Спецсеминар «Художественный мир М.Булгакова» (из опыта работы)
Н. И. Печенина, доцент кафедры русской литературы
Встатье обобщён и проанализирован опыт работы спецсеминаров на дневном и заочномотделениях факультета русской филологии и культуры Ярославскогогосударственного педагогического университета в 1996-99 годах. Материалы даннойработы адресованы не только преподавателям и студентам вузов, но и учителямлитературы средней школы, которые могут использовать их при подготовке курокам.
ТворчествоМ. Булгакова вызывает живой интерес школьников и студентов. Некоторые изучастников семинара уже приходят с заранее выношенными, любимыми темами. Иочень важно этот интерес углубить и развить, умело направив исследовательскийпоиск студентов.
Внастоящее время семинар по М. Булгакову может опереться на солидную научнуюбазу, т.к. булгаковедение (особенно в последние годы) развивается весьмаинтенсивно и плодотворно. И одна из важнейших задач семинара — научитьстудентов самостоятельно работать с научной и критической литературой,преодолевать заидеологизированность булгаковедения прошлых лет, рассматриватьжизнь и творчество великого Мастера и литературу о нём с современных позиций.Поэтому одно из вступительных занятий посвящено обзору научной и критическойлитературы, где довольно подробно освещается вопрос о том, как писать историювопроса — наиболее трудный для студентов раздел доклада. На этом занятииназываются основные библиографические и те общие работы, которые все студентыдолжны проработать (независимо от того, какую тему они выберут), даётся ихарактеристика основных источников: публикаций произведений и их черновыхредакций, писем, дневников, воспоминаний и т.д. Но несмотря на обилие и разнообразиенаучной литературы о творчестве М. Булгакова, многие вопросы остаютсяисследованными недостаточно или совершенно не исследованными. Это и позволяетлучшим спецсеминарским докладам перерастать в бакалаврские и дипломные работы идаже магистерские диссертации.
Наодном из первых занятий составляется график всей работы семинара, что оченьдисциплинирует студентов, даётся характеристика примерных тем докладов (впроцессе работы они могут изменяться). Очень важно предлагать студентам темыразной степени трудности и самостоятельности: от полуреферативных до чистоисследовательских, самостоятельных, чтобы участники семинара смогли правильно иосознанно выбрать тему, руководствуясь не только своими интересами, но ивозможностями.
Тематикасеминара каждый год изменяется и обновляется, но неизменными остаются четыребольшие блока тем: 1). Личность. М. Булгакова. 2).Драматургия. 3). Сатира. 4).Романы.
Остановимсякратко на характеристике первого блока тем и основных направлениях разработкидокладов по художественным произведениям М. Булгакова.
Вариантыдокладов, раскрывающих личность писателя, весьма разнообразны. Вот некоторые изних: М. Булгаков в воспоминаниях родных; М. Булгаков — Татьяна НиколаевнаЛаппа; М. Булгаков — Любовь Евгеньевна Белозёрская; М. Булгаков — ЕленаСергеевна; М. Булгаков в воспоминаниях писателей и актёров; М. Булгаков ивласть (или: М. Булгаков и Сталин) и т.д. Довольно успешно студенты справляютсяс задачей сбора и систематизацией обширного и разнообразного материала, труднееидёт его анализ. Достоинством ряда докладов этого цикла является привлечение ианализ художественных текстов. Например, Елена Сергеевна как прототип Маргаритыв знаменитом романе, сопоставление истории взаимоотношений писателя с ЕленойСергеевной с тем, как раскрывается тема любви в романе; анализ пьесы«Батум», причин её создания и запрещения постановки на сцене приразработке темы «М. Булгакова и Сталин» и т.д.
Приработе над докладами трёх других циклов, т.е. над художественнымипроизведениями писателя, самая главная задача — совершенствование и обогащениенавыков самостоятельного анализа художественного текста, умение сопоставлять,разные точки зрения и высказывать собственные суждения.
