Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественное своеобразие М.Горького "Мать"

Художественное своеобразие М.Горького«Мать»
Вистории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое времячасто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методытворчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализироватьхудожественную структуру книги М. Горького “Мать”.
Начнемс того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения.Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты,характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствуетразветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем,сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названакнига. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношенийличности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назватьнеподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводитсяанализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец,следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н.Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя ипредставление о нравственной норме.
Однако,в отличие от традиционного русского романа, в произведении практическиотсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, ифинал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполнесоответствует классическим образцам этого жанра.
Важнойособенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентацияна читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале.Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман“очень своевременной книгой”.
Несмотряна то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор впроизведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в началекниги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностьюисчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автораутрачивает смысл (“она слушала...”, “оказалось...”, “ей было сладковидеть...”).
Горькийпостоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годамитворчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание“бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает лиэто историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать”чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажаи отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя истена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук ицвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая,свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне напервомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позжемузыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовноевозрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки,которые должны слышать все.
Цветв романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени,омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серыедома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своихперсонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловнытакие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Всяона была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (телоНиловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию егоперсонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общеевпечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может бытьдополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает,что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям имолчалив”.
Основнаязначимая единица в произведении — человек.
Сущностьперсонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — историядуховного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Всесюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию.Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждойотдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленнотекла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступенилестницы”.
Интереснопроследить, как меняется художественное пространство произведения. Действиекниги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом впроизведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видимпервомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена навокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идеяпроизведения приобретает вселенский масштаб.
Инаконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горькогоафористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудиемагитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, вкоторое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горлоему сжала спазма боевой радости...” Наивысшей ступени слово, его смысловаянагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.
Значениямногих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, которыйвкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек.Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственнаясемья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения“семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, чтовесь народ для нее стал одной большой семьей.
Итак,из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” —произведение, в котором все художественные средства подчинены авторскимзадачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.