Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Философские взгляды в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Философские взгляды в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Реалистическийроман, в котором Чернышевский в образной форме выразил свой социальный идеал,был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы иявился новаторским переосмыслением и развитием жанра утопии.
Романсодержит наиболее полное и всестороннее изложение социальных идеаловЧернышевского. Говоря об утопизме “Что делать?”, мы имеем в виду не “мечтательность”идеала и даже не то, что Чернышевский не видел роли пролетариата, а былидеологом крестьянской революции, а художественную форму, в которой авторизлагает и пропагандирует систему взглядов.
Утопическоепроизведение, будучи выражением идеи, дает реальное воплощение этой идеи вобразах, т. е. становится первым ее осуществлением, как бы мысленнымэкспериментом.
Чернышевский— крупнейший экономист, философ и политик России 60-х годов — остался философоми в своем беллетристическом романе. Роман доказывал разумность идеи социализма,ее соответствие потребностям и устремлениям человечества, утверждал ееосуществимость. Но главное — что социализм предстал на страницах романа какисторически уже возникший и неотвратимо нарастающий процесс переустройства общества.
Извсей утопической европейской традиции роман Чернышевского выделяет тот факт,что автор рисует не только картину современного “социализма”, но и путиприближения к будущей социальной гармонии. Путями, которыми, по мнениюЧернышевского, человечество движется к социализму, являются пути социализацииидеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Оба путив романе проторенные. Автор показывает, каким образом активно и деятельно идут“новые люди” обоими путями.
Чернышевскийстоял на позициях социально-исторического объяснения деятельности людей. “Есливсе люди существенно одинаковы, то откуда же возникает разница в их поступках?Для нас теперь ясно, что все зависит от общественных привычек и отобстоятельств”, — писал Чернышевский.
Распространениесоциалистических идей в России он связывает с изменением исторических условий.Чернышевский утверждал, что, когда созреют исторические условия, народ быстроначнет умнеть. И главной предпосылкой он считал изменение социального составаинтеллигенции, т. е. вооружение знаниями людей, кровно связанных с народом.Герои романа “Что делать?” — действительно разночинцы, люди умственного труда,естественные люди.
Всюсвою жизнь Чернышевский был просветителем и считал, что людям надо разъяснятьсвои взгляды. Однако в силу цензурных условий ему приходилось о многом писать“эзоповым языком”, впрочем понятным читателям того времени.
Лопухов— активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный деятель.Студенты называют его “одною из лучших голов в Петербурге”. Сам он считаетработу в заводской конторе очень важной.
“Разговор(со студентами) имел практическую, полезную цель — содействие развитиюумственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях”. Естественно,что такой человек на заводе не мог ограничиться простой просветительскойдеятельностью (обучением грамоте). Чернышевский намекает на революционнуюработу Лопухова среди рабочих: “И мало ли что такое делает Лопухов на заводе,кроме обучения грамоте”.
Чтозначило для тогдашних читателей упоминание о воскресных рабочих школах? Ещесвежа была память о 10 июня 1862 года, когда указом правительства были закрытывоскресные школы. Да и было чего опасаться!
Революционныедемократы 60-х годов проводили усиленную пропаганду революционных идей назаводах. Удобнее всего делать это было в воскресных школах, которые посещаливзрослые люди.
Правительствостремилось направить работу в этих школах в религиозное русло. В нихпредписывалось изучать Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики — иникаких общественных наук. При каждой школе был священник, контролировавшийблагонамеренность. Кстати, таким священником в “лицее всевозможных знаний” ВерыПавловны должен был быть священник Мерцалов, который, однако, готовился читатьзапрещенную русскую и всемирную историю.
Самуюактивную работу в рабочей среде вели прогрессивные студенты Петербургскоймедико-хирургической академии (Хохряков, Бемеволемский). Они читалипрокламации, объясняя рабочим слова “либерал”, “революция”, “деспотизм”, “кризис”.Лопухов “подобрал надежных преподавателей” для этой цели и объяснил им, “какучить грамоте”.
Просветительскаядеятельность “новых людей” предполагала приближение будущего, а в творчествеЧернышевского она определила переход к персонажу — человеку рабочему, к теменаучного социализма.
Пожалуй,самой знаменитой и самой явной философской теорией в романе является теорияразумного эгоизма. Что же такое разумный эгоизм?
Вромане часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека.Наиболее примитивный эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла безденежных расчетов. Гораздо более зловещ эгоизм обеспеченных людей. Заботы обизлишествах, стремление к праздности — вот почва, на которой растет их эгоизм(фантастическая почва). Пример — Жан Соловьев, разыгрывающий любовь к КатеПолозовой из-за ее наследства.
Эгоизм“новых людей” тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. “Каждыйдумает больше всего о себе”, — говорит Вере Павловне Лопухов. Но этопринципиально новый моральный кодекс. Суть его в том, что эгоизм “новых людей”подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личнал выгода человекадолжна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевскийотождествлял с интересом трудового народа. Одинокого счастья нет, счастьеодного человека зависит от благосостояния общества. “Разумные эгоисты” в романесвою выгоду, свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей.Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, чтоона любит Кирсанова, — “сходит со сцены”. Кирсанов помогает Кате Полозовой,Вера организует мастерскую, Рахметов помогает разрешить драматическую ситуацию.Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улучшении ипреобразовании общества.
Итак,“разумный эгоизм” героев романа не имеет ничего общего с себялюбием,своекорыстием, индивидуализмом. Почему же тогда “эгоизм”? Дело в том, чтоЧернышевский, опровергая мораль старого общества, отрицал божественноепроисхождение нравственных законов, так как оно использовалось в интересахгосподствующих классов. Он же строил свою систему, опираясь на философскийматериализм, а именно на антропологизм. В центре — не Бог, а человек. Выдвигаяна первый план расчет, права человека, Чернышевский тем самым отказывался отрелигии во имя счастья человека.
Следоватьтеории разумного эгоизма — значит избрать этически безукоризненную линиюповедения, чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушитьсправедливости общества, не ущемить чужих прав. С этой целью героиЧернышевского занимаются самоанализом, объективно оценивая чувства и положения,т. е. разума.
Итак,как мы видим, роман Чернышевского “Что делать?” необходимо рассматривать впервую очередь не как художественное произведение, а как философский трактат.Форма же романа позволяла автору продемонстрировать или даже “осуществить” своиидеи на практике.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Emily Dickinsons Life Experiences And Their Impact
Реферат X-man среди лягушек
Реферат Взаимосвязь и взаимозависимость плановой экономики и тоталитарного общества
Реферат Indias Religion Essay Research Paper Religion in
Реферат Сущность терроризма в народническом движении 60-х 70-х годов XIX века
Реферат Образ эмигранта в прозе Г. Газданова
Реферат Писарро, Хуан
Реферат Техника безопасности во время школьного похода
Реферат Причины крестьянской войны Пугачева
Реферат Атырау облыстық білім беру департаменті Атырау облыстық кадрлар біліктілігін арттыратын және қайта даярлайтын институт
Реферат Эволюция философских взглядов Л. Н. Толстого
Реферат Гогенцоллерн, Карл Альбрехт
Реферат Построение графика функции различными методами самостоятельная работа учащихся
Реферат Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел
Реферат Історія народу вмирає тільки тоді, коли в душі кожної людини настає забуття. Минули епохи кривавих походів, народних противостоянь, воєнних лихоліть