Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВРОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Тургенев — скрытый психолог.Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом,в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силахизменить судьбы своих героев.
Безусловно, Базаров — главныйгерой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько ПавелПетрович (воз­можно, и для автора).
Павла Петровича можно назватьпостаревшим Печориным, про­жившим жизнь и пережившим любовь, которая егопогубила. Тур­генев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже База­ровговорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворническийобраз жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). ПавелПетрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизнитрагическая любовь.
Тургенев проводит параллельмежду Базаровым и Павлом Петрови­чем. Базаров, как и Павел Петрович, запираетсяв своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смертижены).
Базаров внешне похож налягушку, и он говорит, что “мы с тобой те же лягушки”. Возможно, он режетлягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать,что у него внутри. Базаров — лягушка, а лягушка может напря­мую общаться сосвоим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что“смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть”. Чичиков тоже громкочихает и сморка­ется. Базаров также говорит, что “человек может понять все, ноне может понять, почему другой человек сморкается не так, как он”. Сморкание,чихание — трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине(и его отец, Василий Ивано­вич, все время рассказывал об эпизоде чумы вБессарабии). Павел Петрович и Базаров — чужаки в Марьине, они оба похожи наЭдипа.
В начале романа Базаровпрезирает Павла Петровича, поставив­шего все на карту любви. Кстати, ПавелПетрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл вкарты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.
Но после того как онвстретился с Одинцовой, Базаров изме­нился, так же как и Павел Петрович. Послепережитых ими лю­бовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Пет­ровича.Мы понимаем, что Базаров — романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце,перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): “Дуньте на умирающуюлампаду, и она по­гаснет… Теперь… темнота...” (А Эдип ослепляет себя.) Довстречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А ПавелПетрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Пет­рович — самыйзагадочный герой, и он сохраняет свою загадоч­ность до конца. Вообще все Павлыпереживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова ПавелПетрович — это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, каккотенка.
Переломный момент вотношениях Павла Петровича и Базаро­ва — это дуэль, после которой они находятмного общего друг в друге.
Как бы в противопоставлениеБазарову ставится Аркадий. Сна­чала Аркадий во всем подчинялся Базарову, нопотом он постепен­но становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петро­вичаи Базарова, Аркадий — не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничегоне делающий человек. Аркадий — зяб­лик, а Базаров советует ему быть галкой иставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне(“Лорелею”, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Арка­дийникогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Емужалко бедных мужиков, жалко родителей Базаро­ва, его мать: “Ты матери своей незнаешь, Евгений...” Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.
Еще две загадочные фигурыромана — это княгиня Р. и Один­цова. История княгини Р. играет большую роль вромане. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петрови­ча.Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом,если бы Павел Петрович не подарил ей перс­тень и не сказал, что она — сфинкс.Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Онанепредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.
Княгиня Р. поставила крест насфинксе, то есть на себе. Она уз­нала свою загадку, постигла тайну любви ижизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович — Воланд: у него трость,усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, “свет из окнаосвещал лицо мертвеца”, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он неоставил княгине Р. выбора, подарив перстень.
Одинцова тоже сфинкс,Лорелея. Она чувствовала за собой пус­тоту, бездну. Она больше похожа на ВеруНиколаевну. (В “Фаусте” оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой —статуя Мол­чания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говоритАркадию: “Ведь ты любишь мороженое?” Она всегда спокойно и ровно дышит, онасловно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала сБазаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга иОбломов; Ася). Дом Одинцо­вой похож на замок, везде порядок, а ее имя — намекна одиноче­ство.
Николай Петрович более всехблизок к Тургеневу. Он восхища­ется природой, он — добряк, “божья коровка”. УФенечки в комна­те висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизнитоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбитьФенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит НиколаяПетровича, она собирает ему к завтраку “бездну красных и белых роз”.
Катя — это ясень. Аркадий иКатя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия иФенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышлаво второй раз замуж не по любви.
Давая психологический портретгероев, Тургенев перегруппиро­вал их. В одном письме он написал: “… в судьбепочти каждого че­ловека есть трагическое, но оно закрыто от самого человекапошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и неподозревают, что они — герои трагедии. Каково еще хотеть траги­ческого”. Тоесть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцо­ва — герои трагедии и они всебыли одиноки. С помощью психоло­гического анализа Тургенев открывает намвнутренний мир своих героев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.