Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сакральный текст в литературном произведении: «Студент» А.П.Чехова и «Гроза» В.В.Набокова

Илона Мотеюнайте
г. Псков
Целью данной статьи является сравнение рассказов«Студент» А.П.Чехова и «Гроза» В.В.Набокова с точки зрения обращения их авторовк Священному Писанию и использования реминисценций из него. Сравнение именноэтих рассказов — причуда исследователя, исходившего из того, что в них, такихмаленьких по объёму (3,5 и 3 страницы), различимы основы художественных системдвух авторов. Вспомним, что «Студент», по признанию автора, “самый отделанныйрассказ”, а ранние рассказы Набокова («Гроза» входит в «Возвращение Чорба»,1930) имеют важное “лабораторное” значение, в чём сходятся все исследователиНабокова. Средствами малой формы в них оттачивались модели, развитые позднее вформе романной 1. В избранных текстах остро ощущается разностьмироощущений Чехова и Набокова как носителей культурного сознания XIX и XX веков.
Вопросо взаимодействии Набокова с Чеховым здесь не затрагивается; черты сходства в ихэстетических воззрениях 2 и некоторая общность в рецепции того идругого современниками не отменяет сущностных различий. Лакмусовой бумажкой длявыявления этих различий становится, на мой взгляд, восприятие героямиСвященного Писания.
Воснове рассказов лежит эмоциональное событие; происходящее с ИваномВеликолепским и героем-повествователем «Грозы» сходно: оба переживают душевноепотрясение. Важно также, что неторопливость повествования Чехова и набоковскаяимпрессионистическая стремительность посвящены описанию схожего временногоотрезка — это вечер и ночь. Понимание значимости тёмного времени суток дляобнаружения душевного шёпота-ропота и рождения неких прозрений человека имеетстоль давнюю традицию, что выявление генезиса в данном случае вряд личто-нибудь прибавит к смыслу.
Духовноепрозрение героев по воле авторов, осознающих непреходящую ценность Библии вчеловеческом бытии, связано с библейским пластом культуры: у Чехова это событияв Гефсиманском саду, а у Набокова финал истории пророка Илии: его вознесение ипередача милоти, символизирующей власть над природными силами, ученику Елисею.Итоги пережитого героями показательно различаются: у Чехова оно имеет этическуюнаправленность, а у Набокова — эстетическую.
Значимуже выбор эпизодов: из Евангелия и из третьей и четвёртой Книги Царств (3 Цар.2, 17–20; 4 Цар. 2, 9–10). Восприятие Нового Завета и Ветхого Завета в русскомсознании — тема весьма актуальная для литературной и научной рефлексии XXстолетия. На русской почве различие двух частей Писания отражено в оппозицииЗакона и Благодати; Бога карающего и милующего; стихийного, страстногомироощущения и просветлённо-смиренного 3. В самом общем смыслеЕвангелие воспринимается русской литературой как кристаллизация этическойпарадигмы 4; рецепции же Ветхого Завета разнообразней. Всоответствующей статье энциклопедии «Мифы народов мира» говорится обэстетическом влиянии его на культуру: подчёркивается заимствование иинтерпретация тем, сюжетов и образов. Поэтому представляется возможным говоритьо том, что сам выбор эпизодов Священного Писания, выявляя различие культурных иэстетических ориентаций авторов, позволяет предположить некуюзапрограммированность результата просветления героя. Оба писателя пользуютсятрадиционными в культуре образами и мотивами: костёр, апостол, Иуда, вечеря,холод/тепло, темнота/свет — у Чехова; гроза, пророк, ветер, колесница, пение —у Набокова. Первый ряд тянет за собой этическую проблематику(предательство/верность, ситуация выбора); второй — эстетическую(красота/безобразие, очищение, стихия, творчество).
