Роль второстепенных и внесценических персонажей вкомедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Второстепенные ивнесценические персонажи, которых не так и много в пьесе, играют очень значимуюроль в раскрытии идейного содержания комедии. Эти персонажи зачастую связаны сосновными, и с их помощью мы узнаем некоторые важные подробности: онираскрывают суть той или иной сцены, смысл событий, как происходящих на сцене,так и за сценой, уточняют характеры героев, показывают их взаимоотношения. Спомощью этих второстепенных и внесценических персонажей Грибоедов создает вкомедии особую атмосферу богатого дома московского барина Павла АфанасьевичаФамусова начала прошлого века.
Запоминается такой персонаж,как служанка в доме Фамусова, Лиза. На первый взгляд, — простая и бойкаядевушка. Но после того как мы слышим ее реплики, замечания, можно сказать, чтоона описана Грибоедовым как очень реальная крепостная девушка, полная лукавстваи проницательности. Ее слова, обращенные к Фамусову, нас поражают и остаются впамяти на всю жизнь:
Минуй нас пуще всехпечалей
И барский гнев и барскаялюбовь…
Она в комедии являетсявыражением здравого смысла, критиком почти всех персонажей пьесы. Она умно рассуждает,именно Лиза как бы представляет нам главного героя Чацкого:
Кто так чувствителен, ивесел, и остер,
Как Александр АндреичЧацкий.
Грибоедов, описывая Лизу,вложил в ее уста некоторые свои мысли и чувства по отношению к героям исобытиям пьесы.
Для более полногопредставления о фамусовском обществе автор вводит в пьесу Сергея СергеевичаСкалозуба. По четкому определению Лизы, он “и золотой мешок, и метит вгенералы”. А по мнению Софьи, “он слова умного не выговорил сроду”.
Фамусовское общество в просвещениине видит ничего светлого, они считают, что от книг сходят с ума. Скалозубговорит о просвещении со свойственной ему тупостью и ограниченностью:
А книги сохранят так: длябольших оказий…
Чацкий, выясняя, почему такхолодно встретила его Софья, пытается откровенно и задушевно поговорить соСкалозубом, но сразу понимает, что будущий генерал откровенно глуп. Ведь слова,произнесенные им после монолога Чацкого “А судьи кто?”, свидетельствуют о том,что скалозуб ничего не понял из его обличений. И Чацкий успокаивается, когдаслышит, как со свойственной Скалозубу откровенностью он прямо говорит опричинах своего успеха:
Довольно счастлив я втоварищах моих,
Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь,перебиты.
Эти циничные слова,свидетельствующие о неудержимом стремлении к богатству, карьере характеризуютне только Скалозуба, но и все общество, собравшиеся на балу в доме Фамусова.
Князь и княгиня Тугоуховскиес шестью дочерьми тоже добавляют свою характерную черту в наше представление офамусовском обществе. Их присутствие на балу объясняется только однойединственной целью – найти своим дочерям достойную и богатую партию.
Бал у Фамусова – это ”живой”музей восковых фигур, представляющих высший свет московской дворянской знати. Здесьмного анекдотических фигур, таких как, например, Загорецкий – известныйавантюрист, плут и угодник дам. Представив себе этого человека, можно оценитьвсе фамусовское общество, где нет ничего, кроме напыщенного лицемерия,эгоистической глупости, “благородного” хамства и бездуховности.
Против Чацкого объединяютсявысмеянные им Максим Петрович, фрейлина Екатерины Первой, княгиня ПульхерияАндреевна, “Нестор негодяев знатных” и многие другие из светского общества. Сих помощью Грибоедов создает представление об этой силе, против которойбезуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют двеосновные содержательные функции: служат объектом насмешек Чацкого, помогая намясно увидеть изъяны светского общества, а во-вторых, составляют и объединяютлагерь, враждебный главному герою. Среди них три фигуры, сходные по выполняемымфункциям с остальными персонажами, но наиболее важные для раскрытия сутиосновного конфликта пьесы. Это те, кого ставят в пример в фамусовском обществе:Кузьма Кузьмич, Максим Петрович и Фома Фомич. Для Чацкого смешна историявыдвижения по службе Максима Петровича, а словесные произведения Фомы Фомича –пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти людислужат образцом служебного благополучия.
