МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 г. ЯКУТСКА
РЕФЕРАТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А.ШОЛОХОВА»
(Экзаменационная работа)
Выполнил:
ученик 11 «А»
Рожин Пётр.
Проверил:
учитель русского языка
и литературы
Васильева М. И. Якутск — 2004ПЛАН
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХМ. А. ШОЛОХОВА.
1. ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ ВРОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН».
2. ПРИРОДА В РАССКАЗАХ.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
I. ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является реферативный обзорсвоеобразия пейзажа в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова ирассказах середины двадцатых годов.
Пейзаж – это вид, изображение какой-либо местности,картина природы. В литературном произведении пейзаж – это описание, где основной предмет изображения – природа (2,38).
Реферат – это краткоеизложение документа или произведения или их частей, включающее основныефактические сведения и выводы, необходимые для ознакомления с ними (2,711;1,55). Поэтому в работе излагается содержание прочитанных произведений в руслезаданной темы.
По утверждениюспециалистов, рефераты любого вида «не должны отражать субъективные взглядыреферента на излагаемый вопрос, в реферате не даётся и оценка реферируемогодокумента» (1, 57).
Разумеется, рамкиреферата не позволяют раскрыть всё многообразие использования пейзажныхописаний в произведениях писателя, но выбранные эпизоды позволили создатьцелостную картину пейзажа у Шолохова.
Реферат состоит извведения, где излагается цель работы и её структура, даются определенияосновных понятий, необходимых для раскрытия темы. В основной части сообщается(реферируется) содержание романа «Тихий Дон» и произведения малых форм вконтексте рассматриваемой темы. Завершает работу заключительная часть, гдекратко делаются выводы по всему реферату.
В данной работеиспользованы издания романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», рассказов, статьи И.И. Хаврук, В. А. Чалмаева, А. К. Демидовой, словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньева.
II. СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХМ. А. ШОЛОХОВА
1.ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»
Роман начинается с описания Мелеховского двора насамом краю хутора (7, 29).
Автор в одном маленькомабзаце как бы вложил события, которые произойдут с Мелеховыми. Тут и «крутойспуск», означающий переломные события в истории народа, и «россыпь ракушек»,символизирующий народ, и «намелованные волнами гальки», обозначающие тяжёлыеиспытания, и «вороненые ряби стремени Дона», символизирующие события, которыепроизойдут в жизни казачества. Писатель использовал иносказание: так, востоколицетворяет появление новой силы, которая надвигается на Дон с «конскимикопытами», а «живущой придорожник» (живучий подорожник) означает казачество.
Пейзаж в романе несуществует отдельно от событий, описанных в нём, а тесно связан с ними.
Приведемотрывок из главы ХIХ третьей книги: «Казакует породимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло.Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прилизанная ветрами, белая голаяравнина. Будто мертвая степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как этастепь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкойчернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловойстонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будетзвучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
Но подснегом всё же живёт степь. Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебрянаяот снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, — там,вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимоежито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмётся кхрушкому чернозёму, кормится его живительной чёрной кровью и ждет весны,солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйнозазеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будут биться в нём перепела,будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце,и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозёрный колос,мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косойхозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зёрна» (8, 116).
«Небо нахмарилось. Молния наискось распахало взбугреннуючерноземно-черную тучу, долго копилась тишина, и где-то далеко предупреждающегромыхал гром. Ядрёный дождевой сев начал приминать травы… Гром обрушился сужасающей силой, молния стремительно шла к земле. После нового удара из недртучи потоками прорвался дождь, степь невнятно зароптало…» (8, 31).
В обоих отрывках подразумевается время, которое принесёт много перемен,отражающихся на судьбах людей. Этими описаниями предваряются трагическиесобытия с приходом красных.
Картины природы означают и символические образы, и описание состояниягероев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях.Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заретретьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагойкусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы,буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальныхтополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.
Иным,чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящимиглазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья.Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа идорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – всё казалось ейневиданно красивым, всё цвело густыми и нежными красками, будто осиянноесолнцем.
Проглянувшийсквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелойсоломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоковздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донесшаясяоткуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она –услышанная на чужбине песенка – заставила учащённо забиться Аксинью сердце ивыжала из глаз две скупые слезинки…
Бездумно наслаждаясьвернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всемуприкоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сыростисмородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистымналётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи,бездорожью, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманнойдалью, озимое поле…» (8, 571).
