Художественная концепция петербургского периодарусской истории в стихотворении В.Брюсова «Три кумира»
/>/>Голубков С.А.
Откроембрюсовское стихотворение:
Вэтом мутном городе туманов,
Вэтой, тусклой беспросветной мгле,
Гдестроенья, станом великанов,
Разместилисьтесно по земле, —
Попирая,в гордости победной,
Яростьзмея, сжатого дугой,
Пограниту скачет Всадник Медный,
Сцарственно протянутой рукой;
Адругой, с торжественным обличьем,
Строгоеспокойствие храня,
Упоенныйсилой и величьем,
Правитскоком сдеожанным коня;
Третий,на коне тяжелоступном,
Вземлю втиснувшем упор копыт,
Вполусне, волненью недоступном,
Недвижимо,сжав узду, стоит.
Исступленноскачет Всадник Медный;
Непоспешноедет конь другой;
Исурово, с мощностью наследной,
Третийконник стынет над толпой, —
Трикумира в городе туманов,
Тривладыки в безрассветной мгле,
Гдестроенья, станом великанов,
Разместилисьтесно по земле.
Написанноенезадолго перед первой мировой войной стихотворение Валерия Брюсова “Трикумира” интересно прежде всего общим концептуальным подходом к отечественнойистории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального фактасовременной ему петербургской действительности (наличие в городе известныхпамятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему), поэт придаетданным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируютсобой разные этапы того большого, сложного и противоречивого историческоговремени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле ПетраВеликого Петербург. Брюсов в 1913 году (год написания стихотворения) словнопровидит тот недалекий день, когда столица снова будет перенесена в Москву,петербургский период истории завершится, а потому и подводит его итоги. Конечно,импульсом к созданию стихотворения могла послужить еще и общая атмосфераисторических размышлений, связанная с празднованием 300-летия царствующего ДомаРомановых, ведь любой юбилей — всегда время всеобъемлющих и результирующихоценок.
Какже поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитымимонархами?
Достигаетсяэто с помощью двух развернутых образов: один — образ движения (во всей егосемантической многомерности), другой — психологическая доминанта в том или иномскульптурном портрете. Проследим по тексту стихотворения.
Встрофе, посвященной Петру Первому, движение характеризуется словом “скачет”.Причем в стихотворении это слово повторяется дважды (второй вариант —“иступленно скачет”). Император предстает как борец, победитель. Отсюда и словао “гордости победной”. Есть и враг — змей (”ярость змея”). Вводится поэтому идополнительное действие — “попирая”: Петр “скачет”, “попирая” ненавистногозмея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, онобуреваем жаждой победы, удачи.
ПамятникНиколаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсовасовершенно иное впечатление. Энергия неукротимого прапрадеда утрачена. Ипонятно почему. От предков осталась империя, ее величие, грандиозность,сложившаяся система жизни. Поэтому можно обходиться без монархических“революций сверху”. Можно пожинать плоды созданного до тебя. Брюсов пишет оНиколае — “А другой, с торжественным обличьем”.
Акцентделается исключительно на внешнем. Император как бы смотрится в зеркальце чужихмнений, озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке “строгоеспокойствие храня” можно найти многое. Но вот чего при всем желании не найдешь,так это страсти. “Упоенный силой и величьем”, Николай Павлович, наверное,никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка “Правит скокомсдержанным коня”. В самом деле, интересно переосмысливается слово “правит”.Можно блистательно управлять целым государством, а можно лишь ничтожнейшим“скоком” коня. Потому-то отобран и соответствующий глагол движения — “едет”.Государство, олицетворяемое Николаем Первым, — это мощная империя эпохистабилизации. Оно может жить как бы само по себе, без понукающих и изъязвляющихбока шпор очередного царя- реформатора. Лексический ряд, связанный с образомвторого “кумира”, сам по себе весьма характерологичен:”спокойствие”,“сдержанным”, “непоспешно”.
Встрофе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного ПаолоТрубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московскоговокзала, налицо уже полная остановка движения (”упор копыт”). Как известно, поповоду этого памятника в народе зло шутили:”Стоит комод, на комоде бегемот, набегемоте — обормот”. Всадник “стоит”. В стихотворении находим и другиевыразительные слова- характеристики, соотносимые с данным памятником:”вполусне”, “недвижимо”, “стынет”. Автор выделяет безразличие как психологическуюдоминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У АлександраТретьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова — “смощностью наследной”.
Итак,вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьмапоказательный ряд:”скачет” — “едет” — “стынет”. История замедляется, почтиостанавливается. От новых времен тянет холодом (слово ”стынет” придает всейстрофе и дополнительное значение).
Чтоже будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где-то там —во мраке. Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущихугроз и апокалиптических ожиданий:”Три владыки в безрассветной мгле”. Заметим:не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же —рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию,которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия вомгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения — 1декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи.Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ermine.narod.ru