Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественно-документальная проза Д. Гранина. Повесть Зубр

Использование документовв художественных произведениях началось не в новое время. Достаточно вспомнитьлитературные произведения Древней Руси. И современная литература не отошла отпристрастия к документализму, которое проявилось в следовании не только внешнимпризнакам – опоре на реальные факты, события действительности, на конкретныхлюдей, но и в особых отборах иобработке документальных источников, в особыхпринципах создания художественного образа.
Что же такое художественно-документальная проза?Художественно-документальным следует считать такое произведение, в которомреализовн художественный потенциал документального материала и документальнойструктуры. Художественно-документальная проза специфична своей дуалистическойприродой. С одной стороны, фактологическая база: следование документу, факту; сдругой – художественно-изобразительные средства, приёмы собственнохудожественной литературы. Фактический материал придаёт повествованию особуюэмоциональную заразительность, рассматриваемая проблематика, как правило носитгуманистическую направленность. Общий стиль и вся система использованныхэлементов создают атмосферу подлинности, доверительности. В этих особенностяхзаключён эстетический потенциал художественно-документального произведения.
Всё это нашло отражение ив художественно-документальной прозе Даниила Гранина. Его творческий потенциал,по мнению исследователей и читателя, наиболее ярко раскрывается прирассмотрении концепции личности, созданной на стыке документа, факта и вымысла.
Эстетические инравственные идеалы писателя, воссоздание им судьбы творческой личности  вовремени, в связи с историческим движением общества в определённую эпоху, атакже художественные достоинства делают художественно-документальныепроизведения Гранина важной составной частью общего развития литературы 60-80-хгодов и крупной вехой его творчества.
Чем старше и опытнеестановился писатель, тем настойчивее шёл он по пути литературных «исканий». Впервую очередь это сказалось в нежелании пользоваться устоявшимисятрадиционными жанровыми формами, в потребности их обновления, в поискахнеобычных жанровых решений.
Даниил Гранин: «Я думаю, это потребность. Она вызванатем, что мне надоедает сочинять… У меня есть другая не менее сильнаяпотребность – воссоздать достоверность жизни, подлинных героев, это всегдахудожественное открытие. Я, грубо говоря, коллекционирую людей и их судьбы.Во-первых, это литературно интересно, во-вторых, это открытие оригинальнойличности».
В художественном наследииГранина 60-80-х годов плодотворный материал для наблюдения особенностейприсутствия документального материала в жанре художественной повести дают его«жизнеописания» и «путешествия». Если сопоставить гранинские повести-жизнеописанияс древнерусскими житиями, то можно увидеть типологическое сходство. Особенноэто заметно  в таких произведениях, как «Эта странная жизнь» (1974), «КлавдияВилор» (1975), «Зубр» (1986). Эти повести объединяет раздумье над идеаломчеловека и его воплощение в реальной жизни.
Следуя традициямжитейного жанра, Д. Гранин изображает преимущественно судьбу реальногочеловека, доводя расхождения меджу биографией прототипа и художественногообраза до минимума. С этой целью им оставляются подлинными имена и фамилииизображемых людей. Писатель строит произведения на строго документальнойоснове, обращаясь к архивам, дневникам, письмам, воспоминаниям близких людейсвоего героя. Автор исследует нравственные истоки духовного сопротивленияобстоятельствам. Экстремальные обстоятельства – лучшее испытание, с помощью которогоГранин обнажает суть характеров героев, и документально убеждает читателя вправдивости изображаемого.
Автор всегда раскрываетличность необычную, но в то же время реальную. В его произведениях изначальнозаложен нравоучительный смысл. И это не случайно, так как Д.Гранина всегдаинтересовало, как влияют его герои на судьбы современников.
В конце 1986 – начале1987 года были опубликованы и сразу приобрели известность три произведения обучёных-генетиках: «Оправдан будет каждый час» В.Амплинского, «Зубр» Д.Гранина,«Белые одежды» В.Дудинцева. В контексте этих произведений «Зубр» выделяетсямасштабностью и уникальностью личности главного героя, его художественнойубедительностью, многогранностью изображения, широчайшим диапазоном времени(20-70-е годы, а с предысторией героя и того больше), аналитичностью осмысленияотдельной жизни и истории.