Основноевнимание уделяется вопросам поэтики, т.к. это наиболее трудная часть литературоведческогоанализа для начинающего исследователя.
Приведёмряд примеров. Работа над темой «Сатирическая фантастика М.Булгакова 20-хгодов» предполагает сравнительный анализ повестей «Дьяволиада»,«Роковые яйца» и «Собачье сердце», который позволяетпоказать рост и обогащение сатирического мастерства писателя; всё более тонкими органичным становится соединение художественной условности с изображениемжизни в формах самой жизни. В докладе, специально посвящённом анализу«Собачьего сердца» как вершине сатиры М. Булгакова 20-х годов,исследуется перерастание юмора в сатиру, комического в трагическое. Одна изосновных задач анализа повести — раскрытие средств создания сатиры: приёмысатирического заострения образов (портреты и речевые характеристики Шарикова иШвондера), комический эффект, построенный на контрасте нереальностипроисшедшего с вполне естественным поведением персонажей, сатирическаягипербола и фантастическое предположение как один из видов гротеска (поопределению Ю. Манна), комическая деталь, приёмы эзопова языка, пародии и т.д.Анализ повести закономерно подводит к выявлению главного политическогоподтекста «Собачьего сердца» — параллели между рискованной ибезуспешной операцией по очеловечиванию собаки и революцией 1917 года.
Приизучении своеобразия в романе «Мастер и Маргарита» возможны различныепути: можно рассмотреть образы отдельных сатирических персонажей и средства ихсоздания. Но более проблемным и продуктивным, хотя и более сложнымпредставляется другой путь: раскрыть систему сатирической образности, выделивосновные объекты сатиры (Москва, учреждения и организации, квартиры имагазины), рассмотреть средства сатиры. Например, смысл и назначение пародии:Берлиоз — Авербах, МАССОЛИТ — РАПП, Иван Бездомный — Д. Бедный, А. Безыменскийи т. д.
Вопросо пародии может стать объектом самостоятельного исследования. Это, преждевсего, рассмотрение пародии как жанра. Так, в докладе о жанре «Багровогоострова» рассматриваются такие сатирические жанры, как пасквиль, памфлет ипародия. Отрицая наличие в пьесе пасквиля, студенты прослеживают путь М.Булгакова от памфлета (в фельетоне «Багровый остров») к пародии впьесе с тем же названием и доказывают, что это не только пародия на драматургиюи театр его времени, но и на революционные события 1917 года, что так упорнозамалчивалось исследователями до 1991 г. по вполне понятным политическимпричинам.
Вообщев тематике каждого семинара большое внимание уделяется вопросам жанра икомпозиции. Например, в докладах о жанре «Мастера и Маргариты»рассматривается своеобразие философского романа: постановка в нём вечных,глобальных проблем человеческого бытия (добра и зла, правды и лжи, веры ибезверия, смерти и бессмертия, поисков истины и т.д.). Глубже и точнееисследовать жанровую природу романа помогает термин, введённый М. Бахтиным — мениппея.
Приисследовании композиции «Мастера и Маргариты» раскрываетсявзаимосвязь и взаимопроникновение трёх пространственных и временных пластовчерез решение общих философских, этических и социальных проблем, приём романа вромане, принцип зеркальности, проецирование проблем и образов друг на друга,объединяющая функция образов-символов и образов-лейтмотивов, своеобразиефинала, в котором соединяются различные пласты повествования.
