/>Сергей Есенин прожил короткую жизнь(1895—1925), но в памяти и сознании народажив. Его поэзия стала неотъемлемойчастью духовной культуры нации. Есенин принадлежит к тем художникам,произведениям которых свойственнавеликая простота. Они понятны любому читателю. Стихи поэта входят в душу,сливаются с чувством любви к Родине.Быть может, именно это чувство нерасторжимой связи с родной землей и есть суть есенинского поэтическогомира.
Крайлюбимый! Сердцу снятся
Скирдысолнца в водах лонных,
Яхотел бы затеряться
Взеленях твоих стозвонных.
Россия в сердце поэта, и оттого такпронзительно и звонко это признание в любвик родному краю! Один из продолжателей есенинской традициив современной поэзии, Николай Рубцов, в точных и выразительных строчках передалэто качество творчества Есенина:
Верстывсе потрясенной земли,
Всеземные святыни и узы
Словноб нервной системой вошли
Всвоенравность есенинской музы!
Родился Есенин наРязанщине, в привольно раскинувшемся среди широких полей на крутом берегу Оки селеКонстантиново. Но из рязанской деревнипоэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и заграницей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.
Память детства —«Родился я с песнями в травном одеяле» —питала корни его поэзии и самой жизни. В одной из автобиографий поэт отмечает, что у него было «детство такое же,как у всех сельских ребятишек»1.Оно оставило неизгладимый след в его творчестве.
Какхорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездамибывал он в бесконечно дорогих местах, где прошли детство и юность. Душа же осталасьнавечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским раздольям.Русскаяприрода, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература — вот истинныеисточники его поэзии. Именно разлука сродной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности,которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.
Для поэта родная деревня в России — это нечто единое,родина для него, особенно в раннем творчестве — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критикиопределили как понятие «малой родины». С присущей С.Есенинулирической склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к Россииобращается как к близкому ему человеку:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу…
Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину,всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, чтосохраняет вечную ценность — это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Именно народные представления о красоте и добре воплощены в творчествеЕсенина. В его стихах поэзия сопутствует человеку во всем — в нелегком крестьянском труде и в веселыхдеревенских празднествах.
О пашни,пашни, пашни,
Коломенскаягрусть,
На сердцедень вчерашний,
А в сердцесветит Русь.
Самаяприрода — средоточие красоты. Есенин черпал поэзию из этой кладовой. И трудно назвать другого поэта, поэтическое восприятие которого было бы так непосредственно иглубоко связано с миром родной природы:
Я попервому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Человеки природа слиты в мироощущении поэта. У них общая жизнь и общий удел. Природа влирике Есенина действительно живая, наделеннаяразумом и чувством, способная откликнуться на боли и радости человека.
Поэтическое видение Есенина конкретно, поэтому так зримы, звучны и многоцветныего стихи. Поэт создает гармоничный мир, где все согласовано и имеет своеместо:
Тихо, на корточках,в пятнах зари
Слушают сказ старикакосари...
Такая яркая образность может быть рождена только глубоким и истинным чувством.Есенин искал и находил неожиданные образы, его удивительные сравнения иметафоры приходили, как правило, из обыденной крестьянской жизни: «вечерморозный, какволк, темно-бур»; «по равнине льется березовое молоко»; «рассвет рукойпрохлады росной сшибает яблоки зари».
Образ никогда не был для него самоцелью. Размышляя о поэтах, которые грешилиформотворчеством, он точно обозначил источник их заблуждений: «У собратьев моих нетчувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».
Есенин был наделен, как отмечали едва ли не все писавшие о нем, исключительной,феноменальной впечатлительностью. Он открывал в привычном прекрасное,одухотворял своим словом каждодневное:
Выткался на озереалый свет зари.
На бору со звонамиплачут глухари.
И эта же повышенная впечатлительность не позволяла ему проходить мимо чужогогоря, наделила его Музу отзывчивостью, распространявшейся действительно на всеживое:
Не дали матери сына, Первая радость невпрок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок.
