Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Символика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Символика в романе Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание»
… Символтолько тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своемзначении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.
Д.Мережковский
Особенностьсимвола состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых ониспользуется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того жеавтора в одном произведении символ может иметь неограниченное количествозначений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значенияв соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примеромпроизведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.
Ужепервое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”,черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или“провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всеместь черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назадневозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они“сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге многонароду, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших… Редко гденайдется столько мрачных, резких и стран-ных влияний на душу человека, как вПетербурге”. Именно Петербург — фантастический город А. С. Пушкина и Н. В.Гоголя — с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину,ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова.Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, чтогерою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников —раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика,“Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников”употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”.Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказываетсяопутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен.Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; дляА. А. Блока — страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!”Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”,только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется“в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада —наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов адаможно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чащевсего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологиисимволизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А.Ахматовой “восхождение” — счастье, а “нисхождение” — беда. Герои “мечутся” поэтой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере илиидее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды ивыслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, онсчитал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглаяшляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-подземли”, но, выбравшись, Свидри-гайлов (как и все герои) попадает на улицу.
Ниу одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут икоторые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им“некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где людиходят “толпами” (библейский мотив).
Евангельскиемотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцатьсребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову навыпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные послеубийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыредня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре — крест, страдание; три —Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии ифольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”,“узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.
Живущиев таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них“дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину,веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеетсядьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делаетеще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранениекоторой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишьподчеркивают эту чистоту.
НоКатерина — “чистая” — умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать иверовать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М.Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистинебезграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бысимволом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения егодуши. Несмотря на то что “хрустальный дворец” — трактир, а не мечта ВерыПавловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо терновоговенца шляпа, а за полой рубища — топор, но в сердце его идея и святая вера внее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди… должныощущать на свете великую грусть”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы и практика расчета ущерба окружающей среде при обнаружении нарушений природоохранного законодательства
Реферат Татарстан в период перестройки
Реферат 1 Место механизма реализации права в системе правового регулирования 16 глава 2
Реферат Аттестационное задание для студентов 3-го курса по специальности №021100 - Юриспруденция по блоку Гражданско-правовых дисциплин (Гражданское право)
Реферат The Greatest Day Essay Research Paper Buzz
Реферат База даних студії веб-дизайну
Реферат Аутоагрессивное поведение у больных пожилого возраста с органическим депрессивным расстройством
Реферат Пресноводный родственник артемии
Реферат Друга світова війна на Украіні
Реферат Поняття податок види податків та їхня характеристика
Реферат The Price Of The War Essay Research
Реферат Дистанционное образование
Реферат Основы маркетинга Характеристики рынка
Реферат Спорт и окружающая среда-перспективы развития
Реферат Крестьянская реформа начала 20 века