Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роман "Накануне"

Роман «Накануне»
Ю.В.Лебедев
Изкаких общественных слоев появятся новые люди? Какую программу обновления Россииони примут и как приступят к освобождению крестьян? Эти вопросы волновалиТургенева давно. Еще в 1855 году сосед Тургенева Василий Каратеев, отправляясьв Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю в полноераспоряжение рукопись автобиографической повести. Главным ее героем был молодойболгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в составе группыболгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологическийфакультет Московского университета. Начавшаяся в 1853 году русско-турецкаявойна всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся заосвобождение от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Катранов срусской женой Ларисой уехал на родину в болгарский город Свиштов. Но внезапнаявспышка скоротечной чахотки спутала все планы. Пришлось ехать на лечение вВенецию, где он простудился и скончался 5 мая 1853 года.
Вплотьдо 1859 года рукопись Каратеева пролежала без движения, хотя, познакомившись снею, Тургенев воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Междутогдашними русскими такого еще не было. Почему же Тургенев обратился к сюжету в1859 году, когда и в России такие герои (*100) появились? Почему в качествеобразца для русских «новых людей» он предложил болгарина Инсарова?Что не устроило Тургенева в добролюбовской интерпретации романа«Накануне», опубликованного в январском номере журнала «Русскийвестник» за 1860 год?
Добролюбов,посвятивший роману статью «Когда же придет настоящий день?», отметилчеткую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня романаЕлена Стахова стоит перед выбором. На место ее избранника претендуют молодойученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чиновникКурнатовский и болгарский революционер Инсаров. Елена олицетворяет молодуюРоссию накануне общественных перемен. Кто нужнее ей сейчас: люди науки, искусства,государственной службы или гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова даетответ на этот вопрос.
Добролюбовотметил в Елене «смутную тоску», «бессознательную и неотразимуюпотребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русскоеобщество, и даже не одно только так называемое образованное». Тургеневобращает внимание на близость Елены к народу. С тайным восхищением слушает онаистории нищей девочки Кати о жизни «на всей Божьей воле» и воображаетсебя странницей. Из народного источника приходит к Елене русская мечта оправде, которую нужно искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках.Из того же источника — готовность пожертвовать собою ради других, ради высокойцели спасения попавших в беду людей.
Внешнийоблик Елены напоминает птицу, готовую взлететь, и ходит героиня «быстро,почти стремительно, немного наклонясь вперед». Смутная тоска инеудовлетворенность ее тоже связаны с темой полета. «Отчего я с завистьюгляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, незнаю, только далеко, далеко отсюда». «Долго глядела она на темное,низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосыи, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные,похолодевшие руки». Проходит тревога — «опускаются невзлетевшиекрылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит вокно высоко над водой белую чайку. «Вот если она полетит сюда… это будетхороший знак...» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, какподстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль".
Такимже окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Чтоотличает его от русских Берсеневых и Шубиных? Прежде всего — цельностьхарактера, полное отсутствие противоречий между словом и делом. Он занят несобой, все помыслы его сосредоточены на высшей цели — освобождении родины,Болгарии. Ему прощаешь даже ту прямолинейность, которую подметил Шубин,слепивший две статуэтки Инсарова в виде героя и упрямого барана. Ведь ограниченностьи одержимость — типично донкихотовская черта.
Рядомс сюжетом социальным развертывается в романе философский. Он открывается споромШубина с Берсеневым о счастье: не эгоистическое ли это чувство, не разъединяетли людей стремление к нему? Соединяют людей слова: «родина, наука,справедливость». А любовь объединяет лишь тогда, когда она«любовь-жертва», а не «любовь-наслаждение».
Инсаровуи Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным. Но жизньвступает в противоречие с желаниями и надеждами людей. На протяжении всегоромана Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своегосчастья, от страха расплаты за любовь.