Порой его поэтическиеоткровения, точность видения представляются чудом, рожденным не человеком, асамой природой. Не случайно М.Горький в своем очерке о Есенине подчеркивал именно эту мысль: «Есенинне столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии,для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного— заслужено человеком».
Да, природный дар поэта огромен. Но было бы не совсем справедливо считатьЕсенина неким поющим на свирели беспечным деревенским пастушком, Лелем. Кстати,самому поэту всегда было неприятно такое толкование его творчества. За каждымего поэтическимозарением стояла серьезная литературная работа. Есенин пришел в город не наивным«природным человеком». Он хорошо знал классическую литературу, свою поэтическуюродословнуювел от А. Кольцова. А в итоговой автобиографии (октябрь 1925) подчеркивал огромное значение длянего Пушкина: «В смысле формального развитиятеперь меня тянет все больше к Пушкину».Интерес к русской классике проснулся у Есенина еще в период учебы в Спас-Клепиковской учительскойшколе. И позже в Москве на занятиях внародном университете Шанявского он продолжил ее углубленное изучение.Особенно поэт любил Гоголя. И так же, какавтор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, по и вдумчивоизучал устное народное творчество.Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражениямира.
Известно, что Есенин собрал и записал четыре тысячи частушек. Уже это былосвоеобразной, но, несомненно, живой и серьезной поэтической школой. В своеминтересе к этой форме народного творчества Есенин был неодинок. В то время частушкаактивновходила в произведения Блока, Маяковского, Д. Бедного. В 1918 году 107 частушек в записи Есенинапоявились на страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства». А в 1920 году он выпустил книгу «Ключи Марии» —толкование миросозерцания и творчестванарода.
Уже впервых юношеских стихах, появившихся в печати в январе 1914 года, Есенин — незаурядный поэт, так богато исвежо его поэтическое чувство, так точно ивыразительно образное видение! Но егожизнь в большой русской литературе началась, пожалуй, 9 марта 1915года, после знаменательной встречи с А. Блоком. Есенин, начинающий поэт, не случайно пришел именно к Блоку. Он хорошо знал творчество своего старшегосовременника и ощущал определенноепоэтическое родство с ним. Впоследствии, осмысляя свой путь в искусстве, Есенин точно обозначил круг своих интересов и поэтических истоков: «Изпоэтов-современников нравились мнебольше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили лиричности». Блок мгновенно почувствовал самобытныйзвонкий дар «молодого рязанскогопарня» и говорил с ним как с собратом по перу. Он не обучал и наставлял, априглашал Есенина к соразмышлению отворчестве, словно предвидя трудную поэтическую судьбу молодого поэта: «… ядумаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него несбиться, надо не торопиться, ненервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее». Блок делает для Есенина, бытьможет, самое необходимое ему в тот момент: помогает укрепиться чувству уверенностив собственных силах и приближает, посредством рекомендательных писем в журналы, встречу есенинскихстихов со своим читателем.
Читателипетроградских журналов, в которых одно за другим стали появляться стихотворенияЕсенина, были буквально ошеломлены искренностью его поэзии. Порыв к людям, близостьк природе,любовь к Родине, поэтизация простых человеческих чувств — эти настроения и мысли, прозвучавшие в есенинских стихах, покорили современников. До революции вышлавсего одна книга поэта — «Радуница» (1916), но известность Есенина былаогромной. Современники ждали его новыхстихов, они относились к ним как к беспримерному жизненному документу,обращенному и адресованномунепосредственно к каждому читателю. Поэт стремительно сокращал расстояние между автором, лирическим героем ичитателем. Отдавая себя целиком на читательский суд, делясь сокровеннымичувствами, он с полным основанием мог написатьвпоследствии: «… что касается остальных биографических сведений,— они в моих стихах».
ПоэзияСергея Есенина глубоко патриотична. Уже в первых стихах с беспощадной искренностью воспел он высокуюгражданскую любовь кРодине:
Есликрикнет рать святая:
«Киньты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надорая,
Дайтеродину мою».
