Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВРОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Тургенев — скрытый психолог.Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом,в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силахизменить судьбы своих героев.
Безусловно, Базаров — главныйгерой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько ПавелПетрович (воз­можно, и для автора).
Павла Петровича можно назватьпостаревшим Печориным, про­жившим жизнь и пережившим любовь, которая егопогубила. Тур­генев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже База­ровговорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворническийобраз жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). ПавелПетрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизнитрагическая любовь.
Тургенев проводит параллельмежду Базаровым и Павлом Петрови­чем. Базаров, как и Павел Петрович, запираетсяв своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смертижены).
Базаров внешне похож налягушку, и он говорит, что “мы с тобой те же лягушки”. Возможно, он режетлягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать,что у него внутри. Базаров — лягушка, а лягушка может напря­мую общаться сосвоим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что“смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть”. Чичиков тоже громкочихает и сморка­ется. Базаров также говорит, что “человек может понять все, ноне может понять, почему другой человек сморкается не так, как он”. Сморкание,чихание — трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине(и его отец, Василий Ивано­вич, все время рассказывал об эпизоде чумы вБессарабии). Павел Петрович и Базаров — чужаки в Марьине, они оба похожи наЭдипа.
В начале романа Базаровпрезирает Павла Петровича, поставив­шего все на карту любви. Кстати, ПавелПетрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл вкарты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.
Но после того как онвстретился с Одинцовой, Базаров изме­нился, так же как и Павел Петрович. Послепережитых ими лю­бовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Пет­ровича.Мы понимаем, что Базаров — романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце,перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): “Дуньте на умирающуюлампаду, и она по­гаснет… Теперь… темнота...” (А Эдип ослепляет себя.) Довстречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А ПавелПетрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Пет­рович — самыйзагадочный герой, и он сохраняет свою загадоч­ность до конца. Вообще все Павлыпереживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова ПавелПетрович — это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, каккотенка.
Переломный момент вотношениях Павла Петровича и Базаро­ва — это дуэль, после которой они находятмного общего друг в друге.
Как бы в противопоставлениеБазарову ставится Аркадий. Сна­чала Аркадий во всем подчинялся Базарову, нопотом он постепен­но становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петро­вичаи Базарова, Аркадий — не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничегоне делающий человек. Аркадий — зяб­лик, а Базаров советует ему быть галкой иставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне(“Лорелею”, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Арка­дийникогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Емужалко бедных мужиков, жалко родителей Базаро­ва, его мать: “Ты матери своей незнаешь, Евгений...” Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.
Еще две загадочные фигурыромана — это княгиня Р. и Один­цова. История княгини Р. играет большую роль вромане. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петрови­ча.Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом,если бы Павел Петрович не подарил ей перс­тень и не сказал, что она — сфинкс.Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Онанепредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.
Княгиня Р. поставила крест насфинксе, то есть на себе. Она уз­нала свою загадку, постигла тайну любви ижизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович — Воланд: у него трость,усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, “свет из окнаосвещал лицо мертвеца”, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он неоставил княгине Р. выбора, подарив перстень.
Одинцова тоже сфинкс,Лорелея. Она чувствовала за собой пус­тоту, бездну. Она больше похожа на ВеруНиколаевну. (В “Фаусте” оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой —статуя Мол­чания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говоритАркадию: “Ведь ты любишь мороженое?” Она всегда спокойно и ровно дышит, онасловно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала сБазаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга иОбломов; Ася). Дом Одинцо­вой похож на замок, везде порядок, а ее имя — намекна одиноче­ство.
Николай Петрович более всехблизок к Тургеневу. Он восхища­ется природой, он — добряк, “божья коровка”. УФенечки в комна­те висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизнитоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбитьФенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит НиколаяПетровича, она собирает ему к завтраку “бездну красных и белых роз”.
Катя — это ясень. Аркадий иКатя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия иФенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышлаво второй раз замуж не по любви.
Давая психологический портретгероев, Тургенев перегруппиро­вал их. В одном письме он написал: “… в судьбепочти каждого че­ловека есть трагическое, но оно закрыто от самого человекапошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и неподозревают, что они — герои трагедии. Каково еще хотеть траги­ческого”. Тоесть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцо­ва — герои трагедии и они всебыли одиноки. С помощью психоло­гического анализа Тургенев открывает намвнутренний мир своих героев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Этапы производства печатной продукции
Реферат Повторные и независимые испытания. Теорема Бернулли о частоте вероятности
Реферат Проявления тревожности у детей в возрасте 2-6 месяцев
Реферат Аналіз фінансового стану ЗАТ "Перлина"
Реферат Противоречия интеграции и адаптации, связанные с социальной реабилитацией инвалидов
Реферат Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.
Реферат А. И. Захаров 2000 год
Реферат Взаємозв язок організованої злочинності відмивання доходів незаконного походження та тіньово
Реферат 3. Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал устойчивого развития страны
Реферат Сенсорное воспитание в истории педагогики
Реферат Белоруская мова
Реферат Оценка стоимости предприятия бизнеса
Реферат Высокоскоростные информационные технологии DSL
Реферат Ассемблер. Компоновщик. Загрузчик. Макрогенератор
Реферат Gold Fish And The Fisherman Essay Research