Нарядус этими довольно широкими темами каждый год студентам предлагаются и довольноузкие, чисто исследовательские темы, связанные с изучением поэтики. Так, оченьинтересными докладами, переросшими в дипломные работы, были исследованиялейтмотивов в «Мастере и Маргарите» и цветописи и светописи в том жеромане. В работе о лейтмотивах «Мастера и Маргариты» не толькопо-новому, весьма оригинально и самостоятельно анализируются те образы, накоторые уже обратили внимание литературоведы(жары, грозы, луны), но иисследуется совершенно новый пласт романа — слова и фразы-лейтмотивы.Прослеживая по тексту слово-лейтмотив «Пора!», студентка показываетпроступающую за ним текучесть времени, выход к вечным проблемам бытия.Исследование фразы-лейтмотива «Этого не может быть» позволяет выявитьроль её в раскрытии конфликта веры и безверия, а также проследить еёкомпозиционную роль связи двух пластов романа — реального и ирреального. Другаяфраза-лейтмотив «О боги, боги!», обретая всё новые смыслы, обрастаяассоциациями, даёт ключ к постижению многих тайн великого романа.
Тема«Цветопись и светопись в романе „Мастер и Маргарита“ почти неисследована: если по светописи есть отдельные наблюдения (подчас очень спорныеи субъективные), то по цветописи нет ни одной работы. Поэтому студентамприходится идти по „целине“, самостоятельно и углублённо работать надтекстом романа. А между тем обращение к этому, казалось бы, узкому вопросупомогает выявить не только глубинные, подчас подтекстовые пласты романа, но илучше постичь некоторые секреты мастерства писателя.
Вдокладах на эту тему удачно показывается многозначность цвета в романе, егороль в раскрытии внутреннего мира героев. В одной из таких работ по-новому,вопреки устоявшейся традиции, даётся трактовка солнечного и лунного света вромане. Студентка доказывает, что солнечный свет приносит не радость, а горе,заставляет страдать, а лунный — не свет инфернального мира, а свет, которыйнесёт героям романа утешение и покой. Причём обращение к ранним редакциям идругим произведениям М. Булгакова обогащает анализ, делает более доказательныминаблюдения и выводы.
Основнаязадача доклада, специально посвящённого цветописи в романе „Мастер иМаргарита“, — выявление символики основных цветов, их оттенков исочетаний, их семантической многозначности. В работе прослеживается традиционноеиспользование писателем цветовых определений, опирающееся на фольклорные,мифологические и христианские традиции, на опыт русской литературы XIX-XXвеков. Интересно и тонко, например, исследовано сходство и различие цвета у М.Булгакова по сравнению с его предшественниками (Ф. Достоевский, М. Горький, А. Белый,Л. Андреев, Ф. Сологуб и др.). А с другой стороны автор показываетнетрадиционное, личностное, субъективное, часто ассоциативное восприятие цветавеликим писателем. Количественные подсчёты использования того или иного цвета вромане оборачиваются его качественными характеристиками.
Однаиз задач семинара — научить студентов вести полемику. При освещении ряда темэто становится главной целью доклада. Например, работая над темой»Полемика вокруг образа Воланда в современном булгаковедении",студент должен не только сопоставить многочисленные трактовки этого образа, нои определить своё отношение к ним, высказать свою точку зрения на то новое, чтопоявляется в традиционном образе Сатаны.
Раскрываятему «Смысл финала романа „Мастер и Маргарита“, студентысравнивают многочисленные трактовки вопроса о том, почему главные герои незаслужили свет, а заслужили покой, и высказывают собственные суждения. А докладна тему „М. Булгаков и Художественный театр“, в центре которого — конфликт драматурга с любимым театром, предполагает развёрнутую полемику скнигой А. Смелянского „Михаил Булгаков в Художественном театре“, гдесделана попытка полностью оправдать театр и его руководителей. Теперь, когдасняты запреты, когда появилась возможность широко использовать архивныематериалы и не бояться сказать горькую правду как о трагедии Мастера, так итрагедии прославленного театра, данная тема приобретает особый смысл изначение. Большое достоинство этого доклада — широкое использование ещё неопубликованных материалов из архива МХАТа и Отдела рукописей ГосударственнойРоссийской библиотеки, что позволяет более глубоко и доказательно раскрыть нетолько личные и творческие взаимоотношения М. Булгакова со мхатовцами, но и самхарактер эпохи — губительное влияние на искусство тоталитарной власти, даётвозможность ещё ярче выявить гражданское мужество М. Булгакова, ненавидящегонасилие, не способного пресмыкаться перед сильными мира сего.
