Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стихотворение Пушкина "... Вновь я посетил..."

Стихотворение Пушкина "… Вновь япосетил..."
Произведениезавершено в Михайловском 26 сентября 1835 года; напечатано Жуковским послесмерти Пушкина. Первая строка стихотворения была дана в такой редакции:«Опять на родине. Я посетил… » Но Михайловское не назовёшьродиной поэта, который впервые там побывал в 1817 году. Как уступку цензуреЖуковский исправил строку третью и конец десятой. Слово изгнанником замененоотшельником, а опальный (домик) – смиренным. 25 сентября 1835 года Пушкин писалжене: "… Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а всёпотому, что не спокоен. В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, чтонет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во времямоего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, какиногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже непляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистымрусским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог яне сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился,да и подурнел".
Принятосчитать, что эти строки легли в основу содержания произведения «Вновь япосетил… » Это так! Но как изменилась тональность восприятия жизни встихотворении в сравнении с оценкой реалий действительности в письме, где поэтс горечью сообщает о «молодой сосновой семье», которая разрослась«около знакомых старых! сосен». Не радуют его уже и танцующие«молодые кавалергарды на балах». Грустит он и о том, что уходят изжизни близкие ему люди, и ушедшие годы старят всех… Вновь я посетил Тотуголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Отточие передпервой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышленийавтора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этойземле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта. Строкатретья имела такие варианты: Два года бурной младости моей Два года юности моейпечальной Два года грустной юности моей Два года бурной юности моей1.
Вприведённых вариантах неверно оценивалось время пребывания поэта в михайловскойссылке. Это были годы напряжённого труда (создание глав романа «ЕвгенийОнегин», драмы «Борис Годунов»), годы творческой зрелости, а не«бурной юности». Уж десять лет ушло с тех пор – и много Переменилосьв жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я – но здесь опятьМинувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор ещё бродил Я в этих рощах. Словоушло – о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился яс лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбечеловека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Этосформулировано в краткой фразе: И сам, покорный общему закону, Переменился я... Ёмкий смысл таит и выражение «объемлет живо». Объемлет –охватывает, переполняет воспоминаниями.
Прошлоес такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью.Кажется, как будто всё вчера происходило: Вот опальный домик, Где жил я сбедной нянею моей. Уже старушки нет – уж за стеною Не слышу я шагов её тяжёлых,Ни кропотливого её дозора. Эпитет опальный (находящийся в немилости властей)перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнутыстроки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогдане услышит «шагов её тяжёлых… » Определение тяжёлых – это остарушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый –внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр. Вслед завоспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которойпо-прежнему влечёт поэта. Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим– и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Меж нивзлатых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые водыПлывёт рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни– там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре….Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках:"… вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны… " Это оюжной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь икрасоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичныстроки: Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко… Здесьи инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака,скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и самдомик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы. Особенно дорогипоэту три сосны «на границе // Владений дедовских». Шумом вершин онинекогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошлиразительные перемены:… около корней их устарелых (Где некогда всё былопусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зелёная семья; кусты теснятся Подсенью их, как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк,и вкруг него По-прежнему всё пусто. Природа одухотворена. Молодая поросль сосенназвана «зелёной семьёй», «кусты теснятся // Под сенью»старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая соснауподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны –«по-прежнему всё пусто». Младая роща – олицетворение вечногообновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он ужене увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их«приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых иприятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо» них.
Сампоэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своимимыслями, да и они в долгу не оставались. Преемственность поколений, вечноедвижение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкинприветствует новые поколения афористичной фразой: Здравствуй, племя Младое,незнакомое! Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностьюи верой в его будущее. «Вновь я посетил… » по своему пафосу,устремлению близко к стихотворению, также написанному в Михайловском в 1825году, –«Вакхическая песня» с её прославлением разума и света. Отметим,что оба стихотворения были созданы в трудные для поэта годы.
Какимже мужеством и жизнелюбием нужно было обладать, чтобы непоколебимо верить вторжество разума. Чувства и мысли стихотворения «Вновь я посетил….» нашли своё подтверждение во многих письмах поэта. Сошлёмся на фрагментодного из них. Вот что писал Пушкин П. А. Плетнёву 22 июля 1831 года:«Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело,другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрёт и Жуковский,умрём и мы. Но жизнь всё ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев, новыесозреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старыехрычи, жёны наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, весёлыеребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам тои любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдёт, были бы мы живы,будем когда-нибудь и веселы».
Оптимистическоемировосприятие – характерная черта духовного облика Пушкина. Отдельные замечанияо композиции стихотворения. Оно делится на три части: приезд в Михайловское,описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в еёпостоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает обушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Всяхудожественная ткань произведения даёт представление о быстротекущем времени,смене и преемственности поколений. В стихотворении речь идёт о пяти поколениях:внуке «владений дедовских» и его внуке. «Вновь я посетил….» лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют словалитературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая,сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых,брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом. "…
.Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стихсмысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль… Эта тенденция характернадля всей поздней лирики Пушкина". В статье «Путешествие из Москвы вПетербург» (1833–1834) поэт отмечал «достоинство» стиховРадищева, написанных белым стихом. «Думаю, – заметил он, – что со временеммы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызываетдругую… Вероятно, будущий наш эпический поэт изберёт его (белый стих. – И.К. ) и сделает народным»3. Для творчества Пушкина характерны постоянныепоиски новых жанров, новых средств выразительности. Писатель-новатор был всегдав пути.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.