Даниил Гранин: «Зубру» повезло – он пошёл в печать,можно сказать, прямо со стола. Хотя, когда я начинал свлю работу, мнепророчили: «Не пройдёт!». Задачу я ставил себе – просто рассказать о человеке,которого я знал и любил, восстановить его доброе имя – ведь об антифашистскойдеятельности Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского в самом сердцегитлеровской Германии тогда никто не знал, он сам не любил об этомраспространяться, сведения пришлось собирать по крохам… Перед намидействительно великий учёный.»
«Зубр» подготовлен всемпредшествующим творчеством Д.Гранина. По жанру и типу героя «Зубр» ближе всегок «Этой странной жизни». Автор и сам в некотором отношении ставит героев в одинряд. «Зубр» выигрышно отличается от предыдущих произведений Гранинасоциально-историческим фоном, богатейшим, помогающим глубже постичь масштабличности центрального героя. Писателю удалось раскрыть казавшуюся неисчерпаемойиндивидуальную судьбу героя и одновременно «отметить» её «шрамами всех событийвека», совместить в изображении этой судьбы необычность и в то же времявключённость её в историю.
Границы хроники однойнеобычной жизни раздвигаются талантом художника, стремящегося к постижениювечного, общечеловеческого смысла тех вопросов и проблем, над которымиразмышляют его герои. Смысл книги выходит за рамки конкретного жизнеописания.
Даниил Гранин: «Вот и хорошо, если это получается какбы само собой. Просто в силу того, что события в которые оказалась «включённой»судьба моего героя, коснулись многих и многих. История полифонична инеоднозначна. Понять её – одна из труднейших и важнейших задач для меня».
В своём произведении Гранинобращается к страницам истории, отмеченным трагическими коллизиями, неподлежавшими обсуждению до недавнего времени, ищет не безликие историческиеобстоятельства, предопределяющие жизнь человека, а историю выводит из свойствхарактеров, социальных пород людей. Более всего писателя волнует смещение,деформация этических нравственных норм в обществе. В этом аспекте Гранин ираскрывает образ Зубра.
Сам автор признавался, чтопредпочитает говорить не о положительном герое, а о любимом, таким персонажемможет быть (и чаще всего бывает) человек, сотканный из противоречивых, труднообъяснимых черт и свойств.
Даниил Гранин: «Самое дорогое для меня – дойти допротиворечия в характере. Мне интересно добраться до непонимания человека. Еслиисходить из того, что человек – это тайна, надо и добраться до тайны».
Гранин пишет, чтокогда-то зубры были самыми крупными из зверей России – её слоны, её бизоны.Теперь Зубр – вид, почти полностью истреблённый человеком. Тимофеев ипредставляется писателю случайно уцелевшим зубром – тяжёлой махиной, плохоприспособленной к тесноте и юркости современной эпохи.
ЖизньТимофеева-Ресовского была определена тремя принципами: верность науке,порядочность, долг перед предками. Николай Владимирович как-то шутя сказал Гранину,что пошёл в науку «потому, что тогда этих паразитов, научных работников былонемного и большого вреда своему отечеству они не приносили».
Но жить Тимофеевупришлось в XX веке, в эпоху перехода от старойсистемы к новой, когда стало неотвратимым сильное взаимодействие с социальнымипроблемами, или, говоря словами Гранина, с политикой. Именно она столкнуламежду собой те принципы, которым следовал Тимофеев. И, столкнув их, заставилабескомпромиссного Зубра мучительно искать компромиссы.
Зубр все свои беды связывал с политикой.«Злой рок лишал его то родины, то сына, то свободы, и, наконец, честного имени.Всё зло, был убеждён он, шло от политики, от которой он бежал, ограждая своюжизнь наукой. Он хотел заниматься одной наукой, жить в её огромном прекрасноммире, где он чувствовал свою силу. А политика настигала его за любымшлагбаумом, за институтскими воротами. Нигде он не мог спрятаться от неё».