Родина, в сущности, главная человеческая и творческая тема поэта. Со всейнеизбежностью сыновняя любовь Есенина к окружающему миру переходит в большуюлюбовь к Родине, ее прошлому и настоящему. Поэтическое восприятие Родины поэтом так же конкретно инепосредственно, как и изображение им природы. В первую очередь это крестьянскаяРусь, шири рязанских полей, односельчане, близкие. Радость от общения слюбимым краемне заслоняет картин нелегкой крестьянской жизни.
Заглушилазасуха засевки,
Сохнетрожь, и не всходят овсы,
Намолебен с хоругвями девки
Потащилисьв комлях полосы.
Доскональное знание крестьянского бытия, чаяний сельских тружеников делаетЕсенина певцом народа, Руси. Всей душой онжелает, чтобы жизнь крестьянстала более радостной и счастливой. В дореволюционной России поэт не может не видеть безотрадной забитости и обездоленностидеревни («Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь»). Гневно не приемлет поэт первую мировую войну, несущую народу новыебеды. Но, пожалуй, большевсего угнетает сострадательную душу ощущение безысходности происходящего:
И Русь все так же будетжить,
Плясатьи плакать у забора.
Острое социальное видение позволяет Есенину воспринять Февральскую революциюв развернутой исторической перспективе. К дальнейшему и более глубокому обновлениюстраны призывает он в первом же своем поэтическом отклике после февраля 1917 года:
О Русь, взмахникрылами, Поставь иную крепь!
С особым энтузиазмом в «Небесном барабанщике» поэт выразит своеотношение к преобразующей силе Октябрьской революции. Ее подлиннонародный характер, масштаб социальных изменений не могут не привлечь к ней бунтарскуюдушу поэта. Даже его богоборческие поэмы тех лет «Преображение», «Иорданская голубица»,«Инония», пронизанные расплывчатым пониманием революции, наивным представлением огрядущем «крестьянском рае», были все же ощутимым ударом по старому миру. Голос Есенина, воспевающегореволюцию, звучит в унисон с поэтическим гимном революции в поэме Блока«Двенадцать», с революционными стихами Маяковского и Д. Бедного. Рождаетсядействительно новая —советская поэзия.
И, тем не менее, бессмысленно, да и не нужно отрицать сложность ипротиворечивость восприятия поэтом коренной ломки патриархального укладажизни. Есенин в автобиографии отмечал: «В годы революции был всецело на сторонеОктября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
Размышленияо судьбах современного крестьянства приводят Есенинак истории. Он обращается к крестьянской войне XVIII века и создает пронзительнуюдраматическую поэму о выдающемся вождекрестьянских масс Емельяне Пугачеве. Стихия народного бунта мощно выплеснулась в строчках «Пугачева».Героя поэмы он рисует великимсострадальцем народным бедствиям, но при этом исторически обреченным политическим деятелем.
В период гражданской войны и первые послевоенные годы страна переживаетколоссальные перемены, деревня преобразуется на глазах. Неслыханная глубина перестройкивременами пугает поэта.Особенно значительны эти колебания в 1919—1920 годах. Деревня кажется ему принесенной в жертву чуждому городу. Щемяще звучат строки поэта в «Сорокоусте»:
Милый,милый, смешной дуралей,
Нукуда он, куда он гонится?
Неужельон не знает, что живых коней
Победиластальная конница?
И все-таки новое неотвратимо захватывает душу поэта. Он чувствует, чтопатриархальные устои уже не могут восприниматься как безусловное и единственноеидеальное начало. Время рождает иные ценности.
До конца понять правомерность и перспективность социального переустройствастраны помогает поездка с женой, известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, постранам Европы и СоединеннымШтатам Америки (1922—1923). Подлинный патриот,Есенин не может без боли видеть неопровержимые свидетельства технической отсталости России. В то жевремя он остро почувствовал убогостьдуховной жизни Запада, всепоглощающуювласть денег. В сердце рождается гордость за грандиозность происходящих на Родине революционныхпреобразований. В настроениях поэтапроисходит перелом, появляется устойчивое желание открывать как бы заново собственную страну:
Издательславный! В этой книге
Яновым чувствам предаюсь,
Учусьпостигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленнуюРусь.