Пейзажныезарисовки говорят о большой любви художника к природе донского края: «Степьродимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухомконском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько – соленый запах, жуетшелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимаястепь под низким донским небом! Вилюжены балок суходолов, красноглинистых яров,ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, вмудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по- сыновьицелую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политаястепь!» (8, 49).
Пейзаж одушевлён,например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая вода стояла какзавороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась серебром» ипомогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение кпроисходящим событиям.
В романе «Тихий Дон» впереломные моменты в судьбах героев Шолохов сопоставляет их внутреннюю жизнь сприродными процессами (3, 27 — 31).
Например, остановимся на главных женских образах.
Жизнь Аксиньи и еёвнутреннее состояние после разрыва с Григорием автор сравнивает с вытоптаннымтабуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Всходит остролистая зелёнаяпшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и невидно; сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроетколос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь –глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись, забрёл в хлеба табун скота:ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись, — круговиныпримятого хлеба… дико и горько глядеть».
«В золотом цветенье» чувств Аксиньи наступил,«испепелил, испоганил» сапогом Гришка (7, 100). Но автор показывает, что жизньпродолжается: «Встаёт же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнцаподнимается втолоченный в землю стебель; сначала гнётся, как человек,надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так жесветит ему день, и так же качает ветер…».
Особое место в романе занимает душевное состояние Натальи, которое сравнивается с грозой в природе.
В природе неспокойно: «По синему небу плыли и таялиизорванные ветром белые облака. Солнечные лучи калили раскалённую землю. Свостока находил дождь». Плохо на душе у Натальи: узнав, что Григорий сновапотянулся к Аксинье, она делается замкнутой и мрачной. Гроза подступает ближе:«…стремительно ложилась серая тень», «солнце наискось пронзило ослепительнобелую кайму уплывающей на запад тучи», «по голубым отрогам Обдонских гор ещёцарила и пятнала землю провожающая тучку тень».
Наталья уже не в силах справиться со своимичувствами: «Неожиданно вскочила, оттолкнула Ильиничну, протягивающую ей чашку сводой, и, повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слёзладони, скороговоркой, захлёбываясь прокричала:
— Господи! Всю душечку мою он вымотал! Нету большесил так жить! Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтоббольше не жил он, не мучил меня!»
Природа откликается на её проклятия, бушует стихия:«Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизываякруглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния.Ветер клонил на запад рокочущие травы, нёс со шляха горькую пыль, почти досамой земли пригибал отягощённые семечками шляпки подсолнухов. Над степью ссухим треском ударил гром». Теперь охвачена страхом и Ильинична:
- Становись на колени! Слышь, Наташка!?»
Автор сопоставляетприродные процессы с чувствами героинь. Природа живёт по своим законам, люди –по своим. В какой-то момент эти миры, сближаясь, пересекаются, и тогдавозникает символ, в основе которого поэтический параллелизм (3, 27 — 28).
Наряду с сопоставлениямиприродных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи автор используетсравнения из мира природы (3, 28).
Писатель сравниваетчувства Натальи к Григорию с «недоступным звёздным займищем». Он пишет, что«оттуда с чёрно-голубой высшей пустоши серебряными колокольцами кликали засобой припозднившиеся в полёте журавли. Тоскливо-мертвенно пахла отжившаятрава».
Метафора «серебрянымиколокольцами кликали за собой», эпитеты «тоскливо» «мертвенно» и определение«отжившая» наиболее точно передают душевное состояние героини.
Шолохов используетпейзажное описание при раскрытии им характеров Аксиньи и Натальи.
Ощущения Натальи иАксиньи после тифа вначале почти одинаковые: Наталье «мила… устоявшаяся послеорудийного гула тишина», « с жадностью вслушивалась в бесхитростную песнюжаворонков», «вдыхала напитанный полынной горечью» ветер, «пьянящий запахраскалённого чернозёма»; Аксинья, перед которой мир предстал «чудесным иобольстительным», опьянена «бражной сладостью свежего весеннего воздуха»,«прелой соломы», «песня жаворонка разбудила в ней неосознанную грусть».
Шолоховская весна –любовь.
Аксинья всей силой своейчуткой души воспринимает и впитывает красоту и живительные силы природы,сливающиеся в ней с силами её любви, нежности и ласки к Григорию. Воспринимаетзрением («на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие шмели»), слухом(«щекотали в камыше дикие утки», «хрипотливо кликал подружку селезень»,«далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые годы кукушка»),зрением и слухом («настойчиво спрашивал летевший над озером чибис: «Чьи вы? Чьивы?»; «жужжали бархатисто-пыльные шмели»), ощущает её физически («босые ногиприятно холодила влажная зелень, оголённые полные икры и шею ищущими губамицеловал суховей» – предельно точна и выразительна эта метафора: неживое(суховей) персонифицируется и воспринимается как живое, человеческое).Воспринимает запахи («из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душокгниющей прошлогодней листвы») (3, 28).