Феномен Зубра писательвидит в сохранении героем внутренней свободы и независимости, этическойстойкости во времена, когда страх был фактором бытия и предопределял поведениелюдей. Всматриваясь в Тимофеева, Гранин спрашивает, «что за сила удерживаетчеловека, не позволяет сдаться перед злом, впасть в ничтожество, потерятьсамоуважение, запрещает пускаться во все тяжкие, пресмыкаться, подличать».Попытки ответить на этот вопрос – основа повести. Объяснение и ответ Гранинищет в уникальности, неповторимости Тимофеева, в том, что он – Зубр.
Даниил Гранин: «Я пытался найти корень независимостиэтого человека. Как это трудно и как замечательно – не подчиняться давлениюполитических требований, исторических, научных и т.д. вот эту черту я нашёл усвоего героя и пытался её воплотить писательски».
Писатель рассматривал способностьЗубра оставаться собой в любых обстоятельствах как качество, ценное не толькодля него самого, но и для науки, для страны в целом. «Явился человек, которыйвсё в себе сохранил. Благодаря ему можно было соединить разорванную цепьвремён, то, что мы сами соединить не могли. Нужен был трибун. И появилсячеловек, который замкнул время.»
Постоянно Гранин выделяет«зубрость», «бычье упорство», «сосредоточенность и диковатость, неприручённостьзубров», которые проступают во внешности героя, что ещё раз подчёркивает исключительностьличности Тимофеева-Ресовского.
Пожалуй, трудно найти внашей литературе произведение со столь глубоким, как в «Зубре», проникновениемв специфику таланта, интеллекта и натуры учёного. Гранин воплотил в Зубре живыечерты. Его герой, увенчанный ореолом мировой славы, однако лишён хрестоматийногоглянца: «Быть великим при жизни он не умел. То и дело срывался с пьедестала…Срывался, потом страдал, стыдился. Так что у Зубра всё было как у людей.»
Везучесть Зубра, по мыслиавтора, состояла не только в том, что он дважды воскресал почти из праха, но ив том, что обстоятельства жизни, даже неблагоприятные, способствовалиреализации его таланта.
История его невозвращенияиз Германии до и в годы войны вызывала и продолжает вызывать различные оценки.И надо отдать должное автору, который, стремясь понять советского человека,занимавшегося наукой в фашистском логове, объясняет его оступок объективнымипричинами и приводит неопровержимые свидетельства мужественного поведения героя(помощь военнопленным и людям неарийского происхождения, решимость не сбежатьна Запад от возможного наказания, вероятности оказаться между «двумяжерновами».
Очень важная характеристика Зубра:ослепительный фейерверк его уникальных поступков как-то заслоняет тот факт, чтоЗубр – за исключением осуждённой им же попытки работать в Германии – принималАдминистративную Систему как нечто данное, абсолютное, подчинялся ей, признавалеё руководство, её право назначать ему руководителей, издавать обязательные длянего законы.
Эта черта –«законопослушность» – вообще свойственна многим учёным-естествоиспытателям.Возможно, она вытекает из их подхода к природе. Если есть незыблемые,объективные законы, им можно только следовать. Бороться с ними – это значитопуститься до изобретателей вечного двигателя.
Сущность Зубра, если его брать как общественноеявления, в этом генеральном соглашении с Административной Системой. В егосогласии быть политическим винтиком Системы ради возможности остаться творцомна своём участке.
Насколько Тимофеев уникален? Был лиЗубр одиноким белым китом в безбрежном океане эпохи? Писатель хочет нас в этомуверить, но… Воссоздавая уникальную, казалось бы, историю жизниТимофеева-Ресовского, историю уникального Зубра, Гранин сам познакомил нас сдругими Зубрами: Н.Вавилов, В.Вернадский, учёные, боровшиеся с Лысенко, Уралец,Завенягин. Самая масштабная духовная утрата, по мнению писателя, связана с тем,что с исчезновением таких людей, людей размышления, совести и самостоянья, вмире исчезает нравственность.
