Три мира на страницах романа «Мастер иМаргарита»
Загранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницысвоих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжетпроизведения дополнительными нюансами.
Б.Брехт
Роман«Мастер и Маргарита» — загадка. Каждый человек, который прочитал его, открываетв нем свой смысл. Текст произведения настолько насыщен проблемами, что основнуюнайти очень сложно, я бы даже сказала, невозможно.
Основнаясложность в том, что в романе переплетается несколько реальностей: с однойстороны – советский быт Москвы 20-30-х годов, с другой – город Ершалаим, и наконец,-реальность всесильного Воланда.
Первыймир – Москва 20-30-х годов.
Сатанапришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр иМаргариту. Он видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: еенаселяют предатели, доносчики, подхалимы, взяточники, валютчики. Булгаковпредставлял их как в виде отдельных персонажей, так и в виде служащих следующихучреждений: МАССОЛИТа, Театра Варьете и Зрелищной комиссии. Каждый человекимеет пороки, которые Воланд разоблачает. Более тяжкий грех взяли на себяработники МАССЛИТа, называющие себя литераторами и учеными. Эти люди многознают и при этом сознательно уводят людей от поиска истины, делают несчастнымгениального Мастера. За это кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ.Московское население ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, нив дьявола. На мой взгляд, Булгаков надеялся, что когда-нибудь люди осознают тотужас, который поглощал Россию в течение многих лет, как осознал Иван Бездомный,что стихи его ужасны. Но при жизни Булгакова этого не произошло.
Второймир – Ершалаим.
СЕршалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же времяобъединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки,рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: ДомПашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов;Лысая гора и Воробьевы горы. Можно обратить внимание еще и на то, что если вЕршалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ееВоландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом непрекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа оченьпохож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим,придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самымреальным.
Третиймир – мистический, фантастический Воланд и его свита.
Мистикав романе играет вполне реалистическую роль и может служить примеромпротиворечий действительности. Возглавляет потусторонний мир Воланд. Онявляется дьяволом, сатаной, «князем тьмы», «духом зла и повелителем теней».Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» обнажает перед нами людские пороки. Тут ичерт Коровьев – спившийся забулдыга. Тут и кот Бегемот, очень похожий начеловека и временами сам обращающийся в человека, очень похожего на кота. Тут ихулиган Азазелло с безобразным клыком. Воланд олицетворяет вечность. Он – товечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. В романеизменен традиционный образ сатаны: это уже не безнравственный, злой, вероломныйбес-разрушитель. Нечистая сила появляется в Москве с ревизией. Ее интересует,изменились ли горожане внутренне. Наблюдая за публикой в Варьете, «профессорчерной магии» склоняется к мысли, что по сути ничего не изменилось. Нечистаясила предстает перед нами как злая человеческая воля, являясь орудиемнаказания, верша козни с подачи людей. Мне Воланд показался справедливым,объективным, и справедливость его проявилась не только в наказании некоторыхгероев. Благодаря ему воссоединяются Мастер и Маргарита.
Всегерои романа тесно связаны между собой, без существования одних было быневозможным существование других, как не может быть света без тьмы. Роман«Мастер и Маргарита» рассказывает об ответственности человека за свои поступки.Действия объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Вражда,недоверие, зависть царят в мире во все времена. Этот роман принадлежит к темпроизведениям, которые обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понятьподтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мог и не обратитьвнимания. Это происходит не только потому, что роман затрагивает многиефилософские проблемы, но и из-за сложной «трехмерной» структуры произведения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/