Не удержаться отцитирования слов автора: «Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожноперебирала стебельки безмятежных голубеньких, скромных цветов, потомперегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный исладкий аромат ландыша. Пошарив руками, она нашла его. Он рос тут же, поднепроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зелёные листья всё ещё ревнивоберегли от солнца низкорослый горбатенький стебелёк, увенчанный снежно-белымипониклыми чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и жёлтой ржавчинойлистья, да самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечкисморщились и почернели, лишь верхушка в искрящихся слезинках росы вдругвспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной» (8, 350).
Так, образ ландыша,олицетворяющий гармонию и красоту жизни, и одновременно начало её увядания,ассоциируясь с жизнью Аксиньи, с её мыслями и чувствами, приобретает значениесимвола.
Приведём здесь несколькоотрывков, отражающих шолоховское описание пейзажа в романе.
«Шуршали на кукурузныхбудыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор.Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелескомморозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем,тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги вбестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую отдождей, обсеменённую, тучную землю (8, 490).
Изжелта-белые, грудастые,как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачнойсиневе, прямо над сияющим куполом собора, недвижно висел седой курчавый ирозово серебрился где-то над станицей Кривянской.
Неяркое вставало солнце,но окна атаманского дворца, отражая его, жгуче светились. На домах блестелипокаты железных крыш, сырость вчерашнего дождя хранил на себе бронзовый Ермак,протянувший на север сибирскую корону (8, 505).
В полуверсте от хутора, слевой стороны Дона, есть прорва, в неё вёснами на сбыве устремляется полаявода. Около прорвы из супесного берега бьют ключи – лёд там не смерзается всюзиму, теплится зелёным широким полудужьем полынья, и дорога по Дону опасливообегает её, делает крутой скачок в сторону. Весною, когда через прорву могучимпотоком уходит обратно в Дон сбывающая вода, в этом месте крутит коловерть,ревёт вода, сплетая разнобоистые струи, вымывая дно; и всё лето намногосаженной глубине держатся сазаны, прибиваясь к близкому от прорвы дряму,наваленному с берега (8, 568).
Хмель у него – словноклином вышибло. Он подбежал к полынье. Остро блестел свежеотломленный лёд.Ветер и стремя гоняли по широкому чёрному кругу полыньи куски льда, волнытрясли зелёными вихрами, шелестели. В дальнем хуторе желтили темноту огни.Исступлённо горели и дрожали на плюшевом небе зернистые, как свежеперевеянные,звёзды. Ветерок пушил позёмкой, она сипела, мучнистой пылью летела в чёрноехайло полыньи. А полынья чуть дымилась паром и так же радушно и жутко чернела.
Полая вода только чтоначала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистаяземля, каймой лежал наплав: оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки,куга, прошлогодние листья прибитый волною дрям. Вербы, затопленного обдонскоголеса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали серёжки. На тополяхвот-вот готовы были развернуться почки, у самых дворов хутора клонились к водепобеги окружённого разливом краснотала. Жёлтые пушистые, как неоперённые утята,почки его ныряли в волнах, раскачиваемые ветром.
На зорях к огородамподплывали в поисках корма дикие гуси, казарки, стаи уток. В тубе зорямикагакали медноголосые гагары. Да и в полдень видно было, как по взлохмаченномуветром простору Дона пестает и нянчит волна белопузых чирков (8, 600).
На западе густели тучи.Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе Обдонья вилась молния, крылом недобитойптицы трепыхалась оранжевая зарница. В той стороне блёкло светилось зарево,принакрытое чёрной полою тучи. Степь, как чаша, до краёв налитая тишиной, таилав складках балок грустные отсветы дня. Чем-то напоминал этот вечер осеннююпору. Даже травы, ещё не давшие цвета, излучали непередаваемый запах тлена» (8,634).
В приведённых выше отрывках несложно проследитьлюбимые Шолоховым донские просторы.
Пейзаж в «Тихом Доне» выполняет разные функции:раскрывает характеры и внутренние состояния героев, поэтизирует события.
