Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Философские взгляды в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Философские взгляды в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Реалистическийроман, в котором Чернышевский в образной форме выразил свой социальный идеал,был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы иявился новаторским переосмыслением и развитием жанра утопии.
Романсодержит наиболее полное и всестороннее изложение социальных идеаловЧернышевского. Говоря об утопизме “Что делать?”, мы имеем в виду не “мечтательность”идеала и даже не то, что Чернышевский не видел роли пролетариата, а былидеологом крестьянской революции, а художественную форму, в которой авторизлагает и пропагандирует систему взглядов.
Утопическоепроизведение, будучи выражением идеи, дает реальное воплощение этой идеи вобразах, т. е. становится первым ее осуществлением, как бы мысленнымэкспериментом.
Чернышевский— крупнейший экономист, философ и политик России 60-х годов — остался философоми в своем беллетристическом романе. Роман доказывал разумность идеи социализма,ее соответствие потребностям и устремлениям человечества, утверждал ееосуществимость. Но главное — что социализм предстал на страницах романа какисторически уже возникший и неотвратимо нарастающий процесс переустройства общества.
Извсей утопической европейской традиции роман Чернышевского выделяет тот факт,что автор рисует не только картину современного “социализма”, но и путиприближения к будущей социальной гармонии. Путями, которыми, по мнениюЧернышевского, человечество движется к социализму, являются пути социализацииидеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Оба путив романе проторенные. Автор показывает, каким образом активно и деятельно идут“новые люди” обоими путями.
Чернышевскийстоял на позициях социально-исторического объяснения деятельности людей. “Есливсе люди существенно одинаковы, то откуда же возникает разница в их поступках?Для нас теперь ясно, что все зависит от общественных привычек и отобстоятельств”, — писал Чернышевский.
Распространениесоциалистических идей в России он связывает с изменением исторических условий.Чернышевский утверждал, что, когда созреют исторические условия, народ быстроначнет умнеть. И главной предпосылкой он считал изменение социального составаинтеллигенции, т. е. вооружение знаниями людей, кровно связанных с народом.Герои романа “Что делать?” — действительно разночинцы, люди умственного труда,естественные люди.
Всюсвою жизнь Чернышевский был просветителем и считал, что людям надо разъяснятьсвои взгляды. Однако в силу цензурных условий ему приходилось о многом писать“эзоповым языком”, впрочем понятным читателям того времени.
Лопухов— активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный деятель.Студенты называют его “одною из лучших голов в Петербурге”. Сам он считаетработу в заводской конторе очень важной.
“Разговор(со студентами) имел практическую, полезную цель — содействие развитиюумственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях”. Естественно,что такой человек на заводе не мог ограничиться простой просветительскойдеятельностью (обучением грамоте). Чернышевский намекает на революционнуюработу Лопухова среди рабочих: “И мало ли что такое делает Лопухов на заводе,кроме обучения грамоте”.
Чтозначило для тогдашних читателей упоминание о воскресных рабочих школах? Ещесвежа была память о 10 июня 1862 года, когда указом правительства были закрытывоскресные школы. Да и было чего опасаться!
Революционныедемократы 60-х годов проводили усиленную пропаганду революционных идей назаводах. Удобнее всего делать это было в воскресных школах, которые посещаливзрослые люди.
Правительствостремилось направить работу в этих школах в религиозное русло. В нихпредписывалось изучать Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики — иникаких общественных наук. При каждой школе был священник, контролировавшийблагонамеренность. Кстати, таким священником в “лицее всевозможных знаний” ВерыПавловны должен был быть священник Мерцалов, который, однако, готовился читатьзапрещенную русскую и всемирную историю.
Самуюактивную работу в рабочей среде вели прогрессивные студенты Петербургскоймедико-хирургической академии (Хохряков, Бемеволемский). Они читалипрокламации, объясняя рабочим слова “либерал”, “революция”, “деспотизм”, “кризис”.Лопухов “подобрал надежных преподавателей” для этой цели и объяснил им, “какучить грамоте”.
Просветительскаядеятельность “новых людей” предполагала приближение будущего, а в творчествеЧернышевского она определила переход к персонажу — человеку рабочему, к теменаучного социализма.
Пожалуй,самой знаменитой и самой явной философской теорией в романе является теорияразумного эгоизма. Что же такое разумный эгоизм?
Вромане часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека.Наиболее примитивный эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла безденежных расчетов. Гораздо более зловещ эгоизм обеспеченных людей. Заботы обизлишествах, стремление к праздности — вот почва, на которой растет их эгоизм(фантастическая почва). Пример — Жан Соловьев, разыгрывающий любовь к КатеПолозовой из-за ее наследства.
Эгоизм“новых людей” тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. “Каждыйдумает больше всего о себе”, — говорит Вере Павловне Лопухов. Но этопринципиально новый моральный кодекс. Суть его в том, что эгоизм “новых людей”подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личнал выгода человекадолжна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевскийотождествлял с интересом трудового народа. Одинокого счастья нет, счастьеодного человека зависит от благосостояния общества. “Разумные эгоисты” в романесвою выгоду, свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей.Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, чтоона любит Кирсанова, — “сходит со сцены”. Кирсанов помогает Кате Полозовой,Вера организует мастерскую, Рахметов помогает разрешить драматическую ситуацию.Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улучшении ипреобразовании общества.
Итак,“разумный эгоизм” героев романа не имеет ничего общего с себялюбием,своекорыстием, индивидуализмом. Почему же тогда “эгоизм”? Дело в том, чтоЧернышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественноепроисхождение нравственных законов, так как оно использовалось в интересахгосподствующих классов. Он же строил свою систему, опираясь на философскийматериализм, а именно на антропологизм. В центре — не Бог, а человек. Выдвигаяна первый план расчет, права человека, Чернышевский тем самым отказывался отрелигии во имя счастья человека.
Следоватьтеории разумного эгоизма — значит избрать этически безукоризненную линиюповедения, чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушитьсправедливости общества, не ущемить чужих прав. С этой целью героиЧернышевского занимаются самоанализом, объективно оценивая чувства и положения,т. е. разума.
Итак,как мы видим, роман Чернышевского “Что делать?” необходимо рассматривать впервую очередь не как художественное произведение, а как философский трактат.Форма же романа позволяла автору продемонстрировать или даже “осуществить” своиидеи на практике.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные принципы и формы реализации социальной политики, ее влияние на экономику государства
Реферат Социально-экономическое развитие славян
Реферат Австрийская социал-демократия в годы первой республики
Реферат La Tortuga U La Liebre Essay Research
Реферат Нагляд прокурора за виконанням законів органами дізнання і досудово 2
Реферат Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Реферат Математическое моделирование экономических систем.
Реферат Вивчення методу точного відліку переміщення робочого органу на базі індуктосіну
Реферат Живая и мертвая вода - коротко
Реферат Gun Control Essay Research Paper Gun ControlPart
Реферат Виробництво мінеральних добрив в Україні
Реферат Понятие и показатели качества продукции и услуг и необходимость его неуклонного повышения
Реферат Международная экономическая интеграция: сущность, причины, виды, развитие
Реферат Воссоединение Украины
Реферат Серебряный век русской литературы