Включениев текст библейского эпизода соответствует художественным тенденциям XIX и XXвеков. У Чехова источник назван и узнаётся однозначно: студент пересказываетэпизод из Евангелия, причём для церковного исполнения, а аллюзия Набоковагетерогенна. Дело не только в скрещенности в русской культуре библейскогопророка Илии и языческого бога грозы, что запечатлено в быте и обычаях. Совмещениелитературных традиций можно усмотреть и в Елисее. В частности, его образвызывает в памяти пушкинского королевича, умеющего общаться с природнымистихиями; эта читательская ассоциация оправдана, кроме имени, образами грозовыхоблаков и солнца, лучом преображающего колеса, но сильнее всего — образом“слепого ветра”, сопровождающего героя. Вспомним, что из всех стихий впушкинской сказке именно ветер указывает королевичу Елисею местонахождениецаревны. Кстати, “слепой ветер” встречается у Набокова ещё в «Защите Лужина» и«Даре», что подтверждает неслучайность эпитета.
Прижелании интерпретатора в Елисее можно усмотреть и отсылку к майковскому«Раздражённому Вакху», ведь герой “опьянёнсиневатыми содроганиями, лёгким и острым холодом” (курсив мой. — И.М.).
СвященноеПисание, таким образом, у Набокова — один из пластов, составляющих тексткультуры. Осознание их множественности — принципиальная черта художественногосознания XX века вообще и Набокова в частности. Полигенетичность его текстов —одна из интереснейших проблем набоковедения.
Всёже ближайший текст-источник для «Грозы» — Библия, что подтверждается сюжетомэпизода. Отмечу одну деталь: восхождение Ильи в рассказе сопровождается еготребованием: “Отвернись, Елисей”; в Библии оговорено, что Елисей должен суметьувидеть вознесение Илии — это условие наследования ему. “Илия сказал Елисею:проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей:дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного тыпросишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если неувидишь, не будет” (4 Цар. 2, 9–10). Вспомним также, что в комплекс черт Елисеявходило “искусство переживать видения”, которому он обучался 5.Таким образом, падение пророка Ильи во двор во время грозы в рассказе Набоковаможет быть воспринято и как видение рассказчика, справедливо в таком случаепретендующего на роль ученика пророка.
Эпизод-цитатав обоих рассказах составляет первичную реальность для героя, интериоризующегомир, отражённый в Библии. Студент при пересказе переживает события вГефсиманском саду как событие собственной жизни (автор мотивируетподсознательное сближение его с апостолом Петром, о чём ниже). Герой Набокова,играя или становясь учеником пророка, делает сюжет событием собственной жизни.Положительные герои у Набокова способны к одновременному освоению разныхпластов времени, о чём убедительно пишет в своей книге В.Е.Александров 6.
Нореминисценции из Священного Писания характеризуют разные сферы сознания героя,делая их определяющим ядром личности и выявляя авторское представление оположении человека в мире, неизбежно связанное с общефилософскими воззрениямиего эпохи. Внутреннее открытие Ивана Великопольского подготовлено настойчивойрефлексией восприятия его рассказа другим (“думал о Василисе”, “опять подумал,что если Василиса...”). Он в тексте многогранно и на всех уровнях связан слюдьми: известно его происхождение, социальное положение, даны эпизоды общенияс людьми; но понимание непреложности человеческих связей (очевидных для автора)— задача, выполняемая героем с трудом. Обращу внимание на следующийкомпозиционный момент: второй абзац рассказа сопоставлен с завершающимичетырьмя и противопоставлен им. Логическая последовательность повествования вэтих фрагментах текста сохраняется: пейзаж, описание физиологической реакции нанепогоду, воспоминания, размышления, эмоциональный итог. Пространность в финале(четыре абзаца соответствуют одному), на мой взгляд, призвана передатьмучительность напряжения мысли и души. Смысл этого приёма — подчёркиваниесложности оптимистической позиции в современном Чехову мире: его человек одиноки этим несчастлив. Усилия студента направлены на постижение мира, другогочеловека и истории как на преодоление одиночества. Он в широком смысле студент— он учится жить. Отмечу, что автор акцентирует вектор его духовного усилия: отсебя — через Евангелие — к его восприятию людьми — и к сознанию общности сними, а не объективность его вывода, поскольку слово “казалось” и в начале, и вфинале рассказа подчёркивает субъективность восприятия героя. Человек у Чехованацелен на решение социальных и этических проблем.
