Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стихотворение Сергея Есенина "Письмо матери"

Стихотворение Сергея Есенина «Письмоматери»
(мысли и чувства автора)
Тутмастерство как будто данное: никаких лишних слов нет, а просто есть те,которые есть, точные, друг друга определяющие.
3.Н. Гиппиус «Земля и камень»
Далеконе каждый человек, читающий стихотворение, думает о том, какова его композицияили размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальныхзнаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмическогорисунка.
Долгоевремя я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детальноразбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь современем, от урока к уроку, постигая неприятное слово «анализ», японял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, вглубине чувств автора. Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается дляменя с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавалсвое произведение.
Такстихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора являетсявершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многиепроизведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, чтостарое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чеммечталось в романтические дни Октября 1917 года:
Ячеловек не новый! Что скрывать?
Осталсяв прошлом я одной ногою,
Стремясьдогнать стальную рать,
Скольжуи падаю другою.
Именнов эти годы С. Есенин пишет знаменитое «Письмо матери», котороевоспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире какпрощание с матерью-родиной: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мненесказанный свет. Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе современем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинскойпростоты, классической ясности художественных средств.
Всебольше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирикепоследних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось кродительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскуютрадицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением кматери, В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, ноесенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательнымипризнаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки годнытакой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются какстихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность:
Тыжива еще, моя старушка?
Живи я. Привет тебе, привет!
Пустьструится над твоей избушкой
Тотвечерний несказанный свет.
Напамять приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическоепроизведение «Няне». Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновнимчувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинилбеспокойства родному человеку:
Подругадней моих суровых,
Голубкадряхлая моя!
Однав глуши лесов сосновых
Давно,давно ты ждешь меня.
Обратимсяк стихотворению С. Есенина «Письмо матери». Разве это не сама музыкачувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается кней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок кразговорному, даже, скорее, к народному («старушка»,«избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»).Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой,доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не разуказывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность,музыкальность.
Неслучайно, что до сих пор С. Есенин поэт, на стихи которого поют песни. Воткакие слова сказал Н. В, Гоголь о музыкальности русского стиха: «Не знаю,в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразиеоттенков звука. У каждого свой стих и свой звон». Этот особенный«звон» и ощущается в поэтическом произведении «Письмоматери». Он придает стихотворению взволнованность.
Лексика,используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», вкоторой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувстваженщины-матери. Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты живаеще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретаетособый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он(вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищаетсястойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Во второй, используявосклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» втом, что у него все нормально, что он «не такой уж горький… пропойца,чтоб… умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфауступительным предложением: Пусть струится над твоей избушкой Тот вечернийнесказанный свет. Это доброе пожелание любимому человеку с использованиемвеликолепных эпитетов («вечерний несказанный свет») и эмоциональноокрашенного слова «струится». Во второй и третьей строфе чувствуютсяпереживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленнойжизни, о «кабацких драках», о запоях. Ее тоска столь велика,предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит надорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизируетжизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра исчастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее неволноваться, не тревожиться: Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхомшушуне. В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет«синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписныхдеревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ниодного стихотворения. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты«вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайноупотреблено и слово «саданул», в нем также чувствуется мысль автораоб отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается вчетвертой строфе восклицанием «ничего, родная… » и утвердительнымпредложением «успокойся». Чувствуете, как меняется тональность стиха?Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искреннейнежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, народине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сынауспокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням: Ничего, родная!Успокойся. Это только тягостная бредь. Очень романтично, возвышенно написаныпятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не кпрошлому): Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтобскорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Характерен и образбелого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта: Я вернусь, когдараскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж па рассвете Небуди, как восемь лет назад. В последних строфах сдержанность уступает местонакалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическоепроизведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраскуданным строчкам («не буди… », «не волнуй… », «несбылось… », «не учи… », «не надо… », «негрусти… », «не ходи… „). Такое усиленное отрицание показываетнеуверенность в душе лирического героя.
Кольцеваякомпозиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей иперекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт всебе душевное состояние лирического героя. В стихотворениях С. Есенина,по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежногосердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многимрусским людям. Ведь в ней “русский дух», в ней «Русьюпахнет». Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческоедобро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.