Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя«Ревизор»
Примерный текст сочинения
Говоряо действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем— смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций,комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Дажесам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приездемогущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова.Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый идеспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полныебессильной ярости слова городничего о том, что он «мошенников над мошенникамиобманывал», «даже трех губернаторов обманул». Зрительный залдрожит от смеха, а городничий бросает в публику убийственную реплику:«Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..» Эти слова заставляют всерьеззадуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлениигоголевской комедии.
Перечитаемеще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизньзахолустного, забытого богом городишки, от которого «хоть три года скачи,ни до какого государства не доедешь». Патриархальная простотапровинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщитьчиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при этом глубокомысленное мнениесамого «просвещенного и вольнодумного» человека в городе, АммосаФедоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическимипричинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешнейполитики России и убогих, мелких интересов провинциальных, чиновников.
Распоряжениягородничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизорасразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах.Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках,курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение,сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому что за этимскрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностьюзависят от мерзавцев и мошенников. Забавная типично провинциальная деталь огусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольнопрозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Самафамилия судья Ляпкина-Тяпкина не требует дополнительных комментариев. Пронизаныюмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например, о том,который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую, гримасу, которая можетбыть неправильно истолкована господином ревизором. Лука Лукич Хлопов, насмертьперепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим,вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор зато, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что вРоссии 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись ипреследовались прогрессивные свободолюбивые взгляды. Особенно это касалосьучебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственныхидей.
Комедиясредствами юмора и сатиры отображает российскую действительность эпохи реакции,затрагивая все главные стороны чиновничьего мира. Вспомним, с какой готовностьюи пониманием воспринимает почтмейстер просьбу городничего «немножкораспечатать и прочитать» каждое прибывающее в почтовую контору письмо…Смешны откровенные до наивности признания Шпекина о том, что он вскрывает ичитает из любопытства чужие письма, которые для него гораздо интереснее иувлекательнее, чем «Московские ведомости». Особенно понравившиесяпочтмейстер даже оставляет у себя, чтобы зачитывать наиболее «игривые»места городскому обществу. Судя по этим откровенно циничным словам, у Шпекинане возникает ни малейших угрызений совести по поводу грубейшего нарушениязакона, гарантирующего гражданам России тайну переписки. Подобное грустноеявление тоже было весьма распространенным в царской России.
Многокомических моментов в пьесе связано с образом Хлестакова, который сам по себеабсолютно ничего не представляет. Смешно его артистическое, вдохновенноевранье, которое резко контрастирует с его действительным незавидным положением.Забавно слушать рассказ о роскошных обедах, доставляемых из Парижа, отчеловека, ведущего полуголодное существование. Смешно, что, завравшись,Хлестаков выдает себя за известного писателя и называет в качестве написанногоим романа популярный общественно-литературный журнал «МосковскийТелеграф». Но грустно, что чиновники почтительно выслушивают его, незаметив вопиющего несоответствия. Значит, они не только ничего не читают, но идаже не знают о том, какие журналы издаются в России. Это характеризует общийнизкий культурный уровень чиновничества, которое призвано стоять на стражезаконности и порядка, способствовать процветанию страны, а значит, обладатьшироким кругозором. Лжет не только Хлестаков, но и все остальные герои пьесы.Пытаясь произвести выгодное впечатление на мнимого ревизора, городничий сотвращением отзывается о картежных играх, на которые он якобы не может убиватьдрагоценное время. Лучше, по его словам, употребить его «на пользугосударственную». Как горька здесь знаменитая гоголевская ирония! Если быэто действительно соответствовало истине, то совсем иной была бы жизнь нетолько этого провинциального городишки, но и всей России.
Такимобразом, выставляя на всеобщее обозрение пороки государственной бюрократическойсистемы, воплощенные в индивидуально обрисованных образах представителей этойсистемы, Гоголь бичует их своим беспощадным смехом. И комическое здесь ещеболее ярко оттеняет общую трагическую картину злоупотреблений и преступленийроссийского чиновничества.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www. bolshe.ru/