Набоковже избавляет своего героя от трудности понимания: он видит грозу и пророка, оставаясь всецело в сфере эмоционального иэстетического. Ловушка для читателя с засыпанием героя, пародирующая приём«Гробовщика», не срабатывает; герой просыпается в рассказе лишь однажды.“Светом сумасшествия, пронзительных видений озарён был ночной мир”, — дано какобъективная картина, открывающаяся его глазам. Через переживание библейскогоэпизода он приходит к себе же, предвкушает собственную радость от предстоящегорассказа. Человек у Набокова вполне самодостаточен. Он предстоит космосу одинна один, непосредственно, он экзистенциально одинок, абсолютно свободен и этимсчастлив. Связь авторов с различными философскими концепциями соответственноXIX и XX веков очевидна.
Чтокасается собственно интерпретации сюжетов Писания, оба писателя десакрализуютбиблейские мифы, но по-разному. Набоков — игрой. Обыгрывается сюжетнаяситуация: Илья-громовержец падает с неба из-за сломавшейся колесницы, находитна земле отвалившееся колесо, потом поднимается обратно по облакам. Геройизображает ученика пророка, его поведение представляет собой своеобразную игру:он кланяется вместо ответа на вопрос об имени, помогает искать отвалившеесяколесо и отворачивается, исполняя просьбу Ильи. Он внимателен и почтителен кнебожителю особым, подчёркнутым почтением, выдающим радость игры. Тонкая иронияигры ощутима и в ремарке “словно что-то вспомнив” по отношению к Илье-пророку,и в финальных словах о “ночном небесном крушении”.
Вместомилоти (одежд) Илии, подхватываемой Елисеем, Набоков делает предметом,связывающим старика пророка и рассказчика Елисея, колесо. Символичность ираспространённость образа круга в художественном мире Набокова общеизвестна.Его конкретными смысловыми наполнениями здесь может быть автобиографичность,или связь человека с небом, или воплощение (материализация) творческого дара:герой перед грозой засыпает, “ослабев от счастья, о котором писать не умеет” (курсивмой. — И.М.); в финале он радуется, предвкушая собственный рассказ (очевидно, тот, который мы читаем: Набоков здесь предваряеткомпозицию «Дара»). Смысл увиденного, таким образом, — обретение дара творчества7. Рассказ вписывается в основную тему Набокова — тему художника.Показательна в этом смысле странность имени героя (Елисей), действительностькоторого ничем не подтверждена: он именуется так пророком. Но в любом случае —реально ли он носит редкое имя или принимает (что лестно в таком случае) отИльи, с восторгом обыгрывая библейскую ситуацию взаимоотношений пророка сучеником, сохраняется одна черта — избранность.
Принципиальноеотличие Набокова от Чехова, таким образом, — это игра с “цитатой” и ироничность,черты поэтики модернистских и особенно постмодернистских течений. Общее же дляписателей — очеловечивание персонажей. В «Грозе» это относится к Илье, образкоторого при всех метаморфозах получился обаятельным и нестрашным, а у Чехова —в “ренановской” тональности пересказа студента. В нём выдвинут на первый планобраз апостола Петра, хотя при упоминании Страстной пятницы читатель скореенастроен на размышления о Христовых страстях, тем более что герой — студентдуховной академии. Но накануне Пасхи ему оказываются понятней и ближе сугубочеловеческие (а не Богочеловеческие, как у Христа) мучения, не случайно авторначинает внутреннее действие рассказа описанием физического дискомфорта героя.Демифологизация подобного рода свойственна литературе XIX века с её стремлениемк рационализму. Такое отношение к легендам Священного Писания не отменяетмистических увлечений, но сферы мистики и религии в культуре отчётливоразведены.
Какбыло сказано, конфликт в рассказе Чехова этический — человеческая ошибка.Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий священникпосмел отступиться от признания Божественной благости: “Ему казалось, что этотвнезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие все этиужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станетлучше”. Тем самым он совершает предательство, родственное предательствуПервоапостола 8. Это и является внутренней, на уровне подсознания,мотивировкой обращения Ивана Великопольского к событиям в Гефсиманском саду и кобразу Петра.
