СТРАШНОЕ И СМЕШНОЕ В РОМАНЕ «МАСТЕР ИМАРГАРИТА»
Исовсем не в мире мы, а где
Назадворках мира средь теней
Сонноперелистывает лето
Синиестраницы ясных дней.
Н.Гумилев.
Движениесобытий в романе начинается «однажды весной, в час небывало жаркогозаката, в Москве, на Патриарших прудах». В белокаменной столице появляетсясатана и его свита. История четырехсуточных гастролей этой силы, «чтовечно хочет зла и вечно вершает благо» — стержень, вокруг которогостремительно развивается сюжет романа. Главные действующие лица, чьими именамиязвана книга, появляются не сразу, а ближе к середине повествования. С ними уБулгакова связана драматичная и счастливая история великой любви. Несмотря намножество трагичных моментов, роман написан очень живо и смешно. Это позволяетиногда смотреть на него как на прекрасное сатирическое произведение. Однакокнига гораздо шире и глубже своих религиозной, эротической и сатирическойсоставляющих.
Онане только о героях: о Понтий Пилате и Иешуа, Воланде, Азазелло, Бегемоте,Мастере и десятках других действующих лиц. Роман Булгакова о великом и вечномпротивостоянии. Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел оченьнеобычную смешную форму для выражения своих мыслей о бесконечной вражде мира, осмысле счастья, о покое и примирении. Смеясь, человечество прощается со своимпрошлым. История поставила писателя в более сложное положение. Булгаковскийсмех — это форма борьбы с его собственным настоящим. Удивительно, что он неагрессивен, в нем нет злобы, мести за растоптанную, исковерканную судьбу, занищую жизнь, за несправедливость и за жуткие физические страдания. Да, конечно,в романе все летит к чертям в буквальном смысле. Степа Лиходеев отправляется вЯлту самым необычным способом в мире, горит Грибоедов и магазин для не совсемпростых граждан. Глумливый Фагот с котом и примусом вволю потешаются надсотрудниками известного дома на площади, однако все это имеет невероятносумбурный карнавальный оттенок. Это смех от всей души и от всего тела. Этооткрытый смех в голос над всем серьезным и самым страшным из того, что окружалописателя и его семью. Такой смех побеждает всегда. Он карает предательство,непорядочность, нечестность. Не дьявол страшен автору и его любимым героям.Дьявол для Булгакова, пожалуй, такая же реальность, как и богочеловек Иешуа.Они понятны ему и поэтому уже не страшны. Пугает другое: не объяснимая никакойлогикой современная действительность, история, жизнь. Пугают безголосыенасекомоподобные критики, звук шагов за окном, новости свежих газет, завтрашнийдень и будущее вообще. Где найти силы и где взять столько мужества, чтобыподняться с колен, подойти к столу и дописать роман до конца, до последнейточки? Булгаков черпает эти силы у Мастера, Мастер — у Булгакова. Вместе онинаходят единственное действенное оружие против страшной и злобной Дряни,которая их окружает. Смех, словно очень яркий свет, всякий предмет, всякуюгадость, всякую вещь освещает, делает очень контрастной, и тогда становитсяпонятно, что это пугающее нисколько не пугает, что оно ничтожно и — недостойноникакого бытия. «Булгаковский смех освобождает душу и возрождает дляжизни, в яем растворяются страхи мира, уходят, остаются за бортом сознания. Легкопонять, почему почти четверть века роман находился под запретом,- страшно было.Боялись серьезные люди Булгакова, боялись, что полетит все, как в романе, кчертям и они вслед. А еще больше боялись, что прочитают люди роман, посмотрятвокруг скажут: „А король-то голый!“, захохочут в голос. Так и вышло.Смех всегда побеждает.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochok.by.ru/