Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Специфика русского стихосложения

(Основныеэтапы развития стихосложения в русской поэзии)
Воснове стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип.Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, вопределении принципов его ритмической организации, то есть в установлениипринципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложенияраспределяются на две основные группы: количественное (квантитативное)стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение.
Ритмречи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится ксобственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присущаречи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на болееили менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическаяорганизация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующихи усиливающих ритмичность работы.
Народноестихосложение – один из наименее разработанных участков русского стиховедения.Относительно самых принципов его конструкции на протяжении XIX в. высказывалисьсамые различные, исключающие друг друга предположения и догадки. Один из первыхисследователей русского народного стихосложения – А.Х. Востоков, отмечая в нем«независимое существование двух разных мер, то есть пения и чтения», анализировалв нем только «вторую меру», то есть явления речевого ритма. При этом Востоковприходил к выводу, что в народном стихосложении «считаются не стопы, не слоги, апросодические периоды, то есть ударения».
Одиниз самых характерных видов русского народного стиха – былинный стих – состоитиз трех «просодических периодов», то есть несет три главенствующих фразовыхударения, из которых первое чаще всего падает на третий слог стиха, адальнейшие разделены слоговыми промежутками, колеблющимися от одного до трехслогов. Постоянным признаком былинного стиха является особое строение клаузулы– дактилической с факультативным полуударением на последнем слоге. Такаяклаузула составляет внешнее отличие стиха собственно былин от позднейших т.н.«исторических песен», построенных на женских окончаниях.
Натех же принципах основаны и различные формы народной лирики, которыераспадаются на ряд разновидностей, различающихся по числу фразовых ударений встихе и по типу его окончаний (среди которых мужское неупотребительно). Этокасается главным образом т.н. «протяжных» песен, так как плясовые, благодаряупорядоченности междуударных слоговых промежутков, нередко вплотную подходят кформам «литературного», силлабо-тонического стиха.
Акцентные(речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническоеи тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримостькоторых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутристрок, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которыхзависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.
Ксиллабической группе относятся напр. французская, польская, итальянская, испанскаяи др. системы. (К этой группе относилось русская и украинские системы вXVI–XVIII вв.) К силлабо-тонической группе относятся английская, немецкая, русская,украинская и др. системы (относящиеся в то же время в значительной мере и ктонической группе). Принципиального отличия между этими группами нет; во всехтрех группах речь идет об акцентной основе ритма, дающей те или иные, зачастуюпереходящие друг в друга, вариации. Поэтому вышеприведенное традиционноеделение в значительной мере является условным.
Простейшейформой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримостьстрок (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении вкаждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударныхслогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое числоударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмическогошаблона это не меняет.
Силлабическийстих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке иместо некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальныеударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться наразличные слоги.
Еслив тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположениибезударных слогов; в силлабическом – фиксированное число слогов приотносительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеютместо как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придаетстихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
Ударенияв силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложныеразмеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тоническийстих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которыхударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры,в которых ударения приходятся на четные слоги, – ямбическими. (Приравнениеударного слога к долгому, а безударного – к краткому, разумеется, реальныхоснований не имеет и может быть принято только как терминологическаяусловность.) Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д.слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге –амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге – анапестическими.
Взависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех-и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология(учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мереудобна.
Напрактике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются вфиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и втоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может приниматьурегулированный ямбический, хореический и т.п. характер. Так, во французском ипольском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянскийдесятисложный стих. Т.о. между группами акцентного стиха строгой грани несуществует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различениемежду группам и происходит в большей степени статистически, по частотностиметрических явлений.
