Художественные средства в изображенииобраза. Коробочка — одна из «мертвых душ»
Поэма«Мертвые души» принадлежит к числу тех вечных книг, которые вошли всокровищницу русской мировой литературы. С самого начала поэма была задумана врусском национальном масштабе.
Около17 лет работал Н. В. Гоголь над этим произведением. Он хотел «показатьхотя с одного боку всю Русь», «все, что ни есть и хорошего и дурногов русском человеке». Писатель, по словам Николая ГавриловичаЧернышевского, сказал нам «правду про нас самих». Почти половинапервого тома «Мертвых душ» (5 глав) посвящена характеристике разныхтипов русских помещиков. Н. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, средикоторых только один женский — это Коробочка.
Фольклорныйисточник этого образа — баба Яга. Отдельными чертами Коробочка напоминаетведьму из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Фамилия героиниметафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой,скудоумной, упрямой, суеверной. Коробочка — «одна из тех матушек,небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат головунесколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевыемешочки, размещенные по ящикам комодов». Комод, где лежат, помимо белья,мешочки с деньгами, — аналог Коробочки. «Дубинноголовая» Коробочкапоняла выгоду торговли и соглашается, правда, после долгих уговоров, продатьтакой необычный товар, как мертвые души. Лишь бы только не продешевить!
СимволическиКоробочка раскрылась, предав огласке тайну Чичикова. Таким образом, благодаряКоробочке, волшебная шкатулка с двойным дном выдает свой секрет… Имя и отчествоКоробочки — Настасья Петровна — напоминают сказочную медведицу и указывают на«медвежий угол», где она живет. Подчеркивается замкнутость Коробочки,ее недалекость и упрямство, мелочность, животная ограниченность интересовисключительно собственным хозяйством. Ее соседям («птичье-животному»окружению помещицы) Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. В хозяйстве Коробочки«индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы,упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируютглупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки, с одной стороны,выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой — еескопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах,штопанье, вышивка и стряпня).
Общечеловеческиестрасти нашли свое отражение в образе Коробочки. Она боится продешевить припродаже мертвых душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать,чтобы «как-нибудь не понести убытку», может быть, эти души вхозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» — она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собираетсяподсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти продукты оназнает. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город,чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна втарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа, наряду с комодом,шкатулкой и мешочками, полными денег. Коробочка решает продать мертвые души изстраха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял.
Вобразе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. Напринижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшаяее отрицательной страстью, — торговая деловитость. Каждый человек для нее — этопрежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочкисимволически отображает ее внутренний мир — аккуратный, крепкий; и всюду мухи,которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановив-шемуся, внутреннемертвому миру. Таким образом, создавая своих героев, автор использовал следующиехудожественные средства: «говорящие» фамилии, русский фольклор,символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения. Художественные детали(вид имения, дома, интерьеры, вещи и так далее) говорят о хозяине больше, чемего портрет и поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует николаевскуюэпоху, где придавалось существенное значение соблюдению формы, а о содержаниине заботились, где подавляли живую душу ради впечатления благополучия иблагоденствия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/