Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сюжет и композиция "Горя от ума"

Сюжет и композиция «Горя от ума»
Сюжеткомедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могусогласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд можетпоказаться, что основное в сюжете — история любви Чацкого к Софье.
Действительно,эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитиюдействия. Но все же главное в комедии — общественная драма Чацкого. На этоуказывает и заглавие пьесы. История несчастной любви Чацкого к Софье и историяего конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются вединую линию сюжета. Проследим за ее развитием.
Первыесцены, утро в доме Фамусова — экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин,Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается охарактерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжетаначинается с первого появления Чацкого. И до этого Софья отзывалась о Чацкомочень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых,заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение инегодование: «Не человек, змея!» Так Чацкий, сам того не подозревая,восстановил Софью против себя.
Всепроисшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение иразвитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московскимзнакомым вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкогос Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто внедовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, вовтором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьиставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может бытьСкалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них?..
Втретьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно даетпонять Чацкому, что его не любит, и открыто признается в любви к Молчалину, оСкалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все ивыяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше укрепляется в немпосле разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность иничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызываетненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно,пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеноснораспространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легкообъясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но игостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его морали.
Такдействие достигает высшей точки, кульминации. Развязка наступает в четвертомакте. Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьейи Лизой. «Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!» — этоокончательное прозрение. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свойпоследний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушениелюбви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом.Порок не наказан и добродетель не торжествует.
Впрочем,от счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта.Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил:«В „Горе от ума“… вся завязка состоит в противоположностиЧацкого прочим лицам;… тут… нет того, что в драматургии называетсяинтригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано,какова непременно должна быть встреча этих антиподов, — и только. Это оченьпросто, но в сей-то простоте — новость, смелость»… Особенностькомпозиции «Горя от ума» в том, что его отдельные сцены, эпизодысоединены почти произвольно.
Интереснопроследить, как с помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночествоЧацкого. Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его бывший друг ПлатонМихайлович «стал не тот» в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевнаруководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин — шпица: «Мой муж — прелестный муж». Итак, старый друг Чацкогопревратился в обычного московского «мужа — мальчика, мужа — слугу».Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Все же на протяжении всего тоговремени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с ПлатономМихайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в угодужене и всем остальным откажется от него. Дальше Грибоедов в середине своегопламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и видит,что Софья ушла, не дослушав его, и вообще «все в вальсе кружатся свеличайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». И, наконец,особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинаетнавязываться Репетилов, заводя «дельный разговор… про водевиль».Сама возможность слов Репетилова о Чацком: «Мы с ним… у нас… одни и теже вкусы» и снисходительной оценки: «он не глуп» показывает, какдалек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кромевосторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.
Черезвсю комедию проходит тема падения и тема глухоты. Фамусов с удовольствиемвспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешитьгосударыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья;спотыкается, падает при входе и «поспешно оправляется» Репетилов…Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: «Ирастерялся весь, и падал столько раз»… Чацкий тоже падает на колениперед разлюбившей его Софьей.
Также постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы неслышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего неслышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего нерасслышав и все перепутав, назидательно говорит: «Ох! глухота большойпорок». Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий ипозже Репетилов. В «Горе от ума» нет ничего лишнего: ни одногоненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Всеэпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодарявнесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границыдома Фамусова и границы времени.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационно-поисковый тузаурус
Реферат Биография Карла Маркса основоположника научного коммунизма
Реферат Бизнес планирование деятельности предприятия
Реферат Организационно правовые формы предприятий в Республике Беларусь сравнительный анализ преимуществ
Реферат Автономной Республике Крым на 2011-2013 годы далее программа
Реферат Страхование 15
Реферат 151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок Квалификационная характеристика выпускника
Реферат Поварнин С.: О теории и практике спора
Реферат Minor Charactors Essay Research Paper There are
Реферат Оценка финансовой устойчивости организации на примере ЗАО Викур
Реферат Ноготь вросший
Реферат Построение локальной сети на примере "Учебный институт"
Реферат Анализ и диагностика финансового состояния предприятия
Реферат Аудиторська фірма “Фінком-Аудит”
Реферат «Мезенхимные стволовые клетки и терапия инсульта»