Дополняют наше представлениеоб этих вельможах и их отношении к своим крепостным слугам, например, старухаХлестова, которая просит накормить свою “арапку – девку” наравне с собачкой.Таким барыням с явными крепостническими замашками, как и любому из обществаФамусова, ничего не стоит унизить достоинство слуги или пригрозить сослатьсвоих крепостных неизвестно за что на поселенье. Все они, отстаиваякрепостнические порядки, считают главным достоинством человека его богатство,безграничную власть над себе подобными, беспредельную жестокость в обращении сосвоими слугами.
Грибоедов показывает нам, чтов фамусовском обществе, если человек хочет иметь совсем другие интересы, житьпо-своему, а не по-фамусовски, то он уже “не в своем уме”, “разбойник”,“карбонарий”, например, княгиня рассказывает с осуждением о своем племяннике:
Чинов не хочет знать! Онхимик, он ботаник.
Князь Федор, мойплемянник.
Грибоедов в князе Федорепытается нам показать еще один чистый ум, похожий на ум Чацкого, показать, чтоглавный герой не один будущий декабрист в фамусовском обществе, который может14 декабря 1825 года выйти на Сенатскую площадь.
Из монолога Чацкого мы узнаемо французике из бордо, о котором все восторженно говорят, который чувствуетсебя здесь маленьким царьком, потому что фамусовское общество преклоняетсяперед Францией и всеми французами, забыв, национальную гордость и достоинство.И этому “французику”, когда он приехал в Москву, показалось, что он дома:
Ни звука русского, нирусского лица…
Один из второстепенных персонажей– Платон Михайлович Горич, бывший друг и единомышленник Чацкого. ПлатонМихайлович появляется у Грибоедова всего в одной сцене встречи с Чацким на балуу Фамусова. Общество Фамусова сделало его примерным мужем своей жены НатальиДмитриевны, которая опекает его, как ребенка. Такая жизнь заставила егоотказаться от юношеских увлечений. Чацкий с насмешкой спрашивает его:
Забыт шум лагерный,товарищи и братья?
Спокоен и ленив?
На что Горич отвечает:
Нет, есть–таки занятье
На флейте я твержу дуэт
А – мольный…
Очень важен, на мой взгляд, вкомедии такой персонаж, как Репетилов, которого можно считать в комедиидвойником Чацкого. Только он, в отличие от Чацкого, просто играет всвобомыслие, и его рассуждения – пустое фразерство. Неслучайно, его реплика:“Шумим, братец, шумим!” стала крылатой и обозначает пустословие, видимостьдела. В сцене, когда Репетилов рассказывает Чацкому о бароне фон Клоце, который“в министры метит”, а он “к нему в зятья”, проявляет его стремление к дешевомукарьеризму, его несомненное двуличие. И этот барон со своими “друзьями”помогает нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого.
В разговоре с Чацким Молчалинс преклонением упоминает некую Татьяну Юрьевну:
Татьяна Юрьевнарассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь…
И мы понимаем, что онасплетница, как, в общем, почти все дамы высшего общества. Для них нет ничегоболее интересного, как посплетничать, они не находят ничего интересного ни вкнигах, ни в искусстве.
Г.N и Г.D –эти загадочные персонажи появляются в комедии для того, чтобы распустить слух осумасшествие Чацкого. Сначала об этом шутя говорить Софья, но через некотороевремя это становится общественным мнением. Фамусовское общество не можетпростить Чацкому его ума и образованности, поэтому они с удовольствием верят этойклевете.
В конце пьесы Фамусоввосклицает:
Ах! Боже мой! Что станетговорить
Княгиня Марья Алексеевна!
И сразу можно понять, чтомнение этой неизвестной нам Марии Алексеевны для Фамусова важнее, чем счастьесобственной дочери.
Благодаря второстепенным ивнесценическим персонажам комедия “Горе от ума” не замкнута во времени ипространственном круге, где происходит действие. Мы начинаем понимать, каковыморальные ценности в том мире, который возмущает Чацкого. Противоречия междугероем и обществом становятся закономерными. С помощью этих персонажейГрибоедов знакомит нас с прошлым и будущим разных людей, и прежде всего мыузнаем предысторию жизни главного героя. Мы понимаем, что будущие Чацкого,скорее всего с декабристами, потому что он высказал в комедии много такого, чтоможно было услышать от декабристов.