ОСНОВНЫЕМОМЕНТЫ В ИСТОРИИ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Доконца XVI в. в России, как и на Украине, господствует народная песенная системастихосложения. Усложнение общественных отношений с конца XVI в., приобщение кзападной культуре, развитие письменности приводят к тому, что в книжной поэзииXVII в. народный стих сменяется речевым. Этот силлабический стих развиваетсяпод влиянием главного польского силлабического стиха, которым пишут. С.Полоцкий, Д. Ростовский, Ф. Прокопович, А. Кантемир, ранний Тредиаковский.Силлабическое стихосложение господствует до 30-х гг. XVIII в. в России, а наУкраине еще позже, до 70-х гг.
30-егг. XVIII в. в русской литературе характеризуются расширением творческогодиапазона, созданием новых литературных образов и жанров, разработкойлитературного языка. Ведутся поиски более индивидуализированной и выразительнойстихотворной системы. Эти поиски ведутся и в пределах силлабического стиха(Кантемир, Тредиаковский), и под влиянием западноевропейского тонического итонико-силлабического стиха (Тредиаковский, Глюк и Чаус, Ломоносов), и в связис дальнейшим изучением народного стихосложения (Тредиаковский).
Поискизавершились и в практике и в теории выступлениями Тредиаковского и Ломоносова(«Новый и краткий способ сложения стихов» Тредиаковского, 1735, и «Ода навзятие Хотина» Ломоносова, 1738). Эти работы заложили основы современногосиллабо-тонического стиха, нашедшего наиболее завершенное и совершенноевыражение в творчестве Пушкина.
Несмотряна доминирующее значение силлабо-тонического стиха уже в XVIII в., в сущностиуже у Ломоносова, с несомненной отчетливостью у Сумарокова, позднее у Востокова,у Пушкина (сказки, «Песни западных славян») намечалось и развитие тоническогостиха. Это было вызвано, с одной стороны, усиливающимся интересом к народномустиху с тонической структурой, с другой стороны – попытками подражания античнымсложным размерам, превращавшимся в русской интерпретации в тоническиепостроения.
Огромныйвклад в развитие русской классической поэзии внесли Жуковский, Лермонтов и, конечноже, Пушкин. С А.С. Пушкина многие ученые связывают образование литературногоязыка, каким он представлен сейчас. Хотя сам писатель экспериментировал сязыком очень интенсивно. Известным является его Онегинская строфа из романа встихах «Евгений Онегин», в основу которой был положен сонет – 14-строчноестихотворение с определенной рифменной схемой.
Снаступлением эпохи серебряного века стихосложение подвергается демократизации.Постоянные эксперименты с поэзией авангардных течений (футуризм, дадаизм, акмеизм)приводят к изменению структуры построения. Стихи, написанные по этой системе, получилиназвание пульсирующие строки (или импульсаризм). Впрочем, стиль импульсаризмапредставлен в современной поэзии более широко, чем у поэтов серебряного века.Стихи характеризуются многочисленным разнообразием использования художественныхприемов: членение строк ритмовым делением (например, расположение строчек«лесенкой», чередование длинных и коротких строк), повторы, перифразы, звукопись,частная лексика и далее. Современное состояние поэзии довольно противоречиво имногогранно, так как в нем соединены многочисленные течения и принципы, накапливавшиесяна протяжении всей истории стихосложения. Практически сведенное до минимумаиспользование архаизмов, диалектов, высокопарных слов привело к тому, что стихистали сложны для чтения, но легки для восприятия. Это привело к тому, что стихистали более направлены по тематике в обход высокого искусства к путипрагматичного постмодернизма.
Список литературы
1.Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М.: Просвещение, 1979.– 64.
2.Востоков А. Опыт о русском стихосложении, изд. 2-е. – СПБ, 1817.
3.Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в еестроении мелодическом и ритмическом. – Харьков, 1888.
4.Корш Ф., О русском народном стихосложении, в кн.: Сборник Отделения русскогоязыка и словесности Акад. наук, т. LXVII, № 8. – СПБ, 1901.
5.Маслов А. Л., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, вкн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографич.отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. XI, М., 1911.
6.Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.:Дрофа, 2002.
7.О современном состоянии литературы. Режим доступа –http://impulsarizm.narod2.ru/
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.