Сон «есть закон природы, которого незнаем мы и который кричит в нас»
(по роману Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание»)
Сныимеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека. Во снепроисходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в его реальной жизни,но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравому смыслу. Один изтипов сна — это болезненные сны, они отличаются «яркостью и чрезвычайнымсходством с действительностью», именно поэтому сны, увиденные вболезненном состоянии, «производят сильное впечатление на расстроенный иуже возбуждённый организм человека». Сон является как бы продолжением событий,произошедших днём. Ведь жизнь — это мгновение и человеческой душе жаль тратитьтреть своего существования впустую, во время сна душа человека продолжаетчувствовать, сопереживать, обижаться, радоваться. Во сне проявляются истинныежелания человека, которые он, может быть, боится высказать вслух днём.
Напротяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит всвоей комнатке после встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сонотносится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далёком детствеРаскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что«время серенькое,» даже в праздничный день. Да и весь сон нарисованДостоевским в отнюдь не радостных тонах: «чернеется лесок», «дорогавсегда пыльная, и пыль на ней всегда такая чёрная». Контрастирует стёмным, серым тоном лишь зелёный купол церкви, а радостными пятнами являютсялишь красные и синие рубашки пьяных мужиков. Во сне присутствуют двапротивоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти РодионаРаскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей.Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде,ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, ана нём — церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни былчеловек, он всё равно начнёт свою жизнь в церкви и закончит её там же. Самыедобрые воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, ведь«он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию безокладов». Даже могилку своего младшего брата, которого Родион ни разу невидел, он вспоминает с умилением, ему приятно думать об этой церквушке. Церковьне зря находится в трёхстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает,что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь кБогу, который всё простит, начать новую, праведную жизнь.
Сонэтот — очень важная часть романа. В нём мы впервые видим убийство, не толькозадуманное, но и осуществлённое. И после сна в голове у Раскольникова возникаетмысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить поголове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламыватьзамок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором? Господи,неужели?» Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что егоотношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение«он» употребляется одновременно и к маленькому Роде, и кРаскольникову-студенту: «ОН обхватывает отца руками… ОН хочет перевестидыхание… ОН проснулся весь в поту...» Несмотря на прошедшие годы,несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Раскольников давно уже нетак набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, темболее к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, которыйявляется одним из главных образов в романе. Топор предстал здесь орудиемубийства, надёжным, но не совсем эстетичным, хотя в убийстве нет ничегоэстетичного. Образ замученной кобылёнки встретится читателю в тексте ещё раз,ей будет Катерина Ивановна Мармеладова: «Уездили клячу!Надорвалась!». Она, как и эта савраска, будет замучена мужем-пьяницей,Семёном Захарычем Мармеладовым.
Рольэтого сна в действии романа очень велика. Если рассматривать композицию романав целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции:знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяженииромана. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несёт самую большуюсмысловую нагрузку во всём произведении.
Ещёодин сон — это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, неприятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «онаныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «такихнеестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побой и ругательствон ещё никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков уРодиона Раскольникова начали появляться первые и ещё робкие сомнения в своейтеории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебекричит. Это когда ей выходу нет и уж печёнками запекаться начнёт, тут и начнётмерещиться.» Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Всёсущество Раскольникова воспротивилось совершённому им убийству, лишьвоспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родионаубийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когдаИлья Петрович бьёт хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникаютвопросы: «Но за что же, за что же… и как это можно!», «Но,боже, разве всё это возможно!». Даже после убийства двух сестёрРаскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показалмолодому Наполеону, что он такой же гений, как и Илья Петрович, который безособой на то причины бьёт хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука неподнялась запереться на крючок», «страх, как лёд, обложил его душу,замучил его, окоченил его...» В этом сне местом действия являетсялестница. Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла,вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница — этопрепятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верхчеловеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир,оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Если Раскольниковвыдержит это испытание, то он убедится в своей теории и может натворитьнепоправимых вещей, вот почему провидение не допустило этого, и Родион лежал,окоченев от страха, точно тварь дрожащая. Сон этот был нужен Достоевскому,чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: её ужас инесостоятельность.
ДляРодиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью. В одномиз снов он повторяет уже совершённое им убийство старухи-процентщицы. Посравнению с настоящей жизнью пространство не изменилось, «всё тутпо-прежнему: стулья, зеркало, жёлтый диван и картинки в рамках». Но вовремени произошли значительные перемены. Была ночь. «Огромный, круглый,медно-красный месяц глядел прямо в окна», «это от месяца такаятишина». Обстановка напоминала царство мёртвых, а не обычный петербургскийдом. Именно эта деталь напоминала о совершённом убийстве. Уходя из квартирыстарухи, Раскольников оставил после себя два трупа. И вот сейчас он вернулся вэто царство мёртвых. Всё было мертво, но только для Раскольникова, всё умерло вдуше у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людеймир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы,всех этих тварей дрожащих. Он Наполеон, он гений, а гении не могут стоять наодной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над егожалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. Идействительно, он не изменил ровным счётом ничего: старуха по-прежнему жива исмеётся над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеётся над ним, потомучто, убивая её, Раскольников вместе с тем убивает и себя.
Сныв романе Достоевского играют ещё одну немаловажную роль: показывают изменения втеории Раскольникова. В тексте есть два сна, показывающие мир по теории героя.В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им,гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании наземле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначалаэто будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправияи печали. В этом мире всё будет прекрасно: «чудесная-чудесная такаяголубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому сзолотыми блёстками песку, он же всё пьёт воду, прямо из ручья, который тут же,у бока, течёт и журчит». Неспроста оазис находится в Египте. Египетскийпоход, как известно, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников,как человек, претендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен, начинаяименно с Египта. Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он могпожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: онбыл «осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровойязве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна,насколько соблазнительна его теория. Этот сон составляет полнуюпротивоположность первому сну. Первый сон наполнен нежными, красивымиэпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей:«мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки»,«кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начиналиобвинять друг друга, дрались и снова резались». Вот такова истиннаякартина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманнымРаскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этогосна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался отнеё.
Такимобразом, сны составляют очень важную часть романа «Преступление инаказание». Без них образ Родиона Раскольникова был бы неполным, потомучто они показывают душевные переживания героя. Во время сна человеческая душане защищена никакими искусственными масками, она открыта для любого.Безусловно, есть большое количество различных приёмов открыть читателю душугероя, но, по-моему, сон — это не только самый интересный, но и самый точныйспособ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта goldref.ru/