Г. Попов: «Если мы не всегда видели Зубров, то тутвина и нашей литературы, которая старалась выпятить только одну сторону ихсоглашения – верность Системе. Следуй Гранин этой позиции, он бы и Тимофееваизобразил иначе, вписал его в стандартный образ, в который буквально силойвписывали С.П.Королёва, В.П.Чкалова и многих других».
Зубр оставил нам нетолько урок более правильного понимания прошлой эпохи. Он оставил нам урок набудущее – урок недопустимости ухода от политики, недопустимости пассивногоожидания чего-то.
Для повести характерен «двойной» документализм, опирающийсяна лично увиденное и услышанное самим писателем от Зубра, и на свидетельства онём, почерпнутые от разных людей. Весь документальный материал воспроизводитсяв книге подчас дословно. Автору чрезвычайно важно через исторический документвыявить феномен личности Тимофеева-Ресовского.
В ходе повествованияГранин постоянно подчёркивает своё беспристрастие в освещении фактов.
Даниил Гранин: «Я не собираюсь описывать его научныедостижения, не моё это дело. Не это, как мне кажется, стоит внимания и размышлений».
Факт важен для писателя как средство развития сюжета.Несмотря на отсутствие стержневого конфликта, организующего сюжет, геройГранина живёт по законам художественного времени, которое организуется цепьюлокальных конфликтов, соответствующих определённой вехе жизни героя.
Автор активно внедряетсяв повествование, выступая на столько как библиограф, сколько «в ролиследователя по особо важным делам человечества». Отсюда публицистичность.Каждый факт биографии Зубра помещён в исторический контекст и сопровождёнавторскими выводами. Судьба героя и страны неразрывны в произведении. Этообусловило глубокий историзм повествования и его страстную публицистичность.
Сложны взаимоотношенияавтора-творца с автором-героем. Писатель непосредственно вмешивается в ходсобытий, размышлений своего героя, прерывая обширные монологи Зубравзволнованным авторским словом. Оно, направленное к читателю, ориентировано навысокую степень доверия к нему и на самостоятельный духовный отклик. Гранинмаксимально использует средства публицистического воздействия на читателя:риторические вопросы и восклицания, сбивчивые интонации, которые усиливаютнакал произведения.
Повесть Гранина открытополемична. Диалог реального автора с невымышленным героем характеризуется болеетесным контактом с читателем, чтобы увлечь его, заразить своим отношением,определить в основных чертах читательское восприятие, его ориентацию вэтической проблематике. Средством выявления позиции говорящего выступаетэмоциональная окраска реплики.
Повествуя о наиболеедраматичных и сложных периодах жизни своего героя, писатель переходит кнепосредственному авторскому слову. Подчас оно смыкается с несобственно-прямойречью, при этом авторская позиция лишается категоричности (глава 31, монологотца). Нередки переходы от монологов главного героя о своём прошлом и рассказовдрузей о нём к собственно авторскому повествованию, где на первое местовыдвигается документализм. На примере финала повести можно увидеть, какнераздельно сливаются голоса героя и автора, в этом – своеобразие несобственно-прямойречи в художественно-документальной прозе Даниила Гранина.
Писатель углубляет своёпонимание концепции личности. Главное для него – не просто столкновение героя собстоятельствами, а постепенное изменение его взгляда на многие вещи в процессевнутренней эволюции, так как, сопротивляясь обстоятельствам, герой изменяетсясам.
Соотношение замыслаавтора и его реализации привело к возникновению пограничной формы, оптимальнойдля воссоздания яркого образа Зубра, сочетающей высокую степень абстракции иосязательность: взаимодействие двух основных планов: документального(воспроизводящего реальные документы, воспоминания) и художественного(авторские размышления, впечатления, осмысление, оценка документов).
В произведении наравноправных началах с образом Зубра существует и образ автора – нашегосовременника, пытающегося понять подлинный смысл человеческой истории ипобудить читателей проникнуться тем историческим сознанием, или историческойсовестью, которое отличало наших предшественников и которое мы утратили.
Даниил Гранин: «Историческая совесть – это чёткоепонимание того, что в истории ничто не пропадает, не теряется, за всёприходится со временем отвечать: за каждый нравственный компромисс, за каждоефальшивое слово».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.