Художественные средства изображения в«Слове ...»
Автор«Слова» использует самые разнообразные художественные средстваизображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение.Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разныхее концах: «девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Киева»,«трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут заСулою, звенит слава в Киеве».
Такимже, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным преодолеватьпространство, наделяет автор и своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонятк заутрене рано у святой Софии в колокола — он в Киеве уже звон слышал, а когдаОлег вступал в золотое стремя в городе Тмутаракани — тот звон слышал, бывало,великий Ярослав, а Владимир Мономах всякое утро уши себе закладывал вЧернигове.
Широкоепространство действия объединяется гиперболической быстротой передвижения понему действующих лиц. Всеслав, по выражению автора «Слова»,хитростями подперся на коней и скакнул к городу Киеву и доткнулся копьем дозолотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем. В полночь изБелгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил воротаНовгорода, расшиб славу Ярослава. В обширных пространствах Руси могуществогероев «Слова» приобретает гиперболические размеры: ВладимираМономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпергоры, затворил Дунаю ворота.
Чемшире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ееобраз, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяютсячеловеческим разумом звери и птицы, принимающие участие в судьбе Игоря. Всяхудожественная система «Слова о полку Игореве» построена наконтрастах. Один из самых острых контрастов, пронизывающих всю поэму, — этоконтраст книжных элементов стиля с народнопоэтическими.
Элементыкнижные и устные, переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этогонебольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения.Широко представлена в «Слове» и феодальная символика.военно-дружинной среде определенное символическое значение имели меч (символвойны), стяг, копье, стремя. Выражеие «понизить стяг» обозначалопризнать себя побежденным «испить шлемом воду из какой-либо реки»значило покорить земли на ее берегах.
Ноближе всего «Слово» к народной поэзии. Народны образы дерева,преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы спиром, с жатвой. Близок к народному плачу плач Ярославны. В народных плачахпостоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые звучат и в плачеЯрославны. Сон Святослава полон народных поэтических символов. Описание бегстваИгоря из плена отражает сказочные мотивы: в сказках нередко герой, спасающийсяот преследующего его колдуна, также обращается в животных.
ПодобноИгорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду иужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьетгусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволодбуй-тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. ПодобноИлье Муромцу, Всеволод буй-тур сражается с врагами, и куда поскачет — там лежатпоганые головы половецкие.
Народнаястихия в «Слове» выражается в характерных для народной поэзииотрицательных метафорах («у Немиги кровавые берега не добром были засеяны— засеяны костьми русских сынов»), в фольклорных эпитетах (чистое поле,острые мечи, каленые стрелы, синее море, черный ворон, красные девы и др.), внекоторых гиперболах, сравнениях и т. д. Поразительно, что столь небольшоепроизведение так богато и даже роскошно по языку.
Автор«Слова» очень точно и метко подбирает слова и выражения. Соловьиноепение не прекратилось — оно «уснуло»; синие молнии не просто блестят— они «трепещут»; трава не просто полегла — она «никнет».Персты не просто кладут на струны — их «восклада-ют». Славу можно«расшибить» и «притрепать». Тоска «разливается».Печаль «течет» посреди Русской земли. Веселье «развеивается поковылю». Автор очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им — метки.Например, такие эпитеты: «жемчужная» душа «теплые» туманы, «живые»струны. Богато и разнообразно слуховое восприятие автора «Слова».Голоса девиц на Дунае не просто доносятся до Киева _ они «вьются».Телеги у него не скрипят, а «кричат», как лебеди. Соловьи«щекочут», их песни «веселые», орлы «клекчут»,лисицы «брешут», галки «говорят», кони «ржут»,вороны «грают», туры «рыкают», сороки«втроскоташа», дятлы «тектом» поведают путь Игорю, ночьюслышен звериный свист (свист степных сусликов) и т. д.
Зрительнаячеткость образов «Слова» поразительна. Его автор обладал повышеннымчувством цвета, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи,наступившего в XII веке. Зрительно впечатляют образы плавающих в красной кровизолотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли,политой красной кровью.
Таковыдалеко не все художественные средства изображения, используемые автором«Слова о полку Игореве». Небольшой памятник, посвященный горестномупоражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самыхбольших и радостных побед русского художественного слова. Красотой «Слова»были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Гоголь, а в XX веке— Блок, Бунин, Лихачев и многие другие литераторы. «Слово о полкуИгореве» — это гениальный памятник древнерусской литературы, у которогонужно учиться поэтическому мастерству.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/