Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

РоманМ. Булгакова “Мастер и Маргарита” очень сложен в композиционном плане. В егосюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат иИешуа Га-Ноцри, и современная Булгакову Москва двадцатых-тридцатых годов XXвека. Со сложной композицией связана.и непростая, разветвленная системаперсонажей, большое число двойников, параллелей и антитез.
Всостав романа “Мастер и Маргарита” входят два повествования (о судьбе Мастера ио Понтий Пилате), которые находятся в сложных отношениях противопоставления, нов то же время и объединены общей идеей.
Романо Понтий Пилате занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбеМастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокийфилософский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы “рассыпаны” втексте повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава — “Понтий Пилат” — эторассказ Воланда, который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава — “Казнь” -'представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы —“Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа” и “Погребение” — вводятся вроман как восстановленные Воландом рукописи Мастера, которые читает Маргарита.Следует отметить, что роман о Пилате вводится в повествование при помощиперсонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главыо Понтий Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите.
Главы,повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от глав, описывающихМоскву. Стиль вставного повествования отличается однородностью, скупостьюмерной, чеканной прозы, переходящей, например, в главе “Казнь”, в высокий стильтрагедии: “Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, богразбойников, их покровитель и душа!”
Романо Мастере посвящен современной автору Москве, ее обитателям и их нравам. Этоповествование содержит в себе как гротескные сцены, так и сцены лирико-драматическогои фантасмагорического характера, что обуславливает разнообразие стилейповествования. Он содержит и низкую лексику (“Если ты, сволочь, еще разпозволишь себе впутаться в разговор...”), и поэтическую, особенно в эпизодах,посвященных Мастеру, где язык повествования изобилует повторами и метафорами(“тревожные желтые цветы”).
Следуетотметить, что сцены, в которых Воланд встречается с жителями Москвы, строятсяпо одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание.
Воландсо своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди с техпор, когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа.
Ичто же он видит? С москвичами Воланд встречается на представлении в театре“Варьете”. Он видит, что люди такие же, какие и были: в меру алчные,корыстолюбивые, но и достаточно милосердные. “Люди как люди, квартирный вопростолько испортил их”. Они не чувствуют своей ответственности, поэтому в городераспространены доносы и взяточничество.
ЖителиКршалаима ничем не отличаются от жителей Москвы. Так же, не замечая своейличной ответственности и выбирая смерть Иешуа, который ни в чем не виновен,вместо смерти Вар-Раввана, они тем самым прислуживают тьме.
Множествопосетителей “Варьете” поменяли свою одежду на новую, чем как бы заключилисделку с дьяволом. Они подбирали летевшие банкноты и были наказаны за своюжадность. Наказан был и директор зрелищного сектора за бюрократизм. Булгаковнаглядно показал, что работу директора мог выполнять даже костюм без хозяина.Наказаны и остальные работники зрелищного сектора, вовлеченные в “кружковуюлихорадку”. Наказан за жадность Никанор Иванович (выбиравший между “неположено” и деньгами), отправлен в Ялту Степа Лиходеев. Во всех этих эпизодахВоланд и его свита выступают в роли справедливого возмездия.
Таккак роман “Мастер и Маргарита” состоит из двух относительно автономныхповествований, он содержит в системе персонажей двух главных героев — Мастера иИешуа. Эти герои являются героями-двойниками. Также двойниками являются Иван Бездомныйи Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда изКириафа как предатели.
Вромане “Мастер и Маргарита” присутствует и любовная коллизия. Любовныеотношения Мастера и Маргариты связаны со сменой времен года. Эта история любви(идиллическая по своей сути) разрушается, сталкиваясь с внешним миром, ивосстанавливается с помощью потусторонних сил. Как и все герои в романе, Мастери Маргарита делают свой выбор. Мастер делает свой выбор вполне сознательно: емустал ненавистен плод трудов всей его жизни, роман о Понтий Пилате, слишкоммного горя испытал Мастер из-за этого романа. Маргарита встает на путьсамоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. Она предпочитает Мастерасвоей богатой, беззаботной жизни в доме у любящего, но нелюбимого мужа, потомона вновь приносит себя в жертву во имя любви, отдавшись в руки нечистой силы истав ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере. И за это Маргаритабыла вознаграждена вечной любовью.
Такимобразом, мы видим, что Булгаков нарушает жанровые каноны романа. Он делаетглавным объектом повествования не историю отдельных личностей, а историю целогонарода.
РоманМ. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” построен как “роман в романе”. Вследствиеэтого в нем можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования, двухглавных героев. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чемроман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частейпроизведения. Вся тайна композиционной целостности романа — в связующих нитяхмежду прошлым и настоящим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деонтическая логика
Реферат Демокрит и Платон
Реферат Материальная ответственность работника причинившего вред имуществу работодателя
Реферат Естетичне виховання школярів засобами образотворчого мистецтва
Реферат Авансирование как один из способов расчетов бюджетных организаций за счет средств федерального бюджета
Реферат Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота
Реферат Теоретические концепции и разработка бизнес-плана предприятия организации
Реферат The Role Of The U.S. In The
Реферат 1 Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Реферат Совершенствование учета труда и заработной платы в условиях примене
Реферат Guerilla Warfare Essay Research Paper Guerrilla WarfareThe
Реферат Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой 2
Реферат Leslie Marmon Silko (b. 1948) William T. Vollmann (b. 1959) Вы также можете предложить любого другого американского автора XX века, но обязательно обосновать свой выбор (см п. 3 Требований к содержанию реферат
Реферат Лекции - Фармакология (гиполипидемические средства)
Реферат Телескопы