Символика в романе Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание»
… Символтолько тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своемзначении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.
Д.Мережковский
Особенностьсимвола состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых ониспользуется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того жеавтора в одном произведении символ может иметь неограниченное количествозначений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значенияв соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примеромпроизведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.
Ужепервое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”,черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или“провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всеместь черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назадневозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они“сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге многонароду, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших… Редко гденайдется столько мрачных, резких и стран-ных влияний на душу человека, как вПетербурге”. Именно Петербург — фантастический город А. С. Пушкина и Н. В.Гоголя — с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину,ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова.Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, чтогерою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников —раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика,“Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников”употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”.Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказываетсяопутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен.Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; дляА. А. Блока — страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!”Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”,только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется“в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада —наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов адаможно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чащевсего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологиисимволизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А.Ахматовой “восхождение” — счастье, а “нисхождение” — беда. Герои “мечутся” поэтой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере илиидее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды ивыслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, онсчитал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглаяшляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-подземли”, но, выбравшись, Свидри-гайлов (как и все герои) попадает на улицу.
Ниу одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут икоторые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им“некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где людиходят “толпами” (библейский мотив).
Евангельскиемотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцатьсребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову навыпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные послеубийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыредня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре — крест, страдание; три —Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии ифольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”,“узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.
Живущиев таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них“дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину,веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеетсядьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делаетеще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранениекоторой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишьподчеркивают эту чистоту.
НоКатерина — “чистая” — умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать иверовать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М.Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистинебезграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бысимволом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения егодуши. Несмотря на то что “хрустальный дворец” — трактир, а не мечта ВерыПавловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо терновоговенца шляпа, а за полой рубища — топор, но в сердце его идея и святая вера внее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди… должныощущать на свете великую грусть”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/