Реферат по предмету "Литература"


От пражурналистики до журналистики

Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложныйисторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положени
Содержание
 TOCh z t «Заголовок 1;2; Заголовок 2;1» Введение. PAGEREF _Toc136794288 h 3
Пражурналистика. PAGEREF _Toc136794289 h 4
Появление информационногообщения. PAGEREF _Toc136794290 h 4
Появление ораторскихвыступлений. PAGEREF _Toc136794291 h 4
Появление письменных формпередачи информации. PAGEREF _Toc136794292 h 5
«Службы новостей». PAGEREF _Toc136794293 h 5
Журналистика. PAGEREF _Toc136794294 h 7
Возникновение собственножурналистики. PAGEREF _Toc136794295 h 7
Первые газеты… PAGEREF _Toc136794296 h 7
Печать, радио и телевидение. PAGEREF _Toc136794297 h 9
Интернет и электронные СМИ… PAGEREF _Toc136794298 h 10
Заключение. PAGEREF _Toc136794299 h 11
Используемая литература: PAGEREF _Toc136794300 h 12
Введение
Журналистика является довольно молодым и активно развивающимсясоциальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества. Изучениеистории журналистки позволяет более глубоко понять не только ее развитие исовременное положение в социуме, но и развитие общества в целом.
Необходимость знания и понимания причин и предпосылок,способствующих появлению и становлению журналистики, поможет намспрогнозировать ее дальнейшие тенденции и пути развития.
ПражурналистикаПоявление информационного общения
Формы информационного общения появились уже на заречеловечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» кформированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичныеформы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникаланеобходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числезвуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность вобмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковоеобщение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерныхдля первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и болеевсего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всейжизни людей.
Информационное общение, в котором оказались, задействованызрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно,– воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли неглавной духовно организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.
Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений обокружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностейуже при первобытном строе. Связка «информация – общественное мнение»свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационныхпроцессов стали зарождаться в далекие времена.Появление ораторских выступлений
С возникновениемгосударства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессыразделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональныеполитики. В это время особенно активную роль в распространении общественнойинформации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторовдревности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркоепроявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистскойдеятельностью, – целенаправленное распространение в массе людейсведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих ихмнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями.
С древних времен и до наших дней устные выступленияораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационнойдеятельности. Представители государственной власти рассылали для оповещенияподданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формамираспространения информации связаны широко бытующие сейчас слова – «форум»(площадь собрания в Риме), «трибуна» (выборные должности), «вече» (собрание уславян), «дума» и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов,что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистическимиявлениями.
Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь ирелигиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений. Политическоекрасноречие было составной общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднееоказалось важным атрибутом парламентской культуры, вообще выступлений передширокой публикой, в том числе на митингах и собраниях.Появление письменных форм передачиинформации
Одновременно с устными развивались письменные формы массовойинформационной деятельности. Позже возникли прокламации, листовки и др. На ихоснове сформировались жанры публицистики. Широко вошедшие в журналистскуюпрактику.
Все эти формы общественной коммуникации возникли вдревности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некоеподобие газеты. В обширных древних государствах устные формы распространениясведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменныхсообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики –подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода.
Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в видепапирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное«издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: вримском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались втечении столетий сводки различных известий – «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». Предназначенные дляних сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались навидных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима.
История сохранила названия должностей людей, которые занималисьизданием этих газет. Составление текстов поручилось сначала квесторам,должностным лицам, ведающим финансовым и судебными делами. Затем отбиратьинформацию стали префекты государственного казначейства. Материал для этихизданий собирал специальный чиновник из сословия всадников. Всадник получалправо надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона.
И в других странах, например, Японии, до возникновения печатнойтехники существовали «газеты» – оттиски с обожженных глиняных досок. Известнасамая старая такая «газета» – «Иомиури Каварабан» за 1615 г. В Англиираспространялись рукописные листки «News Letters». «Службы новостей»
Предтечи профессии в устном информировании –глашатаи известныхво всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англииновостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германииновости разносили бродячие музыканты – шпильманы, которые часто снабжали своисообщения едкими комментариями.
С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах«информационной службы». Настоящую репортерскую деятельность развернулифранцузские нувеллисты. Первоначально люди, склонные к обмену новостями, простособирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболеепредприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей информацией.Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию длябогатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей – прообразыредакции появились в Германии, Италии и других странах. Они занималисьдобыванием и продажей заинтересованным людям сведений о торговых делах, оприбывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событий.
Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бысильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явленияхарактеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий»,отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.
ЖурналистикаВозникновение собственно журналистики
Собственно журналистика – печатные периодические издания –могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европепечатаются календари, сборники известий, листки – непосредственныепредшественники газет, журналов и альманахов. Но со времени изобретениякнигопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техниканачнет использоваться для тиражирования журналисткой периодики.
Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономическиепричины. Рубеж XVI-XVII веков – время активногоскладывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же времявозникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваютсянаука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованныхлюдей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.
Все эти социальные, политические, культурные экономическиефакторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространенияторговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической –о внутреннем и международном положении дел. Технические возможноститиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всестороннихсвязей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии сее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниямисопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, ифеодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимаяее  значение для политической иидеологической борьбы. Первые газеты
Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан,содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров,внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию,важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участиикардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости сориентацией на государственные интересы Франции.
Во второй половине XVIIвека появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Новые изданиябыстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой  печатной продукции и без которых нельзя былобы говорить о самом факте существования прессы. Это – регулярность ипериодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение,оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошлоразделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийныегазеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительноредкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники.Разумеется, система современной прессы глядит гораздо богаче и пестрее.
Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологическихи политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремилисьиспользовать печать для распространения своих взглядов на общественноеустройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощьюгазет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не моглоконкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.
Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрноготипа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием вовремя Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революциивозникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время революциивыходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитникконституции» Робеспьера.
Так как на смену феодальной замкнутости пришли все более дробноеразделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем вкооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Какследствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Безисточников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человеквырывался из узкого круга представлений о жизни его интересы, и любопытствопростирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно прессаоткрывала ему окно в мир.
В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году поуказу и при участии Петра I…Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровскиепреобразования.
В XVIII –начале XIX векажурналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персональногожурнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порою иединственным автором, он же занимался типографским делом и распространением.Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи былиневелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже всередине XIX века тиражв 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.
В XIX векеевропейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областьюобщественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Онаоткликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включаядомоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки,правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциациистремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств массовойинформации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий,оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформироваласьжурналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.
С ростом значения журналистики все шире использовались различныетехнические средства для воспроизведения и передачи информации (техникагравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железныедороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способывоспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационнаямашина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории,благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпуспрофессиональных журналистов.
В конце XIXвыделились две разновидности журналистики: массовая (для широкогочитателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящихкругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовыебульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные,готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом кденежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистовбульварной прессы.
Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться вовнутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной нетолько влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупныхполитиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневныегазеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли вправящий истеблишмент общества.Печать, радио и телевидение
На рубеже XIXи XX веков былоизобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовойинформации уже в 20-х годах, а телевидение – в конце 40-х годов XX века. К 80-м годамразвитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря успехамрадиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их«равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Началоформироваться единое мировое информационное пространство, когдамежгосударственные границы перестали быть препятствием для распространениямассовой информации. Наступление после эры «холодной войны» разрядки, а затем имирного периода в развитии человечества придало журналистике еще более весомуюроль в процессах развития земной цивилизации. Если раньше в условияхидейно-политических столкновений журналистику называли «пятой великой державой»или «третьей силой», то теперь все чаще ее стали именовать «четвертой властью»(помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной ролив обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах.
Печать, радио и телевидение представляют собойсвоеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которыхобладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесенияинформации до аудитории. Однако при наличии специ­фичных свойств печать, радиои телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудиторииболее или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор­мацию.Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только како­му-либо одному средству(кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информацияв прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
Эта сила журналистики обусловлена значениеминформации в современной жизни общества. И ее роль будет увеличиваться по мерепродвижения человечества к развитому информационному обществу, где решающимфактором развития станут «информационные технологии». Владение информацией иумение работать с ней приобретают решающие значение.
В формирующемся постиндустриальном информационном обществедеятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этаповразвития (устная речь, письменные формы, технические средства копированиятекста и изображения, звуко- видеоматериалов) наступает четвертый, основанныйна господстве электронно-компьютерных средств – цифровой записи ипередаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космическойсвязи. Наступает пора multimedia. когда «потребитель» информации будет располагать основанным на компьютернойбазе единым устройством, соединяющим свойства телевизора, радиоприемника,телефона, электронной почты, факса, фото- видеокамеры, притом размером с книгу.Интерактивная (двусторонняя связь) с банками данных позволит с помощью принтераполучать газету, создаваемую с учетом интересов и вкусов потребителя с помощьюкомпьютера, «знающего» предпочтения «хозяина» и выполняющего его заказы. Так«бродкастинг» превращается в «бродкетч»: возникает парадоксальное явление – индивидуализированная(или демассовизированная) массовая информация.
В результате компоновки на «заказ» массово-информационного «меню»возникает опасность такой индивидуализации получаемой отдельными потребителямиинформации, что образы мира в сознании людей будут существенно (а порою и кардинально)различными. Единый реальный мир превращается тем самым во множествонесовпадающих его «образов»-версий. В этих условиях резко возрастетзначение такого источника массовой информации, который бы готовилсяжурналистами как интегрирующая модель современности, создающая своего рода background, предосновумиросознания и задающая парадигму восприятия всей другой информации. Этоособенно важно для единого взаимозависимого мира информационной цивилизации XXI века.Интернет и электронные СМИ
В последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно развивающийсячетвертый тип каналов информации — всемир­ная компьютерная сеть(представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (нарядусо специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии идайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”,сайты (“странич­ки") отдельных журналистов, притом оперативно меняющиесодержа­ние и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компь­ютерныесети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могутчитаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственномпринтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается наиностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение ин­формациидаже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняяинформационная среда Сети перегружена чисто компьютерной  информацией, равно как и сильнополитизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуациямедленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, тоесть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полнойструктуры новостей, поскольку преобладают так называемые “горячие” темы, сенсациидня. Интернет – пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важныхсобытий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации.Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, чтоИнтернет как источник информации становится более структурированным, подборкановостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новостираспространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернетстанет полноценным средством массовой информации.
Основным преимуществом электронного издательства перед традиционнымявляется высокая оперативность информации: после верстки издания ее можномгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступк справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текстмультимедийный средства. Цветовая палитра монитора более разнообразна всравнении с полиграфической, к тому же можно использовать объемную 3D графику.
С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронноеиздательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуютзатраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции,расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считаяоплату журналистского труда, будут средства на установку сервера скачественными линиями связи.
Заключение
Как и всякий общественный институт, журналистикапрошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положениев мире. Она возникла, совершенствовалась, и росла под влиянием того общества,которому была призвана служить. Пресса является продуктом и составной частьючеловеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, асодержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определеннойсоциальной системы на конкретном рубеже истории.
Главной целью курсовой работы было выявлениепричин, которые способствовали появлению, развитию и становлению журналистики,как полноценного и обязательного социального института современного общества. Япостарался выделить ряд основных предпосылок и причин:
1.         Информационная(необходимость передачи информации как таковой)
2.         Развитие духовнойкультуры общества
3.         Материально-техническоеразвитие общества
4.         Потребность общества
5.                 
6.                 
Используемая литература:
1.         
2.         
3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.