-е годы, она вспоминает: «Встрашные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях вЛенинграде». Стихи, включенные в «Реквием», автобиографичны.«Реквием» оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену,потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы, однако, за ее личной судьбойтрагедия всего народа.
Нет,и не под чужим небосводом, И не под защитой чужих крыл,- Я была тогда с моимнародом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Сопереживаниечитателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаютсяэффектом сочетания многих художественных средств. «Мы все время слышимразные голоса,- говорит о „Реквиеме“ Бродский,- то просто бабий, товдруг поэтессы, то перед нами Мария». Вот «бабий» голос,пришедший из горестных русских песен: Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Вот- «поэтесса»: Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей… Вот дева Мария,ведь жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мученицу-мать к Марии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Матьстояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Впоэме Ахматова практически не использует гиперболы, видимо, это потому, чтогоре и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, нивозможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение переднасилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска «смертельная»,шаги солдат «тяжелые», Русь «безвинная», «черныемаруси» (арестантские машины). Часто используется эпитет«каменный»: «каменное слово», «окаменелоестрадание». Многие эпитеты близки к народным: «горячая слеза»,«великая река». Народные мотивы очень сильны в поэме, где связьлирической героини с народом особая: И я молюсь не о себе одной, А обо всех,кто там стоял со мною И в лютый голод, и в июльский зной Под красною ослепшеюстеною.
Читаяпоследнюю строку, видишь перед собой стену, красную от крови и ослепшую отслез, пролитых жертвами и их близкими.
Многов поэме Ахматовой метафор, позволяющих удивительно кратко и выразительнодонести до нас мысли и чувства: «И короткую песню разлуки паровозные пелигудки», «Звезды смерти стояли над нами/ И безвинная корчиласьРусь», «И своей слезою горячей новогодний лед прожигать».
Впоэме много и других художественных средств: аллегорий, символов,олицетворений. Все вместе они создают глубокие чувства и переживания.
АннаАндреевна Ахматова с достоинством выдержала все удары судьбы, прожила долгуюжизнь и подарила людям чудесные произведения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/