Сила характера Катерины в драме А. Н.Островского «Гроза»
ВКатерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности,протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написанав 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когдаличность вставала на борьбу за свое раскрепощение.
«Гроза»,по мнению Н. А. Добролюбова, «самое решительное произведениеОстровского», так как в ней показан сложный, трагический процессраскрепощения оживающей души. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяютсяпадениями, здесь показана и живучесть морали «темного царства», и еешаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценойсобственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темногоцарства» борется Катерина — главная героиня пьесы А. Н. Островского.
Светлыми тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц,вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины — это вера в волшебныесказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает преждевсего красота преданий, церковная музыка, иконопись, «ее воображениеработает неутомимо и уносит ее в новый мир, „тихий и светлый“. Смелыйи решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказываетВарваре: „Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели менячем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодкуда и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!“
Светлоедетство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в домесвекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, котораясвоих родных „поедом ест“, „точит, как ржа железо“,стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает вборьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не можетприспосабливаться к жизни „темного царства“. „Не хочу здесьжить, так не стану, хоть ты меня режь!“ — решительно говорит она Варваре.Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь — это тоже протест противморальных устоев „темного царства“.
Силаее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями ирелигиозными понятиями: „Пусть все знают, пусть все видят, что яделаю!“ Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась сБорисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниямиполусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу. „Что, сынок? Кудаволя-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!“ — созлобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх надКатериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а неКабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Борисавзять ее с собой. Но Борис „не по своей воле“ уезжает, он полностьюзависит от своего дядюшки, купца Дикого.
Последняянадежда погасла в душе Катерины. „Опять жить? Нет, нет, не надо…нехорошо!“ — думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых —это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с „жалкимпрозябанием“. Н. А. Добролюбов пишет: »… она рвется к новой жизни,хотя бы пришлось умереть в этом порыве". Вот он, протест Катерины, протестпротив зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный доконца!» В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статьяД. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статьюДобролюбова «Луч света в „темном царстве“ и удивляется, чтокритики не смогли „сделать Добролюбову ни одного возражения“. Писаревговорит о Катерине: „Что это за любовь, возникающая от обмена несколькихвзглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкиминеприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всехрусских семейств?“ Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждомпоступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствиеэтого „луч света в “темном царстве».
Писаревне может согласиться с этим, так как «воспитание и жизнь не могли датьКатерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее,ум — все». Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Чтозаставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого — о слабостиэтого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во времяреволюционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительныегерои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иногопротеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характераличности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когданужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступкеКатерины: "… Совершив много глупостей, бросается в воду и делает такимобразом последнюю и величайшую нелепость". Как я отношусь к Катерине?Считаю ли ее «лучом света в темном царстве»? Да, я люблю Катерину,люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность иправдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в темномцарстве», так как она протестует против кабановских понятий онравственности, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалкимпрозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». В этом и состоит,по-моему, сила характера Катерины.