Реферат подготовил Голубев Сергей, 11.Скласс
1. Вступление.
Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и«Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственныедраматических произведения этого автора, которые были написаны в различноевремя, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то,что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры,приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесахнемаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит действие.
2. Сходства и различия.
2.1. Оберассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы»остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты кактрагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанрахарактерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни,что присуще обеим пьесам.
2.2. По времени написания«Гроза» – это главное произведение дореформенной драматургииОстровского, «Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивыпостреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах,привело к совершенному несходству художественного мира;«Бесприданница» является драмой буржуазной эпохи – нового времени,когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившегочеловека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и эторешающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе»одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многомпатриархален.
2.3… Родившись вЗамоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследуетразличные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населеныкупцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи,начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждогоперсонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.
2.4. По-моему, вособенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
Две драмы А.Н.посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе.Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинахя и хочу остановиться.
2.4.1. В первуюочередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтичнаодновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина —купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферужестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-подневоли», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой исварливой свекровью.
Но ее романтическиепорывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса,выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героинеборются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужнейженщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе.Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашнейатмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная,она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
О желании летать оназаговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическуювозвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет:«Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мнеиногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Воттак бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестреТихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суроваядействительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать,втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара,выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полнаяпротивоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считаетобязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противнотакое поведение.
Поэтому вбеспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой,невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи –это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости«темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна имятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тяготжизни, безысходности.
2.4.2. Иная ситуацияв драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не простая девушка измещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получиладворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабогоунижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, котораяесть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизньсвои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса неприемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
Для матери Ларисы,оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизнисемьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодныхбраков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения сбогатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаясяв доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Всеэто ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая исомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало«всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героинявынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но ипринимать в них участие.
Лариса становитсяжертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видитв нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзяне верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надеждуна счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, ктоуведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже неуважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскореэто поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочетпродать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдитсясвоих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочетумереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо,избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уходиз жизни.
2.5. Пьесы А.Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы,связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную рольиграют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения:древнегреческие и римские.
2.5.1. Женские именав пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегдачрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка”по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделокПаратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку.Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоениясвоей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно,что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть“незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне оттрагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо,но косвенно) в гибели дочери и снохи.
2.5.2. Паратов – этои парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с“паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническоеповедение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой иКабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот имечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же онавыбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя(Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольныеперсонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница,“варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Кулигин же, помимоизвестных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького,беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Онхвалит Калинов, как кулик — свое болото.
Ларису в“Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий — “царь”,Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой(капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
Ну и наконец, Харита- мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты,которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух другихсестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
3. Выводы
3.1. «Гроза» и«Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителюдоныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями ирадостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину иразнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких,добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы,созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.
3.2. У Катерины и Ларисы разноевоспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить ибыть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идетк этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катериныденьги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком,лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, нехочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не может соединиться с любимым человекоми находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Онаразочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви исчастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода изсложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И пристечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в нейзаурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.
3.3. Характеры главных героинь во многомсхожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви,идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в инойобщественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправлениеобщества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтомусущественно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир«темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери,обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобногорезонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сценагибели героини озвучена пением цыганского хора.
3.4. Раскрытие значения имен и фамилий впьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилиии имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьесклассицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смыслеслова.
Список литературы
И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов. Динамика сюжетовв русской литературе XIXвека.
Добролюбов Н. А. Луч света в темномцарстве.
Собрания рецензий на пьесы А. Н.Островского (Интернет)