Любовьк Инсарову ставит перед Еленой не простой вопрос: совместимо ли великое дело,которому она отдалась, с горем бедной, одинокой матери? Елена смущается и ненаходит приемлемого ответа. Любовь ее к Инсарову приносит страдание не толькоматери: она оборачивается невольной нетерпимостью по отношению к отцу, кдрузьям, она ведет Елену к разрыву с Россией: «Ведь все-таки это мой дом,-думала она,- моя семья, моя родина...» Елена безотчетно ощущает, что и вее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым возвышается над любовью ктому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Отсюда — чувствовины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила?» Да ибольной Инсаров задает Елене такой же вопрос: «Скажи мне, не приходило литебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?»
Вотличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимистической теорией«разумного эгоизма», утверждавшей полное единство личного и общего,счастья и долга, любви и революции, Тургенев обращает внимание на скрытыйдраматизм человеческих чувств, на борьбу центростремительных (эгоистических) ицентробежных (общественных) начал в душе каждого человека. Трагичен человек ипотому, что он находится в руках слепой природы, которая не хочет считаться снеповторимой ценностью его личности и с равнодушным спокойствием поглощаетвсех. Этот мотив универсального трагизма жизни вторгается в роман неожиданнойсмертью Инсарова, исчезновением следов Елены на этой земле — «навсегда,безвозвратно». «Смерть, как рыбак, который поймал рыбу в свою сеть иоставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбаквыхватывает ее — когда захочет».
Однакомотив трагизма человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет вромане Тургенева красоту и величие дерзновенных освободительных порывовчеловеческого духа, придает социальному содержанию романа широкий общечеловеческийсмысл.
СовременниковТургенева из стана революционной демократии озадачивал финал романа:неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас, вРоссии, люди, подобные Инсарову. Какие загадки могли быть на этот счет, когда«новые люди» пришли и заняли ключевые посты в журнале«Современник»? Очевидно, Тургенев мечтал о приходе иных «новыхлюдей»?
Ондействительно вынашивал мысль о союзе всех антикрепостнических сил и опримирении партий на основе общей и широкой общенациональной идеи. В«Накануне» Инсаров говорит: «Заметьте: последний мужик,последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас однацель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!»
Нов жизни случилось другое. Добролюбов решительно противопоставил задачи«русских Инсаровых» той программе общенационального единения, которуюпровозглашает тургеневский герой. Русские Инсаровы борются не с внешним врагом,а с «внутренними турками», в число которых Добролюбов заключает нетолько консерваторов, противников реформ, но и близких Тургеневу по духулибералов. Статья Добролюбова без промаха бьет в святая святых убеждений иверований Тургенева. Познакомившись с ней до публикации, Тургенев умоляетНекрасова не печатать ее. Когда же статья была все же опубликована — покидает«Современник» навсегда.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта turgenev.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формування у молодших школярів навичок швидкочитання як засобу усвідомленого сприйняття художнього
Реферат Анализ композиционных элементов конструкции одежды. Разработка модельных конструкций женской и мужской одежды по заданному эскизу
Реферат Who Was To Blame For Macbeths Downfall
Реферат Поиск оптимального пути в графе
Реферат Сущность и особенности мышления
Реферат Участь світового співтовариства у врегулюванні міжетнічних конфліктів на теренах колишньої Югосл
Реферат Характеристика лесоперерабатывающей промышленности Северо Запада
Реферат Jews In Nuremberg Essay Research Paper Since
Реферат Центуриатные комиции
Реферат Проблемы нового мира
Реферат Традиции русской классической литературы в современной прозе
Реферат Abelard on Universals
Реферат Політичний портрет Віктора Ющенка
Реферат Договоры, предусмотренные гражданским кодексом РФ
Реферат *Напоминаю, что к следующему уроку: приносим домашнее задание по стихотворениям, на листочках письменный ответ на вопрос по фильму, распечатанные и прочитанные оды. «Вечернее размышление…» наизусть к 26 числу