(восприятие, истолкование, оценка)
Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия — живопись, которую слышат.
Леонардода Винчи
Русскийязык – это язык нашего народа, богатый, гибкий, образный и живописный. Егопополняли и совершенствовали своим творчеством настоящие художники слова:Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский. Н.А. Заболоцкий – известныйрусский поэт двадцатого века. Его тоже по праву можно назвать мастером слова. Всвоих произведениях Заболоцкий оттачивает каждую фразу, каждый художественныйобраз. Он считал, что его жизнь принадлежит искусству: «Я отрекся от житейскогоблагополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи – дляискусства. Вне его – я ничто…». Поэт мысли, поэт философских раздумий иклассической завершенности стиха – таким вошел Заболоцкий в нашу литературу.
Какойдолжна быть настоящая поэзия – этой теме посвящено стихотворение «Читая стихи»,написанное в 1948 году. В нем Заболоцкий размышляет о том, насколько человекдолжен владеть искусством слова, чтобы считаться настоящим мастером.
Стихотворениеможно разделить на две части. В первой Заболоцкий иронизирует над творчествомсовременных ему «поэтов»: Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти не похожий настих.
Бормотаньесверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг.
Почтив каждом слове в этой строфе скрыта авторская усмешка. Ему «забавно» читатьстихи людей, возомнивших себя поэтами. Не случайно автор использует слово«стих» с явным разговорным, пренебрежительным оттенком, причем во второй частиЗаболоцкий употребляет слово «поэзия». В этом стихотворении эти слова –антонимы. Стих – бессмысленное словотворчество, а поэзия — настоящее искусство.Авторская ирония слышна в каждом слове первой части: «бормотанье» несопоставимос «совершенством», а «скомканная речь» с «изощренностью». Но разве можнонастоящее искусство считать «бессмыслицей»? Конечно же, нет. И поэтому такубедительно звучат в конце первой части риторические вопросы: Но возможно льмечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское словоПревратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучатьне могла? Автор считает несовершенные стихи лишь пустой «забавой», ненужнымсловотворчеством, «щебетаньем щегла». А настоящее «русское слово» — это поэзияПушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина. Это великий язык великой нации. Ответна эти вопросы звучит во второй части стихотворения.
Втораячасть противопоставлена первой. Пренебрежительное «стих» Заболоцкий заменяетвысоким и емким словом «поэзия». Поэзия, с точки зрения автора, — это искусствослова, и прежде чем объявить себя поэтом, необходимо в совершенстве овладетьэтим искусством. Для этого недостаточно лишь таланта, необходимы и специальныезнания. В последнем четверостишии звучит идея стихотворения: Тот, кто жизньюживет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий,Полный разума русский язык.
Роднойязык для Заболоцкого похож на живое существо, он называет его «животворящим»,«полным разума». Научиться владеть им в совершенстве — такую задачу ставитавтор перед начинающими поэтами. Именно тогда они станут настоящими мастерамислова.
Стихотворениеинтересно и с лексической точки зрения. Разговорная лексика придает оттенокиронии, скрытой смешки. Таких слов особенно много в первой части: «стих»,«бормотанье», «бессмыслица», «скомканной», «щебетанье» и т.д. Высокие слова,употребляясь рядом с разговорными, подчеркивают иронию. А во второй частивысокая лексика придает стихотворению оттенок торжественности, помогает ярчевыразить основную мысль. Здесь мы встретим такие слова: «преграды», «верует»,«животворящий», «полный разума».
Стихотворениенаписано трехсложным размером – четырехстопным анапестом, что придает емуособое, мелодичное звучание. Строфа – четырехстишья, перекрестная рифмовка ичередование безударных (женских) и ударных (мужских) окончаний – признакиклассического стихосложения. Я думаю, что такая форма выбрана не случайно. Цельпоэта: показать начинающим литераторам, как необходимо работать над стихами. Внекоторых строках, для придания большей образности, Заболоцкий используеталлитерацию. Например: «бормотанье сверчка и ребенка» — повторяется звук «р»,«щебетанье щегла» — звук «щ», в последнем четверостишии много шипящих «ж», «щ»и свистящих «з», «с». Фонетическое оформление делает стихи Заболоцкого ещеболее образными.
Мненравятся стих Заболоцкого, потому что они очень мелодичны, и в каждом из них –свой подтекст, глубокий смысл. Я думаю, что идея этого стихотворения оченьактуальная для нашего времени. «Великий и могучий» русский язык засоряютжаргонизмы, просторечия, иностранные слова. Такую речь мы слышим из усттелевизионных журналистов, встречаем на страницах газет и журналов. Но такой«язык» не образец для подражания. И поэтому намного полезнее читать классику,чтобы научиться всему богатству русского языка.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/