/>Сергей Есенин — сын России. Ее новь,социальный выбор большинства народастановятся родным и для него. Поэту внятно то, «о чем крестьянская судачитоголь», он вполне разделяет решениеодносельчан: «С Советской властью жить нам по нутрю». Прощание со старой деревней неизбежно:
Полевая Россия!Довольно
Волочитьсясохой по полям.
Нищетутвою видеть больно
Иберезам и тополям.
Как ощутима в этих строчкахболь за Россию духовнаяпреемственностьесенинского творчества русской классике!
Беззаветностьчувства любви к Родине приводит Есенина к революционной теме. Появляется удивительныйреволюционный эпос «Песнь о великом походе», написанный в форме частушки. Он воздаетблагодарную дань героям революции («Баллада о двадцати шести», «Капитанземли» и др.), преклоняясь перед самоотверженными борцами за великую идею, передлюдьми, открывшими Россииновые горизонты. Их жизнь для поэта — пример гражданскогослужения Отчизне:
Я тем завидую,
Кто жизнь провел вбою,
Кто защищал великуюидею…
Осмысление революции и социальных преобразований в стране достигаетподлинного историзма в поэме «Анна Онегина» (1925). И в освоении этой темы Есенин снова в одном ряду с Маяковским и Д. Бедным. В «Анне Снегиной»прозвучали удивительно точные ивыразительные слова о Ленине как действительно народном вожде:
Дрожали, качалисьступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он — вы»…
Революционная тема в поэзии Есенина объективно вводила поэта в общий с народом круг, давалажизненную перспективу. Однако поиск места в новой действительности оказался длянего оченьсложным. То новое, что с такой художественной силой воплотилось в егоискусстве, с трудом утверждалось в собственной судьбе. Новое принято и воспето, ногде-то в тайниках души прячется тоска, поэта тяготит ощущение душевнойусталости:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом яодной ногою,
Стремясь догнатьстальную рать,
Скольжу и падаюдругою.
Сложно складывается и личная жизнь. Всегда окруженный поклонниками идрузьями, Есенин, в сущности, одинок. Горькая строчка вырывается у него — «Ни в чьих глазах не нахожу приют»,— а как нуждается он в «дружьей улыбке»! Всюжизнь Есенин мечтал о семье, о «своемдоме». Семьи не получилось. Долгиегоды его быт беспорядочен. Натуре поэта такой образ жизни чужд. «С небывалой жестокостью к самому себе»(П. Орешин) Есенин обнажает своизаблуждения и сомнения в цикле «Москвакабацкая». Не упоение разгулом в этих стихах, а мучительные философские раздумья над смыслом жизни, надсобственной судьбой.
Он искал спасения от «мрачных сил, терзающих и губящих» в образах родной природы, в обращении кдорогим ему людям — матери, сестре, любимымженщинам, друзьям. В посланиях Есенинапоследних лет открываются новые возможности эпистолярного стихотворного жанра, традиционного в русскойлитературе. Эта поэтическая формадоверительного обращения наполняется особойлирической исповедальностью и патриотическим звучанием. За обликом дорогой ему женщины встает«иконный и строгий лик» Родины, любимая сестра сравнивается с березкой, «что стоит за родимым окном». Напряженная исповедьЕсенина, во многих стихах обращеннаяк конкретному адресату, оказывается общезначимой.Из личного переживания вырастает общечеловеческое. Слияние личного иобщественного в поэзии Есенина приводит к тому, что в лирике он выступает какпоэт «с большой эпической темой», а впоэмах, особенно в «Анне Снегиной», полноценно звучит его лирический голос.
Знаменитые строки «Письма к женщине» говорят не только о сложности судьбыпоэта, но и о драматизме истории:
Не знали вы,
Что я в сплошномдыму,
В развороченномбурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас роксобытий.