2.ПРИРОДА В РАССКАЗАХ
В прочитанных мною рассказах Шолохова, пейзажзанимает мало места. Но и в кратких описаниях природы, вырисовывается довольноёмкий смысл, пронизывающий данные произведения. У них есть общее: пейзаж связанс настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя.
«Судьба человека» начинается с пейзажных картинвесны (6, 5-8), которая у Шолохова всегда означает даже «в эту недобрую порубездорожья» «напористость, тёплые ветра и первый после зимы, по-настоящему,тёплый день». Дружная весна в рассказе означает непоколебимость человека передтяжёлой судьбой. Писатель утверждает через описание природы, что и в судьбеэтих двух людей наступает весна (6, 47).
Писатель видит одну и туже степь в разных рассказах по-разному, словно олицетворяя в образе степиказака. Жизнь казаков разная.
Например, в «Алёшкиномсердце» (1925) пейзаж «пахнет земляной сыростью, крапивным цветом и дурманнымзапахом собачьей бесилы», подтверждая тяжелую судьбу Алёшки (5, 236 — 350).
В «Кривой стёжке» (1925),несмотря на осеннюю пору, зарождение чувств Васьки к Нюрке описан краскамибольше похожими на весенние. Пейзаж полон весны и молодости, как пишет самавтор «зелен и упруг». Затем постепенно картины природы начинают восприниматьсябезрадостно: «Туман, низко пригибаясь, вился над скошенной травой, лапалпухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал паром копны. За тремятополями, куда зашло на ночь солнце, небо увело шиповником и крутые вздыбленныеоблака казались увядшими лепестками» (5, 349). Несколько строк такой картиныпредвещает в себя трагический конец Нюрки.
В рассказе «Пастух»(1925) степь «выжженная солнцем, обугленная, травы желтизной покоробились; ахлебный колос… квёло поблёк, завял, к земле нагнулся, сгорбатившисьпо-стариковски» (5, 211). Судьба Гриши повторяет это описание. Гришу убили. АДуняткина дорога будет иной: «Широка степь и никем не измерена. Много по нейдорог и проследков» (5, 221). Одна из них, возможно, Дуняткина.
Другой пейзаж с «обневестившимися садами»,зацветшими «цветом молочно-розовым, пьяным» и с «днями погожими», с «радостьюсолнечной» в рассказе «Двухмужняя» (1925). Описание июльского ливня похоже насудьбу Анны, которая словно «оторванная вихрем ставня» (5, 363) будет маятьсямежду нелюбимым мужем и Арсением.
Пейзаж в рассказах Шолохова иносказательно вводитчитателя в сюжет повествования.
Особенностью своеобразия пейзажа в произведениях Шолохова является самоповтор, которого он совершенно не страшился (4, 14):пейзажи у него часто «казакуют», «вороненая рябь стремени Дона» «кочует» изодного произведение в другое, восточный ветер во многих произведениях приноситкрутые перемены в судьбах казаков, а степной пейзаж – это всегда главный образв описании природы.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В реферате рассмотренопейзажное своеобразие в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» и рассказах «Судьбачеловека», «Алёшкино сердце», «Кривая стежка», «Пастух» и «Двухмужняя».
Прочитав произведения иизучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы:
- своеобразиепейзажа в произведениях Шолохова заключается в использовании поэтическогопараллелизма при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев;
- писатель используетсамоповторы при описании пейзажей в различных произведениях;
- часто авторобращается к пейзажу, когда предваряет какое-то событие, в будущем происходящиев жизни казаков;
- в описаниипейзажа Шолохов использует различные изобразительно-выразительные средстваязыка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафоры.
В заключении можносказать, что М. А. Шолохов является певцом степи, который увлекает своегочитателя живым описанием природы Дона, читателя, который никогда не видел её.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. М.: Рус. яз. 1991.
2. Словарь русского языка: В четырех томах. Т. III.П-Р. М.: Рус.яз. 1983.
3. Хаврук И. И. Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне»Михаила Шолохова». / Литература в школе, 2003, № 6.
4. Чалмаев В. А. Новеллистика Михаила Шолохова. «Внутренние сюжеты»,нравственные проблемы, поэтика. / Литература в школе, 2003, № 6.
5. Шолохов М. А. Собрание сочинений. Т. 7. М.: Худож. Лит. 1986.
6. Шолохов М.А. Судьба человека: М.: Дет. Лит. 1981.
7. Шолохов М. А. Тихий Дон. Кн. 1-2. М.: Худож. лит. 1980.
8. ШолоховМ. А. Тихий Дон. Кн. 3-4. М.: Худож. лит. 1980.