Впроцессе работы студенты должны развивать и обогащать навыки сравнительногоанализа произведений. Иногда это становится главной задачей исследования.Такова, например, тема „Библейский сюжет в романах М. Булгакова“Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха».
Главнаязадача доклада — сопоставление функций библейского сюжета в двух романах (науровне философско-нравственной проблематики, композиции, персонажей, языка истиля), а также сравнение каждого из романов с Библией (Новым заветом). Вработе выявляется как сходство, так и различие в использовании и трактовкебиблейского сюжета у двух писателей. Представляется весьма правомернымобъяснение разницы интерпретаций не только личностью самих писателей и ихглавных героев, но и отличием эпох (30-х и 80-х годов XX века).
Особенноинтересны и актуальны темы, посвящённые не просто сравнительному анализупроизведений разных авторов, но и дающие возможность изучить вопрос о«беллетризации» классических произведений в их современных«продолжениях». Эта проблема до сих пор остаётся практическинеразработанной. Литературоведы и критики по-прежнему высокомерно «незамечают» подобного явления в современной художественной прозе, несмотряна то, что оно стало весьма массовым и симптоматичным.
Приведёмодин пример разработки данной проблемы в докладе «Интерпретация мотивов иобразов М. Булгакова в современной беллетристике (»Собачье сердце" М.Булгакова — «Внук доктора Борменталя» А. Житинского)". Никто избулгаковедов не обратил внимания на повесть А. Житинского, хотя она и былаопубликована в журнале «Аврора». А между тем сопоставление этих двухповестей, хотя и написанных на разном уровне художественного мастерства, даётвозможность увидеть современность и бессмертие произведений великого Мастера,его пророческий дар, справедливость его предостережений, влияние«секретов» его мастерства, показать, как творческий диалог с М.Булгаковым обогащает творчество современного писателя (отнюдь не первогоплана).
Несомненнымдостоинством ряда докладов по сатире М. Булгакова является рассмотрение её вконтексте русской сатирической литературы XIX-XX веков. Это, прежде всего,вопрос о традициях Н. Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина, что позволяет выявить теистоки, на которые опирался М. Булгаков уже в 20-е годы. Покажем это наразработке темы «Традиции Н. Гоголя в раннем творчестве М.Булгакова». Удачно в докладе выделяются те мотивы и образы, которыесближают «Записки на манжетах» с такими гоголевскими произведениями,как «Нос» и «Записки сумасшедшего», а ранние сатирическиеповести («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачьесердце») с «Вием» и «Шинелью». Большое внимание вдокладе уделяется тем художественным приёмам, которые сближают булгаковскиепроизведения с сатирой Н. Гоголя: переплетение фантастики с реально-бытовым,гротеск, характер портрета и финалов и т. д. Большое достоинство этого доклада- подробный и самостоятельный анализ ещё не изученного фельетона М. Булгакова«Похождения Чичикова». Интертекстуальный анализ фельетона, выявлениеразличных уровней проявления интертекстуальности в этом произведении позволяетболее глубоко и оригинально исследовать гоголевские традиции.
Втематику семинара каждый год включаются темы, посвящённые творческой историипроизведений М. Булгакова.
Благодаряпубликациям последних лет и прежде всего книгам «Великий канцлер»(1992) и «Неизвестный М. Булгаков» (1993), где напечатаны некоторыеранние редакции романа «Мастер и Маргарита» или отрывки из них, атакже книге «М. А. Булгаков. Пьесы 20-х годов» (1990), содержащейранние редакции ряда пьес, прикоснуться к творческой истории может и начинающийисследователь, не имеющий возможности работать в рукописном отделе Российскойгосударственной библиотеки, куда Е. С. Булгакова в 1966 г. передаласохранившиеся ранние редакции произведений писателя.