Действительно, в каждом образе, в каждой строке мы чувствуем обнаженноеесенинское «я». Для такой искренности необходимы мудрость и мужество. Есенин рвалсяк людям, погружение в себя, «пустыня и откол» были для него тупиком,творческим и человеческим (обэтом — одно из его последних произведений — трагическая поэма «Черный человек»,законченная 14 ноября 1925 г.). Поэт надеялся обрести новую творческую жизнь:
И пусть иная жизньсела
Меня наполнит
Новой силой.
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.
Поэты круга С.Есенина того времени — это Н.Клюев,П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева — близкого другаи поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля, /И церковь ненаймит казенный». В есенинской поэзии в 1917 году появляется новоеощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь».Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это инадежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родногокрая, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновенияприроды и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание междужеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красотуприроды, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. Весенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы иразума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. Впослереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами оместе поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родногокрая, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарныйЛенин на стене заменяет икону, а «пузатый „Капитал“ — Библию.Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни:»Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки: «Мояпоэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться отсвоего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам».
Сегоднянам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведьнаписаны они были в 1924 году, когда само название - Русь — было едва ли незапретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темойродины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции«последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Однимиз программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение«Спит ковыль»:
Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть".
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится кзрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на долюесенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтическихобразах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски,полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менеетрадиционный «свет луны», противостоит «новый свет»,скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучитпризнание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатойизбы».
Он один из наиболее часто встречающихся в лирикеС.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый,но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая»,«золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценностипреобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой,гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается дляпоэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколькориторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается какглубокое и искреннее признание автора. />
В последние годыжизни приходит к поэту человеческая и творческая зрелость. 1924—1925 годы, быть может, наиболее значительны по тому, что было им создано. С сентября1924-го по август 1925-го Есенинпредпринял три довольно длительные поездки по Грузии и Азербайджану. В результате этих поездок родился, в частности, удивительный цикл стихов«Персидские мотивы». Грузинский поэтТициан Табидзе отмечал, что «… Кавказ, как когда-то для Пушкина, и для Есенина оказался новым источником вдохновения. В отдалении поэту пришлось многоепередумать… Он чувствовал наплывновых тем...». Укрупняется масштаб виденияпоэта. Его гражданское чувство способно воспеть не только роднойрязанский уголок, но всю «шестую часть земли» — большую Родину:
Я буду воспевать
Всем существом впоэте
Шестую часть земли
С названьем кратким«Русь».
Поэзия Есенина живет во времени, взывает к сопереживанию. Его стихи дышатлюбовью ко всему, «что душу облекает в плоть». Земная простота предмета изображения превращаетсяв высокую поэзию:
Каждыйтруд благослови, удача!
Рыбаку — чтоб с рыбойневода.
Пахарю — чтоб плуг его икляча
Доставалихлеба на года.
Поэт стремился к полноте бытия, отсюда родилась эта жизнелюбивая строчка: «Оверю, верю, счастье есть!» И даже живописность многих его произведений, особенно враннем творчестве, обусловлена этой жаждой включить все многообразие окружающей жизни в свойпоэтический мир. Есенин постигает глубинные законы жизни человека и природы и мудроблагословляет все, что «пришло процвесть и умереть». В его проникновенном «Счастлив тем, что я дышал и жил» — щедраяблагодарность миру, наполнившему душунеиссякаемыми впечатлениями.
Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Таковаего природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадилтолько себя. Другого пути для художника он не знал:
Быть поэтом — это значитто же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцеватьсебя по нежной коже,
Кровьючувств ласкать чужие души.
Читатель, ощущая эту щедрую самоотдачу поэта,покоряется эмоциональной мощи есенинских стихов.
Сегодня поэзию Есенинахорошо знают и любят во всех республиках нашей страны, во многих зарубежныхстранах. Такая глубоко русская, с огромной лирической силой воспевающая родную природу, родную страну —она оказаласьдействительно интернациональной. И поэтомутак органичны слова литовского писателя Юстинаса Марцинкявичюса орусском поэте: «Есенин — чудо поэзии. И како всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо надо пережить. И надо в неговерить...»
Таким образом, темародины в поэзии С.Есенина развивается от безотчетной, почти по-детскиестественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.