Важностьсоциально-этической проблематики подтверждается в «Студенте» значимостьюгоризонтали в пространственном мире рассказа. Здесь актуальны оппозицииузкий/широкий, ограниченный/расширяющийся. Болото, лес, луг, огороды в началерассказа сменяются рекой, горой, широким пространством в финале; небо и земляпрактически не видны студенту и читателю. Герой предстаёт в объёмном мирегоризонтально организованного художественного пространства. Он идёт из леса кпростору речной переправы, из сумерек на костёр, от темноты к бледной заре;соответственно внутренне он движется от мрака пессимизма к свету надежды, кожиданию счастья. Страшная фраза “И ему не хотелось домой” и вид “дырявыхсоломенных крыш” сменяется взглядом на “свою роднуюдеревню” (курсив мой. — И.М.).
Впервом и последнем предложениях рассказа Набокова герой тоже движется погоризонтали: возвращается (со свидания?) и стремится к любимой. Значение этойоси у Набокова — наличие межчеловеческих связей, которые обозначены как“любовь, о которой герой писать не умеет”, эта сфера жизни беспроблемна; но онасуществует только в “рамке” рассказа, являющейся очень малым фрагментом текста.Метафорически можно сказать, что люди вообще — это возможное обрамлениечеловека-творца у Набокова.
Пространство«Грозы» структурировано по вертикали, наглядно демонстрируя “двоемирие”,активно воспринятое Набоковым от символистов: небо воплощает мир воображения,устойчиво связанного с “потусторонностью”, земля — мир пошлой обыденности.Двор, сравниваемый с колодцем, — нижний предел; грозовое небо — верхний.Живущий на пятом этаже герой — в середине этой оси. Его колыбель качается междудвумя безднами, и для приближения к небу он спускается на землю, где общается спророком, причём его перемещения (вверх в комнату, затем вниз во двор)зеркально повторяют движения пророка, падающего с небес и поднимающегосяобратно.
Непреодолимойграницы между небом и землёй в рассказе нет, миры “сквозят” и отсвечивают другна друга; но крыша дома, трижды упомянутая, становится рубежом, проходя черезкоторый люди и предметы меняют облик. “Громовержец, седой исполин, с бурнойбородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении” наземле превращается в “сутулого тощего старика в промокшей рясе” со свисающей скончика крупного костистого носа светлой каплей. “Громадный огненный обод”становится “тонким железным колесом, видимо, от детской коляски”, “ржавымкругом”. Очевидна игра масштабами: на небе всё крупнее и ярче, чем на земле.Цветущей сирени во дворе соответствует “фиолетовый пожар” неба; неблагозвучию(лай, голоса старьёвщиков, искалеченная скрипка, всхлипы, сморкания) двора,однажды заглушённому пением, — великолепный гром. Даже “слепой ветер”“прозревает”, когда “взмывает”.
Послепосещения двора пророком герой осознаёт его пространство как своё. Илья послегрозы уже не “Громовержец” и не “старик”, а “старый, сердитый пророк, упавшийко мне во двор”. Таким образом, художник хотя и уподоблен Богу в художественнойсистеме Набокова, но самостоятелен, независим от Бога. Так называемая “игроваяпоэтика” служит осознанию того, что сферы Бога-творца и творца-человека уНабокова разведены. Художник живёт в мире, созданным Богом и отведённомчеловеку; сила последнего — в способности создать свой, обживая Божий, поэтомуон “посмеивается, воображая, как… придёт и будет рассказывать...”Соприкосновения этих миров случайны и произвольны. Набоков отказывается отмотивировок, заставляя воспринимать события как непредсказуемые. Ожидаема врассказе только сама гроза. Появление пророка Ильи — вне внутреннейаргументации повествователя (он мог увидеть или не увидеть, так же как иколесница могла появиться или не появиться), спуск во двор — причуда его, также как и поиски колеса, бегство вслед за трамваем. Всё в набоковском мирепроизвольно и причудливо; логическая детерминация необязательна. Закономерностии связи, рационально постигаемые человеком, не обеспечивают, по Набокову,полноты познания мира, и проявления дара в художнике экстатичны и вдохновенны,как порыв ветра (“слепого”!).
Врассказе же Чехова всё логически мотивировано: поступки и мысли героя, выбор имевангельского эпизода, финальное настроение, смена пейзажа.
Различиегероев отзывается и в повествовательной структуре рассказов. Онасвидетельствует о реалистическом и модернистском акценте стиля авторов.Перволичная форма повествования у Набокова эмоционально приближает героя кчитателю, создавая иллюзию достоверности. Спонтанность и хаотичностьпереживаемого состояния, его эмоциональная напряжённость ощущается вимпрессионистичности описаний и причудливости тропов. Мир, включая грозу ипроисходящее с пророком, воспринимается субъективно и субъективированно. В товремя как повествование от третьего лица у Чехова с включением голоса героя вречь автора тяготеет к иллюзии объективности.
Подводяитоги, можно сказать, что Чехов, являясь в вопросах религии “человеком поля”(А.П.Чудаков) 9 и десакрализуя евангельский миф, остаётся в руследуховного императива русской классической литературы и проявляет этическое содержаниеЕвангелия. Набоков же, обращаясь к Священному Писанию, играет традициямиразличного уровня, совмещая присущую авангардизму метафизичность и эстетическуюигру постмодернизма. В обоих случаях вера остаётся за скобками. Религия жеприсутствует в рассказах в этимологическом значении “связь”, но связываетчеловека с различными сферами бытия.
Примечания
1См. об этом примечание О.Дарка: НабоковВ.В. Собр. соч.: В 4т. М., 1990. Т.1. С.414–415.
 2Об этом см.: Karlinsky Simon. Nabokov and Chekhov the Lesser Tradition. Garland; МулярчикА.С. Русская проза В.Набокова. М., 1997; Максим Д.Шраер. Набоков:темы и вариации. СПб., 2000. С.62–117.
 3Наиболее яркие примеры здесь — творчество В.В.Розанова в начале XX века иразличные сборники с названиями типа «Христианство и русская литература», атакже работы И.Есаулова — в конце XX века.
 4Вспомним финалы «Преступления и наказания», «Анны Карениной» и «Воскресения».
 5Мифы народов мира. М., 1987. Т.1. С.433.
 6АлександровВ.Е. Набоков ипотусторонность. СПб., 1999. С.37–38.
 7Перекличка с пушкинским «Пророком» здесь очевидна, но и в этой параллелиощутимо более различие художественных систем, чем сходство: на местесерьёзности и трудности — игра и лёгкость. В «Грозе» мы имеем дело с явлением,которое В.Е.Александров называет “епифанией-прозрением” героя. По сути, этоналичие у героя, как правило, близкого автору, наделённого автобиографическимичертами, способности к общению с потусторонним миром, миром вечности.Набоковская метафизика, как пишет Александров, связана с его эстетикой.
 8Апостол Пётр выдвинут Чеховым в “герои” эпизода, вероятно, по тем же причинам,что и очеловечен Иешуа Булгаковым: в фокусе внимания писателя не мифологическаяпроблематика Евангелия, а человеческая.
 9ЧудаковА.П. Между “естьБог” и “нет Бога” лежит целое громадное поле… / Чехов и вера // Новый мир,1996. №9. С.186–192.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация учебного процесса и бюджет времени студента
Реферат Розрахунок економічних показників діяльності підприємства
Реферат Транспорт газа
Реферат ЧС техногеного характера, основные виды загрязнения окруж.среды
Реферат Коммуникативный менеджмент
Реферат Инновационное управление трудом
Реферат Порядок действия при совершении вынужденной посадки
Реферат Abortion The Pope And Singer Essay Research
Реферат 3. Превращение дворца в тюрьму
Реферат Choosing To Participate Essay Research Paper Mrs
Реферат Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций
Реферат Природно-экономическая характеристика Камчатской области
Реферат Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Русского централизованного государства
Реферат Description of Canada
Реферат Налоги, служащие источником образования дорожных фондов