Смех — единственное честное лицо в комедииГоголя «Ревизор»
Тридцатыегоды прошлого столетия — время наиболее плодотворного и интенсивноготворческого расцвета Гоголя. Вслед за «Вечерами»,«Миргородом», «Арабесками» он обращается к драматургии исоздает одно из самых замечательных произведений мировой литературы — бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическаяРоссия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании,взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он«решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости,какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется отчеловека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Своеобразнои пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще непоявляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроютсянеблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников,определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. «Скакой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязкапьесы!» — писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко.Завязка «Ревизора» дана уже в первой фразе: «Я пригласил вас,господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едетревизор». И уже эта фраза дает основной толчок всему действие — возникновениюстраха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильнымсюжетом в «Ревизоре» все время стоит неприглядная и суроваядействительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резкосказавшаяся в финале, в «немой сцене». Комический эффект основан на«недоразумении». Каждый из персонажей под влиянием страха превратноистолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду,а правда — за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут игородничий, и Земляника, стараясь представить себя и «Вверенное» ихнаблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий«рок», возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, иони притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестаковараскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женойгородничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает,как и появился. «Характер Хлестакова, — скажет Белинский, „… развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своеймикроскопической мелкости и гигантской пошлости“. За осуждением ибезжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновныхплутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принялеще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумномустройстве общества.
Гогольне вывел в своей комедии „положительного героя“. Он писал в»Театральном разъезде": «Да. если бы хоть одно честное лицо былопомещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одногоперешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которыетак испугали их теперь». Положительное начало в «Ревизоре» — смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и естьто «честное лицо», которое определяет смысл комедии.
«Смех»в «Ревизоре» проникнут верой в “светлую природу человека", вдуховные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия,эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы.«Немая сцена», завершая комическое действие трагическим финалом,утверждает торжество «правосудия», торжество высшего нравственногоначала.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/