Тщательнаяи кропотливая работа над ранними редакциями, их сопоставление с каноническимтекстом развивает филологическую наблюдательность студентов, обогащает анализпроизведения. Так, сопоставление ранних редакций «Мастера иМаргариты» с окончательным текстом позволяет показать, как развивался иобогащался замысел произведения, его система образов, как постепенно главнымигероями становились Мастер и Маргарита, которых не было в первых вариантах, какизменялись их характеры. Например, как от изображения главной героини несколькоциничной, эгоистичной и даже вульгарной писатель переходит к созданию образаблагородной, мужественной и самоотверженной женщины, окружённой в романе особымореолом любви и преклонения.
Весьмаинтересным и перспективным является вопрос об автобиографизме, позволяющийраскрыть некоторые черты творческой индивидуальности писателя. Как правило, этапроблема в докладах студентов рассматривается на произведениях, написанных вразные годы: от ранних рассказов до романа «Мастер и Маргарита», чтопозволяет убедительно показать, как изменяется сам принцип преломленияавтобиографического материала. Например, в докладе об автобиографизме в раннемтворчестве М. Булгакова сопоставление фактов биографии писателя с тем, какоеотражение они нашли в «Записках на манжетах», «Записках юного врача»и примыкающих к ним рассказах, даёт возможность увидеть, как писатель всёдальше отходит от прямого перенесения собственной биографии на страницыпроизведений, что позволяет сделать вывод о двух типах воплощенияавтобиографического начала в ранней прозе М. Булгакова: где герой во многомблизок к самому автору, и опосредованном, «духовном автобиографизме»,который окажется наиболее продуктивным в зрелом творчестве писателя.
Вдокладе «Проблема автобиографизма в романе „Белая гвардия“ оченьтщательно и по крупицам собранный материал о доме и семье писателя, егодетских, гимназических, университетских годах, о Киеве времён гражданской войныдаёт возможность сопоставить реальные факты с тем, какое отражение они нашли вромане, показать близость Алексея Турбина к самому автору, т.е. оценить уровеньи степень автобиографизма в этом произведении. И вместе с тем увидетьневозможность прочтения романа как автобиографии писателя. Сопоставление»Белой гвардии" с «Днями Турбиных» помогает увидетькачественно иной уровень автобиографизма в пьесе по сравнению с романом(например, показать, как переосмысление образа главного героя во многомотдалило его от писателя).
Впроцессе работы семинара очень важно научить студентов чётко выделять концепциювсего доклада и подчинять ей раскрытие темы. Это становится ещё более ценным,когда основная мысль является открытием самого докладчика. Например, в основувсей работы «Интерпретация демонологической темы в романе М. Булгакова»Мастер и Маргарита" (свита Воланда)" был положен тезис о том,что эта свита — тень человечества, что демонические силы в романе изображены вомногом нетрадиционно: не призраками, не виденями, а реальными людьми со своимихарактерами, привычками, манерой поведения. И сделано это для того, чтобычеловек посмотрел на себя со стороны, оценил свои поступки, задумался надглавными ценностями жизни, «очистился» и вышел на правильный путь.Анализ финальной сцены показывает, что свита Воланда лишь временно надеваетчеловеческие маски, а в финале предстаёт в своём настоящем обличье.
Последнеезанятие спецсеминара посвящено итогам его работы, которые подводитпреподаватель. На этом занятии проводится и письменная анкета (анонимная), гдестуденты пишут о том, что им дал семинар, что показалось особенно удачным, атакже высказывают критические замечания, делают предложения по улучшению егоработы, что очень важно преподавателю для дальнейшего совершенствования этойочень интересной формы учебной работы, которая обогащает не только студентов,но и самого руководителя семинара.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru