Повествованиео просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шириподнебесья, “нескончаемости мироздания и прочности жизни”, которая “играет” вмалой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца,буквально переполнено художественными деталями, несущими особую нагрузку.Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чуждакрасота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способенчувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке.
Так,например, в новелле “Капля” В.Астафьевым была затронута важная философскаяпроблема, которую автор формулирует в рассуждениях о капле, замершей на“заостренном конце продолговатого ивового листа”. Капля у автора повествования— это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой каплизаключается в слиянии ее с другими, в образовании потока — реки жизни. Такхудожественная деталь обретает широчайшее философское значение, обобщается всущность человеческого бытия.
Чрезвычайноважны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются людскиекраткие радости, благотворные печали и просто жизнь. Смерти нет, и в мире ничтоне проходит бесследно — вот основная мысль, выраженная писателем в “Капле”.
Вкниге “Царь-рыба” есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ейособое значение, поэтому хотелось бы подробнее остановиться именно на ней.Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, чтоон всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум исметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает ладно и разумно.Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываютсяу героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известенкак самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладаетрыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Своинавыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимаетсябраконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам рекинепоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидностьсвоих поступков, боится “сраму”, который может его постигнуть, если браконьерав темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбыбольше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыгралодля него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Тутхудожественная деталь — описание рыбы — приобретает черты почти мистические:рыба походила на “доисторического ящера”, “глазки без век, без ресниц, голые, глядящиесо змеиной холодностью, чего-то таили в себе”. Игнатьича поражают размерыосетра, выросшего на одних “козявках” и “вьюнцах”, он с удивлением называет его“загадкой природы”. С того самого момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-тозловещее показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что одному несовладать с этаким чудищем.
Желаниепозвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делитьосетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!”Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое времяжадность он почел азартом, а желание поймать осетра оказалось сильнее голосаразума.
Кромежажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами стаинственным существом. Это удаль рыбацкая. “А-а, была, не была! — подумалглавный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякомуЯкову”. Отбросив сомнения, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топорав лоб царь-рыбу...”.
Образтопора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но геройДостоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на самумать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает,что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С замиранием сердцаследит читатель за поединком Игнатьича с таинственной рыбой. Вскоренезадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимисяв тела Игнатьича и рыбы. “Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке”, —пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр “не по руке ему”. Да он изнал это с самого начала их борьбы, но “из-за этакой гады забылся в человекечеловек”. Игнатьич и царь-рыба “повязались одной долей”, их обоих ждет смерть.Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии ондаже заговаривает с осетром. “Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?” — молитИгнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственнуюгордыню. Он кричит: “Бра-ате-ельни-и-и-ик!..” Игнатьич чувствует, что погибает.Рыба “плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом”. Герой новеллыиспытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Онпонял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот моментчеловек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятныхвоспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны сбраконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будетлежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявшиймолодых рыбаков: “А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срамкакой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайтесразу”. Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своимпрошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит насовести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, неимеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание заего дурные поступки. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги:человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и зажестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладываетизначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьичстановится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе.Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначеона будет мстить за свое унижение, “покорение”. Это утверждает Астафьев в своейкниге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: “Господи! Да разведи ты нас! Отпустиэту тварь на волю! Не по руке она мне!” Он просит прощения у девушки, которуюкогда-то обидел, и после этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает вродную стихию, унося в теле “десятки смертельных уд”. Игнатьичу сразустановится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе— оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехови начало новой жизни.
“Царь-рыба”воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словамиавтора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие.Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит любить природу, воспитываетдоброе отношение к человеку. Эта книга делает